Снип 2.07 01 89

СНиП 2.07.01-89 (2) Бесплатная юридическая консультация: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Цели.

СНиП 2.07.01-89 (2)


Бесплатная юридическая консультация:

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г.

Оглавление:

№ 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

Сведения о своде правил


Бесплатная юридическая консультация:

1 ИСПОЛНИТЕЛИ: ЦНИИП градостроительства, ОАО «Институт общественных зданий», ГИПРОНИЗДРАВ, ОАО «Гипрогор».

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (ТК 465) «Строительство».

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики.

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 820 и введен в действие с 20 мая 2011 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 42.13330.2010.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.sromsg.ru/documents/snipy/snip9-2/

Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)

Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89*»Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»(утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)

Срок введения в действие 1 января 1990 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 утверждена и введена в действие с 20 мая 2011 г. актуализированная редакция настоящего документа с шифром СП 42.13330.2011

Отдельные части настоящих СНиП, указанные в Перечне национальных стандартов и сводов правил, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р, признаны обязательными для применения для обеспечения соблюдения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений


Бесплатная юридическая консультация:

О статусе данного документа см. письмо Минрегиона России от 15 августа 2011 г. N/ИП-ОГ

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах*.

Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии — по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

Примечание. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов.

1. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений


Бесплатная юридическая консультация:

ГАРАНТ:

В развитие настоящих СНиП постановлением Госстроя РФ от 22 сентября 2003 г. N 166 одобрен и рекомендован к применению СП03 «Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей»

1.1*. Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.

При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

1.2*. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения.

Размеры зон влияния следует принимать: для городов — центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений — центров административных районов и сельских административно-территориальных образований — в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований.


Бесплатная юридическая консультация:

1.3*. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватыватьлет.

1.4. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл.1

* В группу малых городов включаются поселки городского типа.

1.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе планов развития колхозов и совхозов и других предприятий с учетом их производственной специализации, схем проектов землеустройства, проектов районной планировки в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При этом расчет численности населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство.


Бесплатная юридическая консультация:

1.6*. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

1.7. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

Бесплатная юридическая консультация:

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

1. При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

2. В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СН.


Бесплатная юридическая консультация:

3. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

1.8*. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.

1. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.

2. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

3. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения в соответствии с требованиями ВСН 62-91, утвержденных Госкомархитектурой.


Бесплатная юридическая консультация:

1.9. В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

1.10. На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные зоны для использования их в качестве резервов последующего развития городов и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных зон — зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.

При определении границ пригородной зоны следует учитывать взаимосвязанное развитие городских и сельских поселений, границы административных районов, сельскохозяйственных и других предприятий. Для городов, входящих в формируемую групповую систему расселения, следует предусматривать общую пригородную зону.

1.11. Размещение подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, а также участков для коллективных садов и огородов следует предусматривать, как правило, на территории пригородной зоны. Объекты жилищно-гражданского строительства подсобных сельских хозяйств, как правило, следует размещать на территориях существующих сельских поселений.

Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов — не более 2 ч.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Селитебная территория

2.1*. Планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.

Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей — 10 га для застройки без земельных участков и 20 га — для застройки с участками; от 4 до 8 этажей — 8 га; 9 этажей и выше — 7 га.

Для районов севернее 58°с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30%.

Примечание. Селитебную территорию в городах необходимо расчленять на районы площадью не более 250 га магистралями или полосами зеленых насаждений шириной не менее 100 м.


Бесплатная юридическая консультация:

2.2. При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Расчетная жилищная обеспеченность определяется дифференцированно для городов в целом и отдельных их районов на основе прогнозных данных о среднем размере семьи, с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, доли фонда, строящегося за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89.

2.3*. Размещение индивидуального строительства в городах следует предусматривать:

в пределах городской черты — преимущественно на свободных территориях, включая территории, ранее считавшиеся не пригодными для строительства, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки при ее уплотнении и в целях сохранения характера сложившейся городской среды);

на территориях пригородных зон — на резервных территориях, включаемых в городскую черту; в новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности городамин.

Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу.


Бесплатная юридическая консультация:

В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.

