Разделите пункт особые братья и сестры

Братья и сестры «»особых»» детей Бесплатная юридическая консультация: Главное, что нужно помнить, — что братья и сестры «особых» детей тоже.

Братья и сестры «»особых»» детей


Бесплатная юридическая консультация:

Главное, что нужно помнить, — что братья и сестры «особых» детей тоже нуждаются в особом подходе. «Обычный» ребенок так же остро может чувствовать боль от того, что его братик/сестренка родились нездоровыми, но ему — в отличие от вас — еще приходится приспосабливаться к страдающему, вымотанному или озлобленному родителю.

Оглавление:

Неправильное отношение брата/сестры к ребенку с синдромом Дауна может привести к возникновению проблем как для того, так и для другого малыша. Например, если вы наказываете обычного ребенка за что-то, а ребенка-инвалида за тот же проступок не наказываете, это неизбежно вызовет вопросы и, наверное, гнев вашего обычного сына/дочки.

Конечно, ребенок с синдромом Дауна будет получать больше внимания. С этим надо научиться жить.Но в том, чтобы быть братом/сестрой «особого» ребенка, есть свои преимущества! У них есть возможность научиться терпимости, верности, преданности, узнать о том, что в жизни по-настоящему важно, а что — шелуха. Так, в Германии самый известный актер с синдромом Дауна Бобби Бредлов (Bobby Bredlow) успешно двигается по жизни вместе со свом старшим братом. Старший пишет о Бобби книги, сценарии фильмов, а Бобби в них снимается (см. эту страницу). А вот здесь можно прочитать, что пишет брат музыканта с СД, играющего на 6 инструментах, Саджита (Сюджита) Десаи.

Как показывают исследования психологов, отношения между ребенком с СД и его «обычным» братом/сестрой в целом мало отличаются от взаимоотношений «обычных» деток. Тут есть место нежности, взаимной поддержке и любви, а также ревности, соперничеству, зависти, гневу. Многое зависит от отношения родителей. «Обычные» дети могут задумываться, что не в порядке с ними самими, если их брату (сестре) с СД уделяют настолько больше внимания? Чтобы исправить эту «несправедливость», они могут начать вести себя вызывающе или, наоборот, стараться стать примерным во всех отношениях ребенком. Они могут чувствовать себя виноватыми, что у них все в порядке, а могут стесняться показать своего брата или сестру одноклассникам. Согласно масштабному исследованию, проведенному в США, примерно половина детей, выросших в доме с умственно отсталым братом/сестрой, чувствуют себя ущемленными, а половина — обогащенными таким опытом. Пишет Террелл Дуган, старшая сестра: «Но, в конце концов, разве не любое событие в вашей жизни приносит примерно половину позитива, половину негатива? . Меня смущало, когда соседи называли мою сестру «тупица». Вместе с тем, я научилась справляться со своими чувствами, со своим смущением — теперь я не стесняюсь, могу выступать на сцене, перед людьми. Я научилась состраданию и терпению, живя бок о бок с сестрой. Я научилась чувствовать себя виноватой, если срывалась, когда она меня раздражала, и научилась справляться с повышенным чувством вины.» «Я научилась принимать сестру такой, какая она есть».

Важно научить «обычного» сына/дочь, что каждый имеет право на жизнь. Родители подают пример того, как надо относиться к особому ребенку, словом и делом. В любой семье каждого ребенка надо хвалить и ругать, если он того заслуживает, каждому ребенку нужно уделять время. Мы хотим, чтобы «особый» ребенок был как можно более независимым, относился к миру с доверием, чувствовал себя защищенным. Этого же мы хотим для своих «обычных» детей. Берите с собой всех детей, когда идете в музей, театр, кино — куда-то вне «инвалидного» мира. У каждого ребенка должны быть свои собственные обязанности по дому. Что касается особых занятий и ухода за ребенком-инвалидом, эта ответственность должна быть распределена между всеми членами семьи.


Бесплатная юридическая консультация:

Что требуется от родителя?

Вы как родители должны показать брату/сестре своего ребенка с особыми потребностями, как важен этот ребенок для вашей семьи, показать конструктивные и приемлемые способы выражать свои чувства и сообщать также о своих потребностях.

Вот какие пожелания сформулировали американские братья и сестры «особых детей». Итак, родители должны:

— быть открытыми, говорить правду; — не сваливать слишком много обязанностей по уходу за ребенком-инвалидом на брата/сестру; — принять как факт то, что ребенок — особый; — выделять отдельное время на общение с «обычным» ребенком; — позволять братьям и сестрам самим разрешать возникшие между ними разногласия; — хвалить ВСЕХ сестер, братьев; — привечать других детей, друзей, семьи друзей в своем доме; — считать себя (родителей) главными учителями для «особого» ребенка; — прислушиваться к «обычным» детям — обязательно слушать их, побуждать их делиться с вами, в т.ч. и проблемами. Спрашивайте, что ребенку больше всего нравится и что больше всего не нравится в его сестре/брате. Дайте понять, что иногда «обычный» ребенок может быть раздосадован из-за поведения «особого» ребенка, что это нормально, — иногда родители чрезмерно стыдят своих обычных детей, если те ссорятся с особыми. — делать так, чтобы «особый» ребенок как можно больше делал для себя сам; — включать всех детей в какие-то семейные события; — уделять особое внимание «обычным» детям в моменты кризисов; — ценить в каждом ребенке его индивидуальные качества, заслуги; — при необходимости организовать консультации психолога для «обычного» ребенка. В случае, если вы отмечаете у вашего обычного ребенка нарушения сна или аппетита, настроение безнадежности и беспомощности, повышенную раздражительность, депрессию, нарушения концентрации, низкую самооценку, потерю интереса к хобби и т.п., разговоры о самоубийстве или членовредительстве (или замечания типа «лучше бы я умер»), проблемы при расставании с родителями, боязнь идти в школу, перфекционизм, повышенная тревожность, слезливость, психосоматические боли в желудке или головные боли, — если эти симптомы продолжаются более 2 недель, время обращаться за помощью. Для начала можно попробовать дать ребенку возможность пообщаться с братьями и сестрами других детей с тем же диагнозом.

Доктор Деренда Тиммонс Шуберт отмечает в книге Адель Фэйбер и Элейн Мазлиш «Братья и сестры без соперничества» следующие аспекты, относящиеся к братьям и сестрам «особых» детей.

— Концентрируйтесь на том, что ребенок МОЖЕТ сделать, а не на его инвалидности. Поощряйте то, что он МОЖЕТ. — Признавайте, что все дети имеют право иметь свое отношение к особому ребенку. Иногда бывает трудно реагировать, если обычный ребенок негативно отзывается об «особом» брате или сестре. Но детям надо знать, что они не должны скрывать свое раздражение. В случае когда раздражение проговаривается, обсуждается родителями и детьми, оно не будет трансформироваться в физическую агрессию по отношению к сестре/брату, игнорирование его или психосоматические боли в желудке, головные боли. — Старайтесь не сравнивать детей, даже когда это сравнение будет в пользу одного из них, для похвалы. Ребенок должен чувствовать себя уникальным. — Не навязывайте детям определенных ролей. Если у одного из детей хорошо получается петь, рисовать или танцевать, хвалите его и поощряйте развитие его таланта, но при этом давайте другим детям понять, что и они могут заниматься творчеством, что для этого не обязательно быть таким выдающимся танцором или художником, как их брат/сестра. Не употребляйте подобных фраз: «Он наш спортсмен», «Она никогда не доставляет нам никаких неприятностей».


Бесплатная юридическая консультация:

— Не волнуйтесь о том, что не получается уделять каждому ребенку РАВНОЕ количество времени. Сосредоточьтесь на том, что необходимо каждому ребенку, дайте им понять, что каждый из них уникален.

Чему учатся братья и сестры «особых детей»

Зрелость

Многие братья и сестры «особых» детей раньше взрослеют. «С тех пор, как родилась моя сестра, наша семья объединилась, нам надо было работать всем вместе. Мне нравилось чувствовать себя частью этой команды» (Хизер, 14 лет)

Представление о себе, самооценка, опыт общения


Бесплатная юридическая консультация:

Исследования показали, что в целом самооценка братьев и сестер «особых» деток такая же, как у их ровесников. Вместе с тем, братья и сестры «особых» часто лучше умеют общаться. «Когда я вместе с мамой еду к врачу, лечащему брата, я всегда задаю врачу свои вопросы об аутизме» (Брайан, 11 лет)

Понимание того, что происходит, внутреннего мира

У братьев и сестер «особых» есть возможность научиться понимать, что многое, что мы принимаем как должное, на самом деле — дар. Часто, когда говоришь с такими братьями и сестрами, поражаешься их мудрости и прозорливости. «Хотя моя сестра не разговаривает, я знаю, что она думает. Она показывает это взглядом. Люди могут говорить и общаться многими способами. Не обязательно языком». (Мэри, 10 лет)

Терпимость

Братья и сестры «особых» детей терпимее относятся к различиям (разного рода) между людьми. Они видят, как иногда к их брату/сестре относятся с предубеждением, и стараются сами воспринимать других без предубеждений. «С инвалидами надо так же обращаться, как с другими людьми. Они же тоже люди!» (Молли, 9 лет)


Бесплатная юридическая консультация:

Гордость

Многие братья и сестры «особых» детей гордятся своей семьей и достижениями своих «особых» братьев/сестер. «Сегодня мой братик сказал, какой у него любимый цвет! Это одно из его первых слов!! Теперь мы знаем, что ему нравится!» (Катрина, 10 лет)

Преданность

Братья и сестры могут всячески выражать свою преданность «особому ребенку». Они могут драться, ругаться, как любые дети, но они будут заступаться за своего «особого» братишку или сестренку, стараться не давать его или ее в обиду. «Я так злюсь, когда дразнят мою сестру. Мне можно ее дразнить, а им нельзя. Они ее обижают, а я просто поддразниваю. Я всегда говорю: оставьте ее в покое!» (Джастин, 8 лет)

Говорят мамы (взято с форума «Мыса Доброй Надежды», см. ссылку ниже).


Бесплатная юридическая консультация:

Светлана, мама троих детей, из которых средний — Святик — с синдромом Дауна, а дочь младше его на полтора года. Вот что она писала, когда дети были еще совсем маленькими: «Мне врачи на вопрос, что делать с ребенком, отвечали: рожать еще и чем быстрее, тем лучше. Я вот послушная. 🙂 Тяжеловато, конечно, и не знаю, насколько Святик лучше развивается, но. Этой любви, радости и детского счастья не заменит никакая терапия и никакие супер-пупер продвинутые занятия. [Святик и сестра] все делают вдвоем, даже в штаны ай-ай-яй на пару, стоит только одному уделаться, можно без разговоров идти переодевать второго. И едят из одной тарелки, и хватаются за одну игрушку. А уж как встречаются после дня разлуки!»

А вот другая мама — Милена, мама Лизы и еще двоих детей:

«Когда Тамара [старшая «обычная» дочь] меня о чем-то спрашивает, я всегда ей отвечаю и никогда ее не обманываю. Первые дни после того как Лиза родилась, Тамара нас ничего не спрашивала, но я слышала, как она говорит с моей мамой: какие странные люди ее родители, как заговорит она с ними о Лизе — они начинают плакать. Потом Томка меня спросила, как хоронят людей, не знаю, что рисовала тогда ее фантазия, но тогда уже я ей обяснила, что Лиза — не такая как все, что она очень больная, даже объяснила ей больше, чем нужно. Мы до этого читали с ней книжку, как в яйцеклетке и сперматозоиде по 23 хромосомы, и в первой клетке ребенка 46, — я рассказала ей, что в каждой клеточке Лизы — 47 хромозом, а не как у нас, 46. Уже потом, как и я узнала больше о СД, сказала Томочке, что Лиза не больная, просто она не такая, как все, позже пойдет, позже начнет говорить, но она тоже всему научится. После рождения Лизки читала Тамаре стихотворение «Наташка-первоклашка», Тамаре оно так понравилась, сразу меня спросила, можно ли ей сводить Лизу в первый класс. Мне тогда было ужасно грустно, я вообще тогда не знала, пойдет ли Лиза в школу. Сейчас я сильно верю в Лизу. Я верю, что она будет счастлива, что всему она научится, что окончит школу. Моя вера передается и Тамаре, она очень любит свою сестренку, о ее синдроме она не говорит, но если услышит, что мы с кем-то говорим об этом, она с гордостью сообщает: «У Лизы синдром Дауна!». Тамарины подружки очень любят играть с Лизой. Вчера, когда я ходила в магазин, Тамарина подружка упросила меня оставить им Лизу. (. ) На третьего ребенка решились гораздо легче, чем на второго. Мне было немножко страшно, как я буду справляться с Лизой и малышом. Пока справляемся. Лиза стала намного послушнее, брату она очень рада. Когда он плачет, она подходит к нему, гладит его головку, животик. У нее очень озабоченый вид, и она утешает его: «О-о-о, у-у-у». Вчера два раза, как Эрик начинал плакать у меня на руках, она приносила мне его бутылочку с водой. На прогулках Лиза толкает его коляску. В магазин мне легче ходить с ними, когда Эрик в сумке-кенгуру, и Лиза тогда катается в продовольственой коляске. Вчера ходили в магазин с коляской Эрика, Лиза сама взяла корзинку, в которую я складывала продукты, но как ей стало тяжело — начала вытаскивать ненужные, по ее мнению, вещи. Потом очень метко забрасывала продукты из корзинки на ленту кассы. Если бы не было Эрика, я и не узнала бы, что на нее можно так рассчитывать. Есть еще момент, что мы Лизу раньше очень баловали. Даже если Лиза помешала старшей сестре, мы часто ругали Тамару, что она не предвидела это вовремя. Сейчас есть человечек меньше Лизы, и Лизе уже понятно, что она должна внимательно к нему относиться.

У нас Лиза с Эриком ладят. Ей очень нравится роль старшей сестры. В сравнении с детьми ее возраста она многого не умеет, но всему, что она знает, учит Эрика. Каждый раз, когда хочет в туалет, приносит мне и его горшок. Зимой мне неохота было снимать с него всю одежду, но с такой помощницей приходилось. Уже несколько раз Эрик сам просится на горшок. Лиза научила его строить башню из кубиков, ставить круглые и квадратные формы в отверстия, делать пирамидку из колец, недавно показывала ему, как надевать бусины. Она очень интересно его обучает — сперва сама все строит, а ему ничего не разрешает трогать, потом подпускает его на немножко, совершено не сердится, когда он рушит ее произведения, даже смеется, и так его, видно, заинтересовывает.

Сейчас Эрик в таком возрасте, что все хочет потрогать, всюду хочет залезть. Она его бережет, если печка включена, она его к ней не подпускает, его возьмет под мышки и внимательно отодвинет в сторонку. Очень мне забавно за ними наблюдать. Лиза месяц назад переболела, три дня пролежала, вставала только в туалет. Эрику очень не хватало ее компании, все убегал от нас к ней и совал ей в ручки мячик, пробовал ее рассмешить (хохотал искусственно, когда он плачет — Лиза тоже так делает, чтоб успокоить его).»


Бесплатная юридическая консультация:

Татьяна, мама Даниеля и еще двоих детей младше него:

«Моя Юлька (8 лет) стала играть с Даниелем. Или Даниель (9 лет) стал играть с детьми. НО им обоим ИНТЕРЕСНО друг с другом, чего раньше не было. Юлиана недавно говорит мне: «Даниель так повзрослел, другой стал, не толкается больше!» Она сама теперь просит почитать Даниелю на ночь, выкроить минутку (час-два) на ролевые игры с Данькой. Я так рада, что Даниель повторяет за ней каждое слово, каждое движение. Какое счастье, что нам не обязательно «кровь из носу» искать здоровый коллектив! Вот он — дома. Недавний случай. Должен прийти школьный автобус, а я в школе с Максом. Такого еще не было, извелась, как там Юлька одна: откроет ли дверь, примет ли Даниеля с автобуса. Прихожу и застаю совершенно идеальную картину: оба готовят уроки. Даня коротко спросил: «Где мама?», удовлетворённый ответом, что я с Максом и сейчас приду, Данька с удовольствием сел делать домашнее задание! Вот такая помощница у меня!

Оксана, мама Насти с синдромом Дауна и еще одной, старшей девочки:

«. своей Катюшке всегда говорю, что, если меня не станет, то она станет мамой Настеньки. Она мне отвечает, что никогда её не оставит, как бы ни сложилась её судьба. Она и после школы будет поступать в пединститут на дефектолога,чтоб помочь Настёне и другим деткам. Мне иногда жалко мою Катерину, я у неё почти детство забрала, с того момента как появилась Настенька, Катюша стала мне помогать во всём».

Но это вечные тревоги родителей.

Бесплатная юридическая консультация:

А вот что говорят сами братья и сестры (взято с форума «Мыса Доброй Надежды», см. ссылку ниже). «Я воспринимаю его как абсолютно нормального, здорового, сильного парня. Это и ему, и мне помогает. Может, я и многого от него требую, но это идет ему на пользу. Играть мне с ним трудно, но это больше из-за разницы по возрасту. Но мы бесимся сильно вместе И я уверен, что все будет хорошо, даже отлично, и эта уверенность тоже идет брату на пользу». (брат Саша)

«Моей сестричке сейчас 3 с половиной, мне 14. Когда она родилась, первой о больших проблемах нашего «бэби» узнала, как ни странно, именно я, а не отец. Только тогда я поняла,что больше всего мама боялась, что отец отреагирует негативно или (не дай бог!) бросит нас одних. Но я отнеслась к этому совершенно спокойно и решила для себя, что сделаю все возможное, чтобы моя сестра была счастлива и никогда не страдала, ни материально, ни душевно. Годы летят, в полтора года моя Никуська уже научилась ходить. Специально для нее мы даже завели домашнего питомца — кота, так как она уже с самого раннего детства проявляла интерес к животным. Мы стараемся как можно больше внимания уделять ей. Ревности у меня нет абсолютно! Я поняла очень важную вещь и, конечно, большую разницу! Ей нужно больше заботы и ухода, потому что она просто НЕ В СОСТОЯНИИ сама что-то сделать или принять решение, не говоря уже о том, чтобы самой за себя постоять. А я, наоборот, В СОСТОЯНИИ, Я МОГУ (. ) САМА, без помощи, сделать то или иное, и сама могу за себя постоять, ответить обидчику или прочее. А все потому, что у меня психика намного сильнее, это я и сама заметила. Если Николь что- то сломала, а ее отругают, она немедленно начнет плакать! И не просто «для показу», а потому что ее обидели, как ей кажется. Для меня же этот выговор (мамин или папин) просто пустяк, «ну отругали и ладно. в следующий раз лучше сделаю!». Теперь я поняла, что такое иметь синдром Дауна! Я могу поставить себя в их положение, могу представить себя на их месте. » (сестра Ксения)

«Я Старший Брат. и ни секунду не расстраивался. это так позитивно когда приходишь с учебы замученный, а тут сидит Дуняша (сам придумал)))> и улыбается во все 8 зубиков. я прям как [будто] поспал часов 10 — хватаю ее и играть, просто нет слов. мне не страшно сказать, что моя СЕСТРА ДАУНЁНОК. потому что мои друзья поддержат меня и не отвернутся, и не отвернулись, всё поняли и шуточки по поводу отсталых людей перестали вспоминать!! был случай, когда я чуть ли не по фейсу преподавателю экономики съездил за оскорбление таких людей. мы вместе, за нами сила, любите их и не сомневайтесь в них. » (старший брат)

«Мне Полинка как родная дочь (хотя я только её крестная). Не считаю её неполноценным ребенком (мне даже иногда кажется, что она понимает гораздо больше, чем мы все), неполноценны те, кто не может её принять. Я даже не люблю её, моё чувство гораздо сильнее! Благодаря ей я увидела жизнь с другой стороны и поменялись некоторые ценности!» (старшая сестра)

«Я очень люблю свою сестру и не вижу никаких проблем в общении с ней! Любить можно сколь угодно сильно, но не надо забывать о заботе, обучении. Я стараюсь всеми силами помочь в воспитании сестры». (старший брат Владимир)


Бесплатная юридическая консультация:

Немецкая статья: положительные и отрицательные аспекты в жизни брата/сестры ребенка с инвалидностью

Отрицательные аспекты.

— Влияние на возможность спокойно поиграть (требование тишины из-за спящего ребенка, сломанные игрушки). Проблемы такие же, как у здоровых детей, масштаб другой. — Помехи при выполнении домашних заданий (отсутствие покоя, повторяющиеся разорванные тетрадки, порча личных вещей (книги, кассеты) — Вопрос: как об этом сказать школьным друзьям? Как реагировать, если друзья будут называть брата (сестру) ненормальным? — Здоровые дети переживают нервные и физические перегрузки родителей, которые влияют на отношения с ними. Часто здоровые дети воспринимают брата(сестру)-инвалида, как любимчика и единственный объект всей заботы и балования родителей. Может так далеко зайти, что здоровые дети чувствуют себя виноватыми, что они здоровы. Могут развиться чувства злобы и ненависти, которые никогда не будут высказаны. Здоровые дети чувствуют себя брошенными. — Некоторые дети, видя огромное напряжение в семье, не хотят создавать дополнительные проблемы (например, проблемы в школе) родителям, не делятся с ними, отказывая себе в постороней помощи. Душевное напряжение. — Часто здоровые дети находятся между двух огней. С одной стороны: в семье ребенок с СД любим и принят, а обществом ребенок-инвалид не всегда принят. Из-за этого может произойти охлаждение чувств к больному брату (сестре). — Дополнительная нагрузка происходит из-за желания родителей, чтобы после их смерти братья и сестры заботились о своем больном брате (сестре). Особенно сильное душевное беспокойство наблюдается у старших сестер из-за боязни отсутствия личной жизни, детей, т.к. они должны всю жизнь заботиться о брате(сестре) -инвалиде.

Положительные аспекты

— Братья и сестры детей-инвалидов имеют высочайшую степень ответственности, терпимы, готовы всегда прийти на помощь, социально высоко развиты. — Они в состоянии свои потребности поставить на второй план. — В сравнении с ровесниками они раньше взрослеют, серьезнее, мудрее. — Некоторые даже гордятся способностями своего брата (сестры). — Здоровые братья и сестры относятся к себе критически и откровенно рассказывают психологам о своих хороших и плохих чертах. — Отмечается отсутствие агрессии в ссорах между братьями и сестрами Несомненно, что на формирование линости здорового ребенка влияет, имеет ли он брата(сестру) инвалида. Основной фактор для душевного спокойствия здорового ребенка — спокойствие и довольство матери (и отца). Если мать плохо «справляется со своей судьбой», нервна и перегружена — тем сильнее душевная нагрузка на здоровых детей. (немецкий журнал «Даун-синдром», спасибо за перевод и найденную статью Татьяне Шпомер)

Вот еще два рассказа родителей:


Бесплатная юридическая консультация:

«Старшему 8 лет, знает, что Мишка у нас особенный, что он пойдет в специализированный садик, что у него на одну хромосому больше, что ему надо очень много внимания и наша любовь, без которой он может умереть (видимо, это последствия наших переживаний после операции, которую сделали в первый день после рождения — дуадентальная атрезия). Сёма слышит наши разговоры дома о СД, но не думаю, что осознает, какие трудности могут возникнуть в будущем, в силу своего возраста. Пока проблем никаких нет, надеюсь, что так и дальше будет и у Мишутки будет надежный брат и защитник». (Лилиана)

«А я сразу после подтверждения кариотипа (старшему было тогда 9), сказала, что мне с ним нужно поговорить — насчет Гриши. И все ему рассказала, как было, что будет. А тогда эмоции и у меня били через край — я ревела, не останавливаясь. А он меня обнял и сказал: «Мама! не плачь, все у нас будет хорошо!». Сейчас пишу, а сама плачу, хотя столько с того разговора времени прошло. Он сам о чем-то догадывался — бабушка придет и плачет. Ребенок ведь чувствует, что-то происходит. И нам сейчас очень легко. Я думаю, что все надо «резать», пока не затянулось». (Мирослава)

Когда сказать о диагнозе?

Как мы видели выше, сами обычные братья/сестры предпочитают знать правду. Уже в возрасте 5-6 лет им нужно на доступном уровне объяснить, что не так с их братиком/сестрой. (Внизу страницы — ссылка на сказку, с помощью которой можно объяснить механизм возникновения синдрома Дауна; но для начала достаточно будет сказать, что особый ребенок будет развиваться медленнее, какие проблемы у него со здоровьем.) Пока детям еще нет 5 лет Дети этого возраста еще не могут выразить свои чувства словами, так что их чувства будут видны из их поступков. Они не могут сформулировать, чем отношение к их особому брату/сестре отличается от отношения к ним самим, но они заметят разницу. Вместе с тем, дети еще не научились судить и осуждать, они будут радоваