Штраф 20 от суммы неуплаченного налога

Штраф за неуплату налогов юридическим лицом Бесплатная юридическая консультация: Какая ответственность ООО за неуплату налогов предусмотрена НК РФ Штраф за.

Штраф за неуплату налогов юридическим лицом


Бесплатная юридическая консультация:

Какая ответственность ООО за неуплату налогов предусмотрена НК РФ

Штраф за неуплату налогов юридическими лицами, наиболее распространенной формой которых является общество с ограниченной ответственностью (ООО), — это мера ответственности, которая по нормам Налогового кодекса (НК РФ) применяется к самой организации, а по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовного кодекса (УК РФ) при определенных условиях может быть применена к физлицам, выполняющим распорядительные функции.

Оглавление:

Ст. 114 НК РФ штраф отнесен к числу налоговых санкций.

Какая ответственность за неуплату налогов юридическим лицом будет применена в конкретном случае, зависит от ряда обстоятельств, при этом размер штрафа за неуплату налогов может быть различным. В качестве налоговой санкции он исчисляется в процентах от не поступившей в бюджет суммы налогов. В ряде случаев он может быть уменьшен не менее чем в 2 раза, но может быть и выше санкции, предусмотренной статьей.

Какая ответственность предусмотрена за неуплату налогов УК РФ, будет рассказано ниже.

Какой штраф назначается при наличии налоговой задолженности

Штраф за неуплату налогов налоговой инспекцией начисляется по результатам проведенной налоговой проверки (см. сравнительный анализ в статье «Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение»).


Бесплатная юридическая консультация:

При этом состав правонарушения, при обнаружении которого будет назначен штраф ООО за неуплату налогов, включает действия, результатом которых она стала (занижение налоговой базы, неверный расчет и др.). Какая мера применяется за неуплату налогов в чистом виде, в виде бездействия (при правильном исчислении и указании в налоговой декларации), разъяснил ВАС РФ в п. 19 постановления Пленума «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57 (далее — постановление № 57): в этом случае подлежат взысканию только пени. Их расчет осуществляется в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Ответственность наступает по разным нормам НК РФ в зависимости от обстоятельств налогового правонарушения:

  • при неосторожной форме вины — 20% от не уплаченной в бюджет суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ);
  • наличии умысла — 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ);
  • неуплате вследствие нарушения требований к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами — 40%, но не менее 30 тыс. руб. (ст. 129.3 НК РФ);
  • неуплате вследствие невключения в налоговую базу прибыли от контролируемой иностранной компании — 20%, но не менее 100 тыс. руб. (ст. 129.5 НК РФ).

Принципы назначения штрафов

Установление и применение штрафных санкций базируется на общеправовых принципах:

  1. Дифференциации наказания в зависимости от характера нарушения — принцип реализован в разных статьях НК РФ, КоАП РФ, УК РФ.
  2. Однократности за одно и то же нарушение (п. 1 ст. 50 Конституции РФ).
  3. Справедливости применения санкции — установлении санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.
  4. Соразмерности содеянному, т. е. учете характера и размера причиненного вреда.
  5. Индивидуализации — учете индивидуальных характеристик виновного, вида вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. На это обратил внимание КС РФ в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, указав, что санкции должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, различаться в зависимости от тяжести содеянного, степени вины и др. существенно значимых обстоятельств в целях индивидуализации меры ответственности. В п. 16 постановления № 57 говорится, что уменьшение штрафа не менее чем в 2 раза при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства — это обязанность суда.
  6. Обоснованности и нерепрессивности.

Порядок назначения штрафа за налоговое правонарушение

Назначение штрафа в качестве санкции за налоговое правонарушение производится путем издания решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, которое выносится по итогам налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ). Такое решение выносится в том случае, если в акте налоговой проверки зафиксированы достаточные обстоятельства, подтверждающие факт налогового правонарушения (см. подробности в статье «Акт как оформление результатов налоговой проверки»).

Налогоплательщик вправе представить возражения на акт, которые учитываются при рассмотрении дела. Кроме того, он вправе заявить ходатайство об учете смягчающих обстоятельств (см. статью «Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения»).


Бесплатная юридическая консультация:

Решение вступает в силу:

  • По истечении 30–36 дней после его вынесения. Данный срок складывается из двух: 5-дневного срока для его вручения (либо истечения 5 дней после отправки заказным письмом) налогоплательщику и истечения 1 месяца после даты вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
  • Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

До дня вступления решения в силу оно может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке (ст. 138, 139.1 НК РФ), а затем в арбитражный суд. Если арбитражным судом не будет удовлетворено ходатайство о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия решения налогового органа в обжалуемой части (см., например, определение АС Ульяновской области от 26.10.2017 по делу № А/2017, статью «Обеспечение иска в арбитражном процессе»), решение будет обращено к взысканию.

Взыскание штрафа налоговым органом

После вступления в законную силу решения о наложении штрафа налоговый орган имеет возможность оперативно принять налоговые обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества, а также приостановления операций по счетам (п. 10 ст. 101 НК РФ). Вторая из указанных мер может быть применена в целом ряде случаев. Подробнее о ней рассказывается в статье «Приостановление операций по счетам в банке».

Этапы взыскания штрафа следующие:

  1. В течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения налогоплательщику должен быть направлено требование об уплате штрафа (пп. 2, 3 ст. 70 НК РФ).
  2. При неисполнении требования в 2-месячный срок принимается решение о взыскании и в банк направляется поручение на списание денег со счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ).
  3. При недостаточности средств на счетах в течение года может быть вынесено решение о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика. По истечении этого срока, если соответствующее решение не было принято, в течение 2 лет налоговый орган может обратиться в суд с соответствующим заявлением (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Формы всех перечисленных выше документов установлены приказом ФНС РФ «Об утверждении форм…» от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.


Бесплатная юридическая консультация:

Штраф может быть уплачен как самим должником, так и третьим лицом за него (п. 1 ст. 45 НК РФ) с указанием ИНН и КПП должника.

По очередности списания штраф стоит на третьем месте после суммы недоимки по налогам и пени (п. 6 ст. 114 НК РФ).

Административные и уголовные штрафы за неуплату налогов юрлицом

Ответственность в виде штрафа при неуплате налогов может понести не только само юрлицо, но и должностные лица, которые допустили нарушение. В первую очередь отвечают руководитель и главный бухгалтер. Для них предусмотрены 2 вида ответственности:

  • По ст. 15.11 КоАП — за грубое нарушение правил бухучета, включая искажение данных, которое повлекло уменьшение налогов к уплате на 10% и более, штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
  • По ст. 199, 199.1 УК РФ — за уклонение от уплаты налогов в крупном размере и неисполнение обязанностей налогового агента по перечислению налоговых платежей (крупный размер — более 5 млн руб. за 3 года, если эта сумма превышает 25% причитающихся платежей, либо более 15 млн руб.). При избрании в качестве меры ответственности штрафа он составит от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если то же деяние совершено в особо крупном размере (свыше 15 млн руб. за 3 года с превышением 50% причитающихся налогов либо свыше 45 млн руб.), штраф может составить от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Исполнение постановлений о привлечении к административной ответственности производится в соответствии с законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, а приговоров — в соответствии с гл. 5 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Итак, штраф за неуплату налогов вследствие нарушения требований к отчетности и другим документам может быть наложен как на само юрлицо, так и на должностных лиц. При этом учитываются размер недоимки и обстоятельства совершения нарушения. Порядок взыскания штрафа с юрлица и должностных лиц регулируется разными нормами.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источник: http://rusjurist.ru/nalogi/nalogovye_pravonarusheniya/shtraf_za_neuplatu_nalogov_yuridicheskim_licom/

Ответственность за неуплату и неполную уплату налогов (сборов)

Налоговая ответственность

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.


Бесплатная юридическая консультация:

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК. Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса

влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Бесплатная юридическая консультация:

Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса. (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

Как видно из формулировки статьи, сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности налогоплательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по «косвенным» данным, а налоговый орган может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж. Следовательно, не образуется состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

Встречаются споры о праве налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, на основании данных о движении денежных средств по счету налогоплательщика, полученных от банка, в котором у организации (ИП) открыт расчетный счет.


Бесплатная юридическая консультация:

На мой взгляд, в данном случае налоговики сами нарушают законы т.к. при отсутствии представленной в налоговые органы декларации (т.е. только на основании иных документов и сведений) является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законов, не влечет правовых последствий.

Бывают случаи, когда налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет: одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.

Надо иметь в виду, что указанной статьей налоговая ответственность не ограничивается, т.к. статьей 75 НК предусмотрена еще и пеня за просрочку уплаты налога.

Срок давности привлечения к ответственности

Согласно статье 113 НК срок давности привлечения лица к налоговой ответственности составляет 3 года. Именно в течение трех лет налоговым органом может быть вынесено решение о привлечении лица, совершившего налоговое правонарушение, к ответственности.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата или неполная уплата сумм налога. Например, для имущественных налогов физических лиц срок давности исчисляется со 2 ноября, а с 2015 года — до 2 октября.


Бесплатная юридическая консультация:

В отношении налоговых агентов срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения.

Уклонение от уплаты налогов

Одним из неправомерных деяний, за которые статьей 122 НК предусмотрена налоговая ответственность, относится неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате:

иного неправильного исчисления налога (сбора);

других неправомерных действий (бездействия).

Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК).


Бесплатная юридическая консультация:

Примером умышленного уклонения от уплаты налогов является сотрудничество с фирмами-однодневками.

Отсутствие состава правонарушения

Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.

Также не является налоговым правонарушением начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный МРОТ (письмо ФНС России от 19.03.2009 №/66). В этом случае нарушается трудовое, а не налоговое законодательство.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают только налоговые органы, о чем прямо указано в статье 31 НК. Но надо иметь в виду, то статья 13 Закона «О полиции» и и статья 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет правоохранительные органы обширными полномочиями, по сбору и проверке сведений о совершенном или готовящемся преступлении.


Бесплатная юридическая консультация:

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием является пункт 3 статьи 32 НК.

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Признаки преступления при нарушении законодательства о налогах и сборах предусмотрены статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Признаками преступления являются:

непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) физическим лицом в крупном или особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов;

непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) с организации в крупном или особо крупном размерах (ст. 199 УК).

Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий, как подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов (сборов);

неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном или особо крупном размерах (ст. 199.1 УК РФ).

Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов;


Бесплатная юридическая консультация:

сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).

Субъектом преступления в подобном случае может быть собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

Крупным размером признается:

в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая болеерублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая рублей;

в отношении юридических лиц — задолженность более рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

Особо крупным размером:

в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая рублей;

в отношении юридических лиц — задолженность более0 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше0 рублей.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов надлежит сложить суммы всех неуплаченных не только налогов, но и сборов. Вместе с тем преступлением может быть признано уклонение от уплаты единственного налога (сбора). Исчисление доли неуплаченных налогов необходимо осуществлять исходя из суммы всех налогов (сборов), подлежащих уплате за период в пределах 3 финансовых лет подряд, а не по каждому налоговому периоду или финансовому году, даже если доля уклонения не превышает пороговых значений в каждом из периодов.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.


Бесплатная юридическая консультация:

Из всего этого следует, что:

Прежде всего должна быть проведена налоговая проверка, по результатам которой будет установлена неуплата налогов в необходимой для возбуждения уголовного дела сумме.

По факту проверки должен быть составляен акт, а на основании акта — решение, которым фиксируются доначисления налогов, пени, и которым лицо привлекается к налоговой ответственности.

После вступления решения в силу, лицу привлекаемому к ответственности должно быть направлено требование об уплате налогов, с указанием суммы и сроков уплаты. Если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 26.03.2013, 04.10.2014, 04.05.2017


Бесплатная юридическая консультация:

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Источник: http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalog_otvetstv_tax.html

Штрафы за налоговые нарушения

Штрафы за налоговые нарушения

Номера статьей НК РФ

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе


Бесплатная юридическая консультация:

10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей.

Штраф за непредставление налоговой декларации

5 процентов неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов и не менеерублей.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в более одном налоговом периоде


Бесплатная юридическая консультация:

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения с занижением налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менеерублей.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы

штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

Умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)


Бесплатная юридическая консультация:

штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

Взыскание составляет 20% от суммы, которая подлежала перечислению.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный срок

200 рублей за каждый непредоставленный документ

Отказ от предоставления сведений, необходимых для осуществления контроля налоговым органам

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача заведомо ложного заключения или заведомо неверного перевода экспертом или переводчиком

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Тоже деяние, совершенное повторно в течение календарного года

Ответственность перед Пенсионным фондом, Фондом социального страхования

Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок

5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в течение более 180 календарных дней после истечения срока

30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менеерублей.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы

20 % неуплаченной суммы страховых взносов

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов совершенная умышленно.

40 % неуплаченной суммы страховых взносов

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов

50 рублей за каждый просроченный документ

Административная ответственность

Источник: http://sistemabiz.ru/otvetstvennost_za_nalogovye_narusheniya

Штрафные санкции 20% при уплаченном налоге

Здравствуйте, уважаемые форумчане!ст. 81 НК РФ гласит:4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;ст. 122 НК РФ гласит:1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Ситуация:Подали уточненную налоговую декларацию на увеличение суммы налога к уплате. Образовавшуюся сумму задолженности уплатили после подачи уточненки, пени не платили. Налоговая выставила штраф 20% от суммы к увеличению после оплаты задолженности.

Позиция налогоплательщика: Для назначения штрафных санкций необходимым условием является наличие задолженности по уплате налога (сбора) на дату вынесения решения.

Источник: http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=39932

Ответственность за нарушение законодательства

Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе:

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф:0 рублей

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или без лицензии

1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

3) То же деяние, что и в пункте 2):

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

10 % от дохода, полученного за время такой деятельности, но не менеерублей

Штраф должностных лиц:

штраф рублей

2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или обязательные работы до 480 часов, или арест до 6 мес.

3) Штраф 100 тыс.тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 до 3 лет, или принудительные работы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом дорублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 6 мес. либо без такового.

Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф 000 руб

Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок:

1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей)

2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества

3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

4).То же деяние, что и в п. 3, совершенное: а)группой лиц по предварительному сговору б) в особо крупном размере

1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30%

2).рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф00 рублей

3). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или арест до 6 месяцев, или

лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

4). Штраф от 200 тыс.руб. до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 3 лет, или принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

Неуплата или неполная уплата сумм налога:

1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ,

2). те же деяния, совершенные умышленно

3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере

1). 20% от неуплаченной суммы налога

2). 40% от неуплаченной суммы налога

3) Штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. введена ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (статья введена ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ) 1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

2. Те же деяния, совершенные умышленно

Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

2.Те же деяния, совершенные умышленно

1). 20 % от неуплаченной суммы налога.

2).40 % от неуплаченной суммы налога.

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. введена ФЗ от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:

1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения: в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 (см. ниже)

2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

1. Штраф налогоплательщика:

1)рублей.

2)рублей.

3) 20% от суммы неуплаченного налога, но не менеерублей

2. Штраф должностных лиц:

000 рублей

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов:

1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере

3)То же деяние, что и в пункте 2), совершенное в особо крупном размере

Штраф налогового агента:

— 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

2). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового

3). Штраф от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 2 до 5 лет, или принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля:

1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119 и 129.4 НК РФ (см. выше)

2) отказ (уклонение) организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; иное уклонение от предоставления таких документов; предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями , если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (см. ниже)

1) 200 рублей за каждый непредставленный документ

2)рублей

— граждан: рублей

— должностных лиц: рублей

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения

— должностных лиц: 000 рублей

— юридических лиц:рублей

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок совершенные в крупном размере

Те же деяния, что и в пункте выше, совершенные: а)организованной группой б)в особо крупном размере

штраф до 200 тыс. рублей, или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

— должностных лиц:00 рублей

— юридических лиц:рублей

Пояснения к таблице:

Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ):

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета:

  1. отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета
  • систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
    1. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%
  • Пояснение к статье 122 НК РФ

    п. 4 Ст. 122 НК РФ . Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ (см. выше) (п. 4 введен ФЗ от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    Источник: http://www.snezhana.ru/respons_nal/

    Штрафы за налоговые нарушения

    Штрафы за налоговые нарушения

    Номера статьей НК РФ

    Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

    Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

    10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей.

    Штраф за непредставление налоговой декларации

    5 процентов неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов и не менеерублей.

    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода

    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в более одном налоговом периоде

    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения с занижением налоговой базы

    10% от суммы неуплаченного налога, но не менеерублей.

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы

    штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

    Умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

    штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога

    Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

    Взыскание составляет 20% от суммы, которая подлежала перечислению.

    Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный срок

    200 рублей за каждый непредоставленный документ

    Отказ от предоставления сведений, необходимых для осуществления контроля налоговым органам

    Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин

    Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

    Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

    Дача заведомо ложного заключения или заведомо неверного перевода экспертом или переводчиком

    Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

    Тоже деяние, совершенное повторно в течение календарного года

    Ответственность перед Пенсионным фондом, Фондом социального страхования

    Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок

    5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей.

    Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в течение более 180 календарных дней после истечения срока

    30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менеерублей.

    Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы

    20 % неуплаченной суммы страховых взносов

    Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов совершенная умышленно.

    40 % неуплаченной суммы страховых взносов

    Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов

    50 рублей за каждый просроченный документ

    Административная ответственность

    Источник: http://sistemabiz.ru/otvetstvennost_za_nalogovye_narusheniya

    Ответственность за неуплату и неполную уплату налогов (сборов)

    Налоговая ответственность

    Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

    Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

    Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

    Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК. Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

    Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

    Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

    С 01.05.2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

    Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

    (по состоянию на 04.05.2017)

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса

    влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

    Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

    влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

    Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса. (п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

    Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

    Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

    Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

    Как видно из формулировки статьи, сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

    Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности налогоплательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по «косвенным» данным, а налоговый орган может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж. Следовательно, не образуется состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

    Встречаются споры о праве налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, на основании данных о движении денежных средств по счету налогоплательщика, полученных от банка, в котором у организации (ИП) открыт расчетный счет.

    На мой взгляд, в данном случае налоговики сами нарушают законы т.к. при отсутствии представленной в налоговые органы декларации (т.е. только на основании иных документов и сведений) является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законов, не влечет правовых последствий.

    Бывают случаи, когда налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет: одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.

    Надо иметь в виду, что указанной статьей налоговая ответственность не ограничивается, т.к. статьей 75 НК предусмотрена еще и пеня за просрочку уплаты налога.

    Срок давности привлечения к ответственности

    Согласно статье 113 НК срок давности привлечения лица к налоговой ответственности составляет 3 года. Именно в течение трех лет налоговым органом может быть вынесено решение о привлечении лица, совершившего налоговое правонарушение, к ответственности.

    Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата или неполная уплата сумм налога. Например, для имущественных налогов физических лиц срок давности исчисляется со 2 ноября, а с 2015 года — до 2 октября.

    В отношении налоговых агентов срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения.

    Уклонение от уплаты налогов

    Одним из неправомерных деяний, за которые статьей 122 НК предусмотрена налоговая ответственность, относится неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате:

    иного неправильного исчисления налога (сбора);

    других неправомерных действий (бездействия).

    Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК).

    Примером умышленного уклонения от уплаты налогов является сотрудничество с фирмами-однодневками.

    Отсутствие состава правонарушения

    Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

    Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.

    Также не является налоговым правонарушением начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный МРОТ (письмо ФНС России от 19.03.2009 №/66). В этом случае нарушается трудовое, а не налоговое законодательство.

    Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

    Правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают только налоговые органы, о чем прямо указано в статье 31 НК. Но надо иметь в виду, то статья 13 Закона «О полиции» и и статья 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет правоохранительные органы обширными полномочиями, по сбору и проверке сведений о совершенном или готовящемся преступлении.

    Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием является пункт 3 статьи 32 НК.

    В соответствии с п. 3 ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Признаки преступления при нарушении законодательства о налогах и сборах предусмотрены статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

    Признаками преступления являются:

    непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) физическим лицом в крупном или особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).

    Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов;

    непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) с организации в крупном или особо крупном размерах (ст. 199 УК).

    Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий, как подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов (сборов);

    неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном или особо крупном размерах (ст. 199.1 УК РФ).

    Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов;

    сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).

    Субъектом преступления в подобном случае может быть собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

    Крупным размером признается:

    в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая болеерублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая рублей;

    в отношении юридических лиц — задолженность более рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше рублей.

    Особо крупным размером:

    в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая рублей;

    в отношении юридических лиц — задолженность более0 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше0 рублей.

    При исчислении размера уклонения от уплаты налогов надлежит сложить суммы всех неуплаченных не только налогов, но и сборов. Вместе с тем преступлением может быть признано уклонение от уплаты единственного налога (сбора). Исчисление доли неуплаченных налогов необходимо осуществлять исходя из суммы всех налогов (сборов), подлежащих уплате за период в пределах 3 финансовых лет подряд, а не по каждому налоговому периоду или финансовому году, даже если доля уклонения не превышает пороговых значений в каждом из периодов.

    Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

    Из всего этого следует, что:

    Прежде всего должна быть проведена налоговая проверка, по результатам которой будет установлена неуплата налогов в необходимой для возбуждения уголовного дела сумме.

    По факту проверки должен быть составляен акт, а на основании акта — решение, которым фиксируются доначисления налогов, пени, и которым лицо привлекается к налоговой ответственности.

    После вступления решения в силу, лицу привлекаемому к ответственности должно быть направлено требование об уплате налогов, с указанием суммы и сроков уплаты. Если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 26.03.2013, 04.10.2014, 04.05.2017

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Источник: http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/nalog_otvetstv_tax.html

    This article was written by admin

    ×
    Юридическая консультация онлайн