2.4. В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне.

Примечание. Число, состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его роли в системе расселения и функционально-планировочной организации территории. В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.

2.5. В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро общегородского центра.

В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды.


Бесплатная юридическая консультация:

2.6. При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:

микрорайон (квартал) — структурный элемент жилой застройки площадью, как правило,га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с табл.5 настоящих норм); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;

жилой район — структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

1. Жилой район является, как правило, объектом разработки проекта детальной планировки, а микрорайон (квартал) — проекта застройки. Относить проектируемый объект к одному из уровней структурной организации селитебной территории следует в задании на проектирование.

2. В малых городах и сельских поселениях при компактной планировочной структуре жилым районом может быть вся селитебная территория.


Бесплатная юридическая консультация:

3. В зоне исторической застройки элементами структурной организации селитебной территории являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

2.7. Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования.

Примечание. Для городов, расположенных в районах сейсмичностьюбаллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН.

2.8. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройства территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры.

Объемы сохраняемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.


Бесплатная юридическая консультация:

При комплексной реконструкции сложившейся застройки допускается при соответствующем обосновании уточнять нормативные требования заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры, государственного надзора и санитарной инспекции. При этом необходимо обеспечивать снижение пожарной опасности застройки и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения.

2.9*. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке — не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м.

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям — второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с табл.8 настоящих норм.

Микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двухполосными, а с застройкой до 5 этажей — однополосными проездами.

На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м.


Бесплатная юридическая консультация:

Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м.

Примечание* . К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (2 — 3 этажа) застройке при ширине не менее 3,5 м.

2.10*. Размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, выделяемых в городах на индивидуальный дом или на одну квартиру, следует принимать в порядке, установленном местными органами власти.

При определении размеров приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо учитывать особенности градостроительных ситуаций в городах разной величины, типы жилых домов, характер формирующейся жилой застройки (среды), условия ее размещения в структуре города, руководствуясь рекомендуемым приложением 3.

2.11. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее 6 . (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений).


Бесплатная юридическая консультация:

Для частей климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, расположенных севернее 58°с.ш., суммарную площадь озелененной территории микрорайонов допускается уменьшать, но принимать не менее 3 ., а для частей климатических подрайонов IА, IГ, IД, IIА южнее 58°с.ш. и подрайонов IВ, IIБ и IIВ севернее 58°с.ш. — не менее 5 .

Примечание. В площадь отдельных участков озелененной территории микрорайона включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.

2.12*. Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п.9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1.

ГАРАНТ:

Взамен СНиП II-4-79 постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. Nутверждены и введены в действие с 1 января 1996 г. Строительные нормы и правила СНиП»Естественное и искусственное освещение»

См. также Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.»Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 19 октября 2001 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Между длинными сторонами жилых зданий высотойэтажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа — не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат — не менее 10 м. Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

1. В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы — в соответствии с п.2.19* настоящих норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

2. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном приложении 1.

2.13. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл. 2.

Источник: http://base.garant.ru//


Бесплатная юридическая консультация:

СНиП. 2.07.01-89 (2000). Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (взамен СНиП II-60-75).

Категории

Проект. СНиП Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*)

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от «_____»_______________ 2008 г. №_____

О внесении изменений в СНиП 2.07.01-89* Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений

1.Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

2.Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 (десяти) календарных дней с момента окончания процедур, установленных Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ (в редакции по состоянию на 01.12.2007 г.) «О техническом регулировании».

3.Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра С.И.Круглика.

Министр Д.Н.Козак.

Утверждены приказом Министра от «___»________2008 . N_______

Изменения, которые вносятся в СНиП 2.07.01-89* Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений

СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений изложить в следующей редакции:

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

СНиП 2.07.01-89**

РАЗРАБОТАНЫ институтами: Госкомархитектуры — ЦНИИП градостроительства (кандидаты архит. П.Н.Давиденко, В.Р.Крогиус — руководители темы; кандидаты архит. И.В.Бобков, Н.М.Трубникова, В.Я.Хромов, С.Б.Чистякова, Н.Н.Шевердяева; кандидаты техн.наук А.А.Агасьянц, И.А.Толстой, Е.Л.Машина — ответственные исполнители разделов; кандидаты архит. Б.И.Бердник, Н.П.Крайняя, В.П.Ломаченко, Е.П.Меньшикова, Л.И.Соколов; кандидаты техн.наук Н.К.Кирюшина, Н.А.Корнеев, Н.А.Руднева, А.И.Стрельников, В.А.Щеглов; В.А.Гутников, Г.В.Жегалина, Л.Г.Коваленко, Г.Н.Левченко, С.К.Регамэ, Т.Г.Туркадзе, О.Ю.Кривоносова, Н.В.Фугарова, Н.У.Чернобаева), ЛенНИИП градостроительства (канд.экон.наук Т.Н.Чистякова), ЛенЗНИИЭП (Р.М.Попова; канд.архит. И.П.Фащевская), КиевНИИП градостроительства (канд.техн.наук В.Ф.Макухин, д-р архит. Т.Ф.Панченко), ЦНИИЭП жилища (канд.архит. Б.Ю.Бранденбург), ЦНИИЭП учебных зданий (д-р архит. В.И.Степанов, кандидаты архит. Н.С.Шакарян, Н.Н.Щетинина, С.Ф.Наумов, А.М.Гарнец, Г.Н.Цытович, А.М.Базилевич, И.П.Васильева; Г.И.Полякова), ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева (кандидаты архит. А.А.Высоковский, В.А.Машинский, Г.А.Мурадов, А.Я.Никольская, Е.К.Милашевская), ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов (канд.архит. А.Я.Яценко, Т.Я.Папернова), ЦНИИЭП инженерного оборудования (Ф.М.Гукасова; канд.техн.наук Л.Р.Найфельд), ЦНИИЭП граждансельстроем (д-р архит. С.Б.Моисеева, кандидаты архит. Р.Д.Багиров, Т.Г.Бадалов, М.А.Васильева); Госстроя СССР — ЦНИИпромзданий (д-р архит. Е.С.Матвеев), Промстройпроектом (Н.Т.Остроградский), НИИСФ (канд.техн.наук О.А.Корзин); ГипроНИИ АН СССР (кандидаты архит. Д.А.Метаньев, Н.Р.Фрезинская); ГипроНИИздравом Минздрава СССР (Ю.С.Скворцов); Союзгипролесхозом Госкомлеса СССР (Т.Л.Бондаренко, В.М.Лукьянов); Гипроторгом Минторга СССР (А.С.Пономарев); Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Минздрава РСФСР (канд.мед.наук И.С.Кирьянова; Г.А.Буняева); Минжилкомхоза РСФСР — Гипрокоммунстроем (В.Н.Антонинов), Гипрокоммундортрансом (И.Н.Клешнина, Ю.Р.Романцов, А.М.Ширинский); АКХ им. К.Д.Памфилова (кандидаты техн.наук В.М.Михайлова, В.И.Михайлов); ГипроНИсельхозом Госагропрома СССР (Э.И.Пищик, Т.Г.Горбунова).

ВНЕСЕНЫ Госкомархитектуры.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ А.С.Кривовым; И.Г.Ивановым, Г.А.Долгих; Т.А.Глухаревой; Ю.В.Полянским.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. N 78.

СНиП 2.07.01-89* является переизданием СНиП 2.07.01-89 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 г. N 61, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. N 18-32.

СНиП 2.07.01-89** является актуализацией СНиП 2.07.01-89*, выполненной ЦНИИП градостроительства в 2007 г. с учетом приведения в соответствие с действующим законодательством, обеспечения взаимосвязи с другими действующими на территории Российской Федерации нормативными документами, с учетом развития техники и технологии в области градостроительства.

Разработаны: руководитель темы — П.Н.Давиденко, канд.арх., чл.-корр. РААСН. Л.Я.Герцберг, д.т.н., член-корр. РААСН; Б.В.Черепанов, к.т.н., советник РААСН; Н.С.Краснощекова, к.с/х наук, советник РААСН; С.Б.Чистякова, академик РААСН; Воронова Г.Н, советник РААСН; Э.В.Сарнацкий член-корр. РААСН.; Петрова З.К., канд.арх.

От ОАО «ИОЗ» — Гарнец А.М., канд.арх.; Базилевич А.М., канд.арх.

ВЗАМЕН СНиП II-60-75.

ВНЕСЕНА опечатка, опубликованная в Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации N 11, 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

СНиПразработан в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, входит в систему государственных нормативных документов в строительстве и являются федеральным нормативным документом в области градостроительства, требования которого обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

В составе СНиПнаряду с обязательными требованиями к планировке и застройке поселений включены и рекомендуемые положения, действующие до принятия территориальных строительных норм субъектами Российской Федерации. Рекомендуемые положения приведены в приложениях и могут уточняться в соответствии с конкретными природно-климатическими, социально-демографическими и иными особенностями градостроительства в субъектах Российской Федерации.

1. Область применения.

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Настоящие нормы и правила основаны на принципах, приведенных в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ. Приведенные в настоящих нормах и правилах требования к объектам градостроительной деятельности применяются на территории Российской Федерации при разработке, экспертизе и реализации градостроительной и проектной документации, а также используются для принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами по вопросам, определенным законодательством Российской Федерации.

Требования настоящих норм и правил с момента их ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.

Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии — по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

Примечание. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов.

2. Определения.

Основные понятия, используемые в настоящих нормах и правилах, приведены в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и в Приложении 1 настоящих норм и правил.

3. Нормативные ссылки.

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на законодательные и нормативные документы Российской Федерации, которые включены в перечень законодательных и нормативных документов, приведенных в Приложении 2.

4. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений.

  • 4.1*. Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской федерации, документов территориального планирования муниципальных образований.

При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

  • 4.2*. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и муниципальных образований. При этом территориальное планирование должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  • 4.3*. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватыватьлет.

  • 4.4. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.
  • 4.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе схем территориального планирования муниципальных районов в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений.

  • 4.6*. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
  • 4.7. При разработке генеральных планов городских и сельских поселений необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует:
  • учитывать административный статус поселений, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и роль в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социально-демографические, национально-бытовые и другие местные особенности;
  • исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения;
  • предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия;
  • определять рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем;
  • учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений или права их аренды.
  • 4.8. При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального назначения, планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности. В результате градостроительного зонирования согласно ст. 35 Градостроительного кодекса могут определяться:

жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны рекреационного назначения, зоны сельскохозяйственного использования, зоны особо охраняемых объектов, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов, иные виды территориальных зон.

  • 4.9. Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки в соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ с учетом:
  • 1) возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории;
  • 2) функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
  • 3) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  • 4) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
  • 5) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства.
  • 4.10. Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
  • 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
  • 2) красным линиям;
  • 3) границам земельных участков;
  • 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
  • 5) границам муниципальных образований, в том числе внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 6) естественным границам природных объектов;
  • 7) иным границам.
  • 4.11. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

  • 4.12. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правовым градостроительным регламентом, правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительным, земельным, природоохранным, санитарным, иным специальным законодательством, настоящими нормами и правилами, а также специальными нормами.

В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования земель общего пользования определяется органами местного самоуправления.

  • 4.13. При выделении территориальных зон и установлении регламентов их использования необходимо учитывать также ограничения на градостроительную деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (сейсмика, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.).
  • 4.14. Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех территориальных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством, настоящими нормами и правилами, санитарными правилами, приведенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1., а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории поселений необходимо учитывать приведенные в настоящих нормах ограничения на размещение зданий и сооружений, связанных с длительным пребыванием большого количества людей.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом сейсмического микрорайонирования. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью.

В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий поселений, при зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования этих территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости.

  • 4.15. При составлении баланса существующего и проектного использования территории поселения за основу необходимо принимать зонирование территории, определяемое п.4.6. настоящих норм и правил, указывая в составе выделяемых территориальных зон соответствующие категории земель, установленные земельным законодательством Российской Федерации.

В составе баланса существующего и проектного использования земель поселений необходимо выделять земли государственной собственности (федерального значения, субъектов Российской Федерации), муниципальной собственности, частной и иной собственности в увязке с данными градостроительного и земельного кадастров.

  • 4.16. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая:
  • компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон с учетом их допустимой совместимости;
  • зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой;
  • эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;
  • комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;
  • эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливо-энергетических и водных ресурсов;
  • охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • охрану недр и рациональное использование природных ресурсов;
  • условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных документов.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность.

В исторических городах следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривая разработку и осуществление программ и проектов комплексной реконструкции и регенерации исторических зон с учетом требований раздела 14.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских муниципальных образований.

  • 4.17. (1.9.) В крупнейших и крупных городах необходимо предусматривать комплексное использование подземного пространства для размещения в нем сооружений транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех территориальных зонах при выполнении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам.

  • 4.18. В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СНиП II-7-81* (изд. 2000 г. с изм.).

В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

  • 4.19 (1.8.). Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.
  • Примечания*: 1. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.
  • 2. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.
  • 3. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП1.
  • 4.19.(1.9) В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.
  • 4.20. Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов — не более 2 ч.

5. Жилые зоны.

  • 5.1. Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых зонах.

В жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований раздела 10 настоящих норм и правил; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.

Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также минипроизводства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) за пределами установленных границ участков этих объектов. Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.

  • Примечание:
  • К жилым зонам относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений.
  • Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.
  • 5.2. Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
  • 5.3. Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах — при средней этажности жилой застройки до 3 этажей — 10 га для застройки без земельных участков и 20 га — для застройки с участком; от 4 до 8 этажей — 8 га; 9 этажей и выше — 7 га; в сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой — 40 га.

Для районов севернее 58° с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА (СНиП) указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30%.

При определении размера территории жилых зон следует исходить из необходимости поэтапной реализации жилищной программы. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности, исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом, а также прогнозируемого уровня автомобилизации. Для государственного и муниципального жилищного фонда — с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • Примечание:
  • Укрупненные показатели приведены при средней расчетной жилищной обеспеченности 20 м 2 /чел.
  • Расчетные нормативы жилищной обеспеченности допускается уточнять в региональных градостроительных нормативах.
  • 5.4. Территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований:
  • квартал (микрорайон) — основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер, территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории;
  • район — формируется как группа кварталов (микрорайонов), как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории района не должна превышать 250 га.
  • Примечания:
  • 1. Район, квартал (микрорайон) являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории.
  • 2. При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
  • 3. В кварталах и микрорайонах жилых зон не допускается размещение объектов городского значения, а также устройство транзитных проездов на территории групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором). Территория групп жилых домов, как правило, не должна превышать 5 га.
  • 5.5. При планировочной организации жилых зон следует предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-гигиеническими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития инженерной инфраструктуры и обеспечения противопожарной безопасности.

В состав жилых зон могут включаться:

  • зона застройки многоэтажными жилыми домами (6 этажей и выше);
  • зона застройка среднеэтажными жилыми домами (3-5 этажей);
  • зона застройки блокированными малоэтажными жилыми домами (1-2-х этажа) с приквартирными земельными участками;
  • зона застройки одноквартирными индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.

В районах компактного проживания малочисленных народностей при формировании жилых зон и выборе типа жилищ необходимо учитывать исторически сложившийся уклад жизни населения.

  • Примечание:
  • В региональных и местных градостроительных нормативах, правилах землепользования и застройки, а при их отсутствии в градостроительной документации допускается уточнять типологию жилой застройки, а также предусматривать дополнительные ограничения по размещению отдельных объектов в зонах жилой застройки.
  • 5.6. Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 2. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом. В случае отсутствия необходимых данных принимается для жилых домов и квартир 1-го и 2-го типов по уровню комфортностикв. м площади дома или на человека, а 3-го и 4-го типов по уровню комфортности — 50 кв. м.

Таблица 2. Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта.

Источник: http://sedevi.ru/%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BF/%D1%8F22-%D0%B538-%D1%8D85

This article was written by admin