Управляющая компания заключает договор с ресурсоснабжающей организацией

Подписан закон о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями Бесплатная юридическая консультация: Устанавливается возможность заключения.

Подписан закон о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями


Бесплатная юридическая консультация:

Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Оглавление:

Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/53204.html/

Как может быть составлен образец договора управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией?

Все жильцы многоквартирных домов живут в комфорте, так как обеспечены водой, светом, отоплением. Многие принимают такое обеспечение как данность, ведь это не бесплатно.

Тем не менее, не лишним будет знать, как именно эти блага цивилизации позволяют современным горожанам не испытывать бытовые неудобства.

Кто такая поставляющая ресурсы контора, и может ли быть ресурсоснабжающей организацией управляющая компания?

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая компания, то считается, что именно она занимается ресурсоснабжением.

На самом деле УК обычно является лишь посредником между жильцами и производителем ресурсов, который является одновременно и поставщиком.


Бесплатная юридическая консультация:

Например, воду поставляет городской водоканал, имеющий на это полномочия, необходимое оборудование и т. д.

Или тепло, которое появляется в домах благодаря сразу нескольким организациям. Его могут поставлять как с помощью теплосетей, так и с помощью индивидуальных котельных станций.

Это касается и остальных ресурсов, которые необходимы для проживания в городской квартире. Тяжело представить, чтобы этим занималась управляющая организация.

Отношения с УК

Естественно, если управляющая компания занимается содержанием многоквартирного дома, то она не может не сотрудничать с поставщиками ресурсов. Главная обязанность УК в этой ситуации – заключение договоров с такими организациями от лица собственников квартир. Если бы не УК, жильцам пришлось бы самостоятельно оформлять все контракты.

Процедура заключения такого соглашения осуществляется поэтапно:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. выбор ресурсоснабжающей организации. УК обязана проверить надежность компании, ознакомится с официальным сайтом РСО.
  2. Подготовка документов.
  3. Осуществление переговоров с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая компания может направить свою заявку по почте или обратится лично через представителя. Выбор процедуры отправления заявки остается за УК.
  4. Ожидание ответа. По закону у поставщика есть всего месяц, чтобы рассмотреть заявку и приложенные документы, а затем дать ответ. Если каких-либо бумаг не хватает, РСО должна прислать уведомление в течение 5 дней после обращения УК. Если после этого управляющая компания в течение 30 дней не предоставить необходимую документацию, процедура рассмотрения заявки будет прекращена.

УК не имеет права отказаться от заключения соглашений о поставках необходимых ресурсов, оставив многоквартирный дом без света, отопления или воды. Кроме того, управляющая компания берет на себя ответственность за оплату поставляемых ресурсов, несмотря на то, что фактически их оплачивают жильцы.

Какие бывают виды договоров управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией?

Управляющая компания как представитель собственников жилья обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями большое количество соглашений.

Обычно это три вида договоров – поставки, подряда и договор на оказание услуг. Порядок их заключения, выполнения и расторжения регулируется гражданским законодательством.

Чаще всего стороны заключают именно договор поставки, например, электроэнергии или тепла. Соглашение составляется по всей форме, с описанием прав и обязанностей УК и поставщика. Также указываются сроки, размер и способ оплаты, ответственность участников за невыполнение условий контракта.

В договоре обязательно учитывается количество поставляемых ресурсов. При этом специалисты управляющей компании имеют право проверять, сколько на самом деле электричества или воды поставляет ресурсоснабжающая организация.


Бесплатная юридическая консультация:

Следующий документ – договор на оказание услуг. Обычно управляющая компания заключает его с организациями, занимающимися вывозом мусора с территории многоквартирного дома. Этот документа также содержит все необходимые существенные условия, которые позволяют сторонам сотрудничать друг с другом.

Для того чтобы жилое здание и придомовая территория содержались в порядке, УК нередко пользуется услугами наемных работников. И сотрудничество между ними осуществляется на основании договора подряда. Это так называемый гражданско-правовой договор, который заключается между работодателем и работником для выполнения конкретных задач.

В нем указываются права сторон, их обязанности и сведения об оплате за выполненную работу. Обязательно описывается ответственность участников соглашения и сроки, в течение которых работник обязуется выполнить установленный объем работы.

Споры между ними

Жилищным кодексом РФ установлено, что все услуги поставщиков оплачивает именно управляющая компания. Это удобно жильцам, так как им не нужно самостоятельно сотрудничать с каждой организацией.

УК это также выгодно, так как она занимается всеми финансовыми вопросами от лица жильцов МКД. Кроме того, это условие прописано и в соглашениях.


Бесплатная юридическая консультация:

Поэтому большинство спорных ситуаций между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией возникает из-за задолженностей за предоставленные услуги. Несмотря на то, что вины УК в этом нет, отвечать приходится руководству компании.

Поэтому управляющая компания таки настойчиво просит собственников квартир не затягивать с оплатой за коммунальные услуги. На практике всегда находятся жильцы, которые влезают в долги, провоцируя тем самым конфликт между поставщиком и УК.

Тогда поставщики подают на компанию в суд. И взыскание задолженностей осуществляется именно с управляющей компании.

Все собственники квартиры обязаны выбрать способ управления свои домом. Если это управляющая компания, то следует знать все необходимое о том, как именно она выполняет свои обязанности перед жильцами.

И каким образом УК сотрудничает с большим количеством организаций для того, чтобы жильцы многоквартирного дома не испытывали никаких неудобств.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://mylawyer.club/nedvizhimost/kvartira/upravlenie/uk/resursosnabzhayushhaya-organizatsiya.html

Ресурсоснабжающая организация и управляющая компания: совместная работа и виды договоров

Проживая в многоквартирном доме, мы привыкли получать все блага цивилизации. Только представьте, что могло быть с нами, не будь у нас света, тепла, газа и воды. Но нам повезло, и любой многоквартирный дом поставляет своим жильцам все необходимое.

Как происходит данное действие в правовом аспекте, мы не знаем, но зато догадываемся, что происходит такое исправное обслуживание благодаря взаимодействию управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Рассмотрим поставку ресурсов жильцам более детально.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Бесплатная юридическая консультация:

Что такое ресурсоснабжающая компания (РСО)?

Что представляет собой РСО? Многие не знакомы с подобным термином и полагают, что за свет, газ и воду в их доме несет ответственность представительство управляющей компании. Ресурсоснабжающая организация — это производитель необходимого ресурса и одновременно его поставщик.

К примеру, вода – это заслуга городского водоканала, который по трубам направляет ее к вашему дому. Если говорить об отоплении в холодное время года, то за это несут ответственность сразу несколько организаций. Для домов с индивидуальным обеспечением тепла действуют свои котельные отопительные станции, установленные во дворах или на крышах, а для тех, кто питается теплом за счет города – теплосети.

Поставщиком электроэнергии являются гидроэлектростанции, которые, в зависимости от населенности города, могут встречаться часто или же быть одной на целый город. Поставщиком газа является городская газовая служба.

Стоит учитывать, что тарифы устанавливаются не самой ресурсоснабжающей компанией, а государством.

Может ли УК быть ресурсоснабжающей организацией?

Многие путают понятия управляющей компании (исполнителя) и ресурсоснабжающей организации. Исполнитель занимается обслуживанием домов, общей жилой площади по договору с потребителями (собственниками жилья). Производители (поставщики) предоставляют и продают ресурсы:


Бесплатная юридическая консультация:

  • электрическую и тепловую энергию;
  • воду, её отведение;
  • газ.

Юридическое лицо, обслуживающее многоквартирный дом — промежуточное звено между квартиросъёмщиками и РСО.

Обязанности друг перед другом

Между организациями не выстроены прочные правовые отношения. Взаимоотношения РСО с УК определяют заключенные соглашения. Работа между поставщиками и исполнителем ведётся по договорам, которые соответствуют требованиям законодательства: Закона о правах потребителя, Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, письма Минстроя РФ №АЧ. Основные моменты и нормы указывают в прилагаемых документах.

Виды договоров:

  • на поставку;
  • на оказание услуг;
  • договор подряда.

На основании соглашения РСО имеет право:

  • при неисправности общедомовых счётчиков выставить счёт УК по отраслевым нормам (в 20 раз больше);
  • расторгнуть соглашение с УК при долге более чем за 3 месяца, это не относится к общедомовым нуждам;
  • при росте задолженности УК по оплате взыскать долг через суд.

В обязанности УК входит:


Бесплатная юридическая консультация:

  • подписание договоров с РСО;
  • контроль качества услуг;
  • постоянное бесперебойное обеспечение ресурсами;
  • сбор средств и регулярная оплата полученных услуг.

Отношения и взаимодействие

Управляющая компания — третье лицо, которое взаимодействует между пользователями коммунальных услуг и РСО, поставляющими их.

На самом деле, управляющая компания от лица жильцов МКД заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о поставке благ. В договоре прописывается срок и тарифы.

Не путайте этот договор с тем, что заключается между УК и собственником.

Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.

Таким образом многие управляющие компании становятся банкротами или попадают под действие приставов-исполнителей, поэтому, ручаясь за целый многоквартирный дом, председатель несет определенный риск.


Бесплатная юридическая консультация:

Виды договоров

Между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией может существовать множество видов договоров. Это обусловлено тем, что осуществляют организации разные услуги, а это значит, что и договора могут отличаться друг от друга.

На поставку ресурсов

Самый распространенный договор между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией – договор поставки. Его заключают, к примеру, на поставку электроэнергии.

Договор имеет стандартный вид и соответствует Гражданскому кодексу. В договоре поставке рассказывается о правах и обязанностях сторон, о сроках и количестве поставки, раскрывается вопрос об оплате и ответственности за неисполнение пунктов договора.

В договоре должно отмечаться среднесуточное количество энергии, которое должно поставляться в дом. Иногда сотрудники управляющей компании могут провести замеры, и если показатели сильно отличаются от указанных в договоре, возможно, сторона ресурсоснабжающей организации их обманывает.

На оказание услуг

Не менее важный договор – на оказание услуг. Их обычно заключают с компаниями, которые ответственны за вывоз мусора. Помимо оплаты и прав сторон прописываются сроки в которые вывозятся отходы, примерное время и частота в неделю.

Конечно же, здесь также есть место для того, чтобы прописать ответственность за невыполнение тех или иных пунктов договора.

Договор подряда

Часто встречается и договор подряда. Починить перила, покрасить подъездные стены, отладить неисправный лифт, убрать территорию — все это выполняется не руками сотрудников управляющей компании, а наемными рабочими за определенную плату. С ними и заключают так называемый договор подряда.


Бесплатная юридическая консультация:

Поговорим о содержании данного договора: в нем говорится о правах сторон, обязанностях сторон, оплате труда работников, обязательно прописывается ответственность за неисполнение тех или иных пунктов договора. Данные пункты очень важны, так как могут повлиять либо на продление договора управляющей организации с ресурсоснабжающей организацией, либо на его досрочное расторжение.

Расчеты УК с РСО

На основании ст.155 ЖК управляющая компания переводит денежные средства РСО за потребителей. Соответственно, расчеты должны быть произведены в указанные в договоре сроки согласно тарифам РСО.

Некоторые жильцы оплачивают услуги с задержкой, кто-то не платит совсем. УК обязана выплачивать долги перед РСО из своих средств. Если она не в состоянии компенсировать задолженность, ресурсоснабжающее предприятие обращается с иском в суд, где ответчиком будет управляющая компания, так как договор заключен с ней. Ответчик должен вернуть долг и погасить пени.

В такой ситуации УК имеет право прекратить обслуживание помещений в МКД (разорвать договор), а также взыскивать долги с жильцов-задолжников, но перед РСО она будет отвечать самостоятельно.

Споры: с чем связаны и как решаются?

Статья 155 Жилищного Кодекса говорит о том, что оплату за поставленные ресурсы за жильцов осуществляет управляющая компания. Этому есть объяснение — многим жильцам просто неудобно самостоятельно обращаться в каждую ресурсоснабжающую компанию и платить за услуги. Намного проще, когда есть возможность оплатить всю сумму целиком, а из нее знающие люди сами решат, куда направлять денежные средства.


Бесплатная юридическая консультация:

Но часто именно из-за того, что УК осуществляет сбор денежных средств, у нее возникают проблемы и с собственниками жилья, и ресурсоснабжающей организацией. А имеют они место вот почему.

Конечно, многие жильцы в силу жизненных обстоятельств, платят с задержкой, кто-то не платит за услуги вовсе. К сожалению, нет возможности лишить конкретного неплательщика ресурсов, из-за этого пострадает весь дом, поэтому ресусрсоснабжающие предприятия несут потери.

Потери главным образом связаны с тем, что управляющая компания не может поставить сумму, покрывающую долги на месяц. Конечно, когда долг становится весомым, ресурсоснабжающая компания в качестве истца обращается в суд, где ответчиком выступают не жильцы, так как договор заключен не с ними, а именно управляющая компания.

В этом и заключаются основные сложности взаимодействия ресурсоснабжающей компании и управляющей организации. О том, что ждет УК, если она не платит ресурсоснабжающей организации, мы рассказывали здесь.

Теперь вы знаете основные принципы, на которых строятся взаимоотношения между ресурсоснабжающей компанией и управляющей организацией. Зачастую, на ухудшение их отношений влияет наша безалаберность и отказ платить за потребляемые блага. Печально, но многие управляющие компании становятся банкротами и теряют возможность управлять многоквартирным домом. Поэтому, если у вас появились задолженности, постарайтесь их загасить как можно быстрее, возможно, из-за вас пострадают честные люди, дорожащие своей работой.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://101urist.com/nedvizhimost/uprav-mkd/upravlyayushhaya-kompaniya/resursosnabzhayushhaya-organizatsiya.html

Стоит ли заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями?

С 3 апреля собственники квартир получили право заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями. На самые злободневные вопросы ответили юристы и представитель управляющей организации.

Для чего это сделано?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Смысл вступивших в силу изменений в Жилищный кодекс – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего. Одновременно, данные изменения объективно делают более прозрачным процесс прохождения коммунальных платежей конечному получателю, исключают из цепочки отношений между потребителями (собственники и наниматели жилых помещений) и ресурососнабжащими организациями посредника – управляющую компанию.»

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:


Бесплатная юридическая консультация:

«Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.

Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой. Наоборот, мы еще и в минусе: ведь собираемость коммунальных платежей не превышает 95% – и это еще в лучшем случае. Всегда есть те потребители, которые не платят, – и деньги за них поставщикам ресурсов платим мы.

В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены «изымать» из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?

К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома. Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.


Бесплатная юридическая консультация:

Также переход поможет избежать «так любимой» для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация.»

Получится ли платить за коммуналку меньше?

«Нет, стоимость услуг при этом дешевле не станет – тарифы на услуги ЖКХ как росли в среднем на 4% по стране в год, так и будут расти. Зато у потребителя появится твердая уверенность, что его платежи ушли по назначению. Прямые договоры между жильцами и поставщиками ресурсов исключают посредника в лице управляющей компании, делая поставки коммунальных ресурсов и их оплаты более прозрачным для всех.

К тому же, при некачественно оказанных услугах, потребитель может их не оплачивать, предварительно осуществив необходимые замеры и поставив в известность монополиста. Если оплата идет через общую квитанцию, то «вычленять» некачественную услугу из оплаты становится сложнее.»

Как осуществить переход?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).»


Бесплатная юридическая консультация:

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания (подп. 1 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.»

А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:


Бесплатная юридическая консультация:

«Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным «виновником» заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья. По нашим оценкам, из примерно 1,2 трлн руб. общероссийской задолженности по услугам ЖКХ околомлрд рублей – это долги именно управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным (подп. 2 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

Что будет с должниками?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Если это возможно технически, то ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов (п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).


Бесплатная юридическая консультация:

В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд. Если сумма долга не превышает 500 тыс. руб., то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг будет вынесение судом судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом (ст. 151 Гражданского процессуального кодекса). Ответчиком по иску будет непосредственно гражданин-должник.»

А если есть долг по общедомовому потреблению?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре. Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей.»

Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (п. 5 ст. 3 Закона № 59-ФЗ). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен. Денежные средства могут истребованы гражданами от управляющей компании в судебном порядке. Штраф возместит гражданам расходы при повторной оплате услуг ЖКХ напрямую поставщику коммунальных ресурсов.»

С какими сложностями могут столкнуться собственники, если примут решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающами организациями?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Как в любом нововведении, в заключении прямых договоров, конечно же, есть узкие места. Потребителям может показаться неудобным наличие большого числа разных квитанций и счетов. К привычным «платежкам» за услуги управляющей компании, электричество и капремонт прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и газ. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо контактов с бухгалтерией управляющей компании. Именно управляющие компании до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам. Управляющие компании, по сути, являются тем самым «одним окном», куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.


Бесплатная юридическая консультация:

В случае заключения прямых договоров эти функции «регулировщика» лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, они будут непосредственно с региональными «энерго…», «водо…», «тепло…». А в новом законе остается не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Очевидно, что за то, что «вне дома», отвечает поставщик ресурсов, а то, что «внутри дома» – на совести управляющей компании. Но с юридической точки зрения эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций. Могу предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов о, скажем, слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут «перекидываться» между организациями. Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы «до границы дома» будут кивать на управляющие компании, чьи трубы «внутри дома» прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая компания, с которой они вправе требовать.

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом. Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Но в действительности монополисты это саботируют под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Увеличение числа квитанций, и как следствие, проведение соответствующих расчетов в большем размере, а также необходимость проведения взысканий с неплательщиков должны привести к расширению штата ресурсоснабжающих организаций, а это значит, что и к возрастанию затрат предприятия. Возникает вопрос: каким образом будет производиться компенсация таких расходов? Не получится ли, что заложенные денежные средства на прокладку и ремонт коммуникаций направят на печать, изготовление квитанций и оплату труда юристов?

Законодатель также не разъяснил порядок и не указал, кто будет отвечать за готовность внутридомового хозяйства к отопительному сезону, а это важнейший вопрос.

Еще можно добавить, что в случае судебных споров каждому потребителю придется самостоятельно решать возникающие вопросы с монополистами, в то время как до нововведений это делают управляющие организации.»

Какие перспективы у данного нововведения?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными.»

Источник: http://www.garant.ru/article//

Обязанность управляющей компании заключить договор с ресурсоснабжающей, ресурсопоставляющие организации

Заключение договора ресурсоснабжения обязательно как для управляющих МКД (УК и ТСЖ), так и для РСО. В каких случаях разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда? В каком порядке заключается договор при участии арбитров?

Обязательность заключения договора

Гражданское законодательство провозглашает свободу договора: понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Как правило, оформление договора обязательно только для одной стороны. Это справедливо для публичных договоров: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Договор ресурсоснабжения (поставки коммунального ресурса) относится к договорам энергоснабжения как разновидности договора купли-продажи, то есть для РСО обязанность заключать его следует из п. 1 ст. 426 ГК РФ. Во исполнение п. 1 ст. 157 ЖК РФ согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (см. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124) (далее — Правила заключения договоров ресурсоснабжения).Одновременно согласно п. 12 ст. 161 ЖК РФ, введенному Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, УК, ТСЖ, ЖК или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с указанными выше Правилами договоров с РСО, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Данная норма Жилищного кодекса ограничивает свободу договора для управляющего домом. Соответствующие положения нашли отражение в Правилах заключения договоров ресурсоснабжения. Таким образом, договор ресурсоснабжения обязателен для заключения сразу для обеих сторон.Обязательность заключения договора означает, что обязанная сторона не вправе отказать в его заключении обратившемуся к ней контрагенту. При этом закон не предусматривает обязанности стороны инициировать процедуру заключения договора, в связи с чем ситуации, когда договор ресурсоснабжения не подписан (а коммунальные ресурсы фактически поставляются в дом), вполне возможны, а это значит, что ни одна из сторон не заинтересована в заключении договора в письменной форме.Итак, заявку на заключение договора (оферту) вправе направить в адрес РСО управляющий домом. Необходимые приложения перечислены в п. п. 6, 7 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. Основания для отказа РСО от заключения договора обозначены в п. 13 (главное основание — отсутствие технической возможности). Если РСО получила заявку в отношении дома, поставка ресурса в который осуществляется по ранее заключенному договору, либо получила две и более заявки в отношении одного дома, рассмотрение таких заявок приостанавливается до выяснения полномочий по управлению домом тем или иным лицом (п. 9 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).Также согласно п. 10 рассматриваемых Правил РСО, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подписанного со стороны РСО.

Отказаться от заключения договора управляющий может только по основаниям, названным в п. 12 Правил заключения договоров ресурсоснабжения (если такой договор уже заключен с другой РСО на законных основаниях либо управляющий самостоятельно производит коммунальные услуги с помощью внутридомового оборудования и не использует коммунальный ресурс из централизованных сетей).Сторона, получившая оферту, в течение 30 дней должна направить другой стороне ответ (п. 1 ст. 445 ГК РФ):— о согласии заключить договор на предложенных условиях (извещение об акцепте);— о согласии заключить договор на иных условиях, соответствующих законодательству, в виде протокола разногласий к проекту договора (отказ от акцепта, новая оферта — см. ст. 443 ГК РФ);— об отказе от заключения договора.

Обращение в суд одной из сторон

Если сторона, направившая заявку, не получила в указанный срок никакого ответа либо получила ответ об отказе от заключения договора по основаниям, не предусмотренным Правилами заключения договоров ресурсоснабжения (то есть контрагент уклоняется от заключения договора), она вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора (п. 11 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, п. 4 ст. 445 ГК РФ).Исходя из п. 1 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая заявку и получившая протокол разногласий к проекту договора, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта . В силу того что и для управляющего, и для РСО заключение договора обязательно, они могут руководствоваться и п. 2 ст. 445 ГК РФ. В этом случае инициатива переходит к стороне, получившей оферту и направившей контрагенту протокол разногласий: при его отклонении или игнорировании в течение 30 дней указанная сторона вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (при этом продолжительность срока для передачи разногласий на рассмотрение арбитражного суда законодательством не установлена). Подчеркнем, что требования о понуждении к заключению договора и рассмотрении разногласий выдвигаются в добровольном порядке: если инициировавшая процедуру заключения договора сторона потеряла интерес, договор не будет заключен.——————————— Однако, как указано в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, этот срок не является пресекательным, то есть его истечение не лишает сторону права предъявлять иск.

Здесь следует обратить внимание на правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 31.01.2012 N 11657/11. Реализация права стороны, управомоченной требовать заключения договора в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке или подписание неуполномоченным лицом и т.п.). Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению. В частности, это означает, что формулировка иска «о понуждении к заключению договора» не является основанием для отказа в удовлетворении требования в ситуации, когда контрагент не уклоняется от заключения договора, а согласен заключить его на условиях, отличающихся от предложенных истцом (представляет протокол разногласий). Уже в суде ответчик может возражать по поводу отдельных условий договора.Оговоримся, что передавать на рассмотрение суда требование о понуждении к заключению договора или определении условий договора следует, только если соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству он установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Под досудебным порядком в данном случае понимается направление оферты одной стороной другой стороне.

Дешёвые авиабилеты Антананариву — Умео находятся здесь

При этом офертой признается предложение, которое является достаточно определенным и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Важно, что оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Поэтому если первоначальная оферта и протокол разногласий, которыми обменялись стороны, не содержали всех существенных условий договора, то суд оставит иск без рассмотрения (Постановление ФАС ДВО от 22.04.2013 N Ф/2013).

Решение суда как способ согласования условий договора

Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор — условия, на которых стороны обязаны его заключить. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Суд в своем решении устанавливает все необходимые условия договора. Если речь идет об урегулировании разногласий, арбитры определяют спорные условия. Если же речь идет о принуждении к заключению договора, суд оценивает имеющийся проект и рассматривает все возражения по нему, также определяя все существенные условия.Именно поэтому договор, спор о заключении или условиях которого передан в суд в соответствии с законом (ст. 445 ГК РФ), следует считать заключенным с момента вступления в силу решения суда. Такой позиции придерживаются правоприменители (см. Определение ВАС РФ от 13.09.2013 N ВАС-10148/13, Постановления ФАС ВСО от 23.08.2012 по делу N А/2011, ФАС ЗСО от 20.09.2012 по делу N А/2011, ФАС СЗО от 28.09.2012 по делу N А/2012). С этого же момента договор вступает в силу и становится обязательным для сторон, если они добровольно не установили, что условия такого договора применяются к правоотношениям, возникшим ранее (п. п. 1, 2 ст. 425 ГК РФ). Сказанное означает, что для заключения договора достаточно судебного решения: сторонам необязательно составлять и подписывать один документ согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ.

Ни РСО, ни управляющий домом не вправе отказать друг другу в заключении договора. Поэтому каждая сторона может добиться заключения договора ресурсоснабжения в судебном порядке. В суде стороны вправе оспаривать любое условие договора, окончательное решение остается за судом. На условиях, указанных в резолютивной части судебного акта, договор считается заключенным и начинает действовать с момента вступления в силу решения суда.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Практическое пособие по организации, выводу на рынок и развитию управляющей компании по управлению жилыми домами Содержание

1 …6 17 … 27

Организация отношений с подрядными и ресурсоснабжающими организациями

Перечень услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества дома на текущий год должен содержаться в годовом Плане управления домом, который составляется в соответствии действующими нормативными документами (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491,Правила и нормы технического содержания жилищного фонда, Правила благоустройства и т.п.) и имеющимся финансированием. Для выполнения указанных работ (услуг) управляющая компания привлекает подрядные организации.

Взаимоотношения управляющей компании с подрядными организациями строятся на основе договоров подряда (в т.ч. договоров на техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества дома и объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства).

УК заключает договоры подряда как на конкурсной основе, так и без конкурса (на основе деловой репутации, долговременного положительного сотрудничества, рекомендаций и т.п.). Заключение и исполнение управляющей компанией договоров купли-продажи ресурсов с ресурсоснабжающими организациями обеспечивает достижение цели предоставления качественных коммунальных услуг.

Исполнителем признается юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Таким образом, у исполнителя (управляющей организации) возникают договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с которыми управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы, а с другой- с потребителями по предоставлению коммунальных услуг. В связи с этим, обязанность по оплате за поставленные коммунальные услуги в полном объеме ложится на управляющую компанию. В свою очередь, обязанность по оплате коммунальных услуг у непосредственного потребителя (собственников и нанимателей) возникает только перед управляющей компанией и вытекает только из договора управления.

Взаимоотношения управляющей компании с подрядчиками и поставщиками ресурсов определяются на уровне договоров.

Взаимоотношения управляющей компании строятся:

  • с подрядными организациями на основе договоров выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома;
  • с ресурсоснабжающими предприятиями на основе договоров купли-продажи коммунальных ресурсов (рис. 5.9.).

Управляющая компания — подрядные организации

Управляющая компания по заключенным договорам передает подрядным организациям обязательства выполнения работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, инженерной инфраструктуры и придомовых территорий.

Можно выделить следующие общие задачи принятия решений в управлении договорами – принятие решений относительно:

1. параметров договора;

2. структуры и содержания договоров (планирование);

3. выбора контрагентов;

«Antananarivo» — перевод на русский

оперативного управления (оперативное управление включает как собственно управление договорами, так и оперативное управление деятельностью исполнителя со стороны заказчика);

5. контроля над исполнением и завершения договора.

Передача подрядчику объектов общего имущества дома осуществляется по Акту приема-передачи. Техническое состояние передаваемых объектов должно быть отражено в Акте оценки технического состояния.

Объемы работ, выполняемые подрядчиками должны подлежать ежеквартальному уточнению сторонами с учетом реально складывающихся условий финансирования. Управляющая компания должна заблаговременно предусмотреть соответствующий объем финансирования путем проведения соответствующей работы с населением по сбору платежей за жилищные услуги и корректировки выполняемых объемов работ в соответствии с договором на управление домом.

В приложениях к договорам должны содержаться критерии оценки качества работ, а также распределение стоимости по видам работ и размеры штрафных санкций за ненадлежащее выполнение договорных обязательств. Проекты договоров, заключаемых управляющей компанией с подрядными организациями представлены в приложении.

Управляющая компания осуществляет приемку выполненных подрядными организациями работ в соответствии с их реальными объемами и установленными критериями качества.

Управляющая компания — ресурсоснабжающие предприятия

Для обеспечения жителей дома коммунальными услугами надлежащего качества и требуемого объема управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими предприятиями договоры на приобретение коммунальных ресурсов. Применительно к рассмотренным выше вариантам договорных отношений управляющей компании с собственниками помещений (договор управления, комиссия, агентирование) предоставление коммунальных услуг может осуществляться с учетом данных взаимоотношений. То есть:

  • вариант 1 (договор управления в чистом виде). Договор поставки коммунальных услуг заключает управляющая компания. Права и обязанности, в том числе по оплате услуг, возникают у управляющей компании в полном объеме.
  • вариант 2 (договор управления и договор комиссии/ агентский договор по типу комиссии). Договор заключает управляющая компания от своего имени по поручению собственников помещений. Права и обязанности возникают у управляющей компании с полным возмещением ее расходов собственниками помещений.

Договоры на теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение должны включать количественные и качественные показатели предоставляемых услуг с учетом нормативов потребления, утверждаемых органом местного самоуправления. В них также должны быть четко прописаны штрафные санкции за ненадлежащее исполнение условий договоров поставщиками услуг.

Можно выделить 2 основные формы сотрудничества УК и ресурсоснабжающих организаций:

1) для обеспечения жителей дома коммунальными услугами надлежащего качества и требуемого объема управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими предприятиями договоры на приобретение коммунальных ресурсов;

2) УК может применить меры по законному отключению должников от некоторых услуг, в этом случае УК осуществляет эту работу совместно и ресурсоснабжающими организациями.

Особенности взаимоотношений УК и ресурсоснабжающих (теплоснабжающих) организаций

Разногласия между УК и ресурсоснабжающими организациями касаются определения количества поставленных ресурсов. УК руководствуются в своей деятельности положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, а ресурсоснабжающие организации применяют Инструкции по распределению тепловой энергии, полученной от источника тепла (ТЭЦ, котельная) между отдельными потребителями тепловой энергии, согласованной Управлением Пермгосэнергонадзора.

Методики расчета количества тепловой энергии в данных документах не совпадают, что приводит к убыткам УК. Судебная практика складывается следующим образом: Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 регулируются отношения управляющих организаций и потребителями коммунальных услуг – гражданами, проживающими в жилых домах. А отношения между УК и ресурсоснабжающими организациями регулируются в соответствии с ч.1 ст. 548 ГК РФ, предусмотренные ст. 539 – 547 названного кодекса применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Положениями ст. 544 ГК РФ, п. 1.3. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 25.09.1995 № Вк-4936 (зарегистрированы в Минюсте России 25.09.1995 № 954) предусмотрена оплата потребленной тепловой энергии, количество которой определяется на основании показаний приборов учета.

Зона ответственности управляющей компании — здание дома и внутридомовое оборудование. Поставщики ресурсов отвечают за подвод коммунальных услуг и, следовательно, за работу: магистральных трубопроводов, пунктов теплоснабжения, котельных и т.д.

В приложениях к договорам должны содержаться все необходимые расчеты по объему услуг и их стоимости.

  1. Положение о порядке конкурсного отбора организаций различных организационно-правовых форм собственности на право выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Источник: http://gragdanskii-advokat.ru/antananarivo-59/

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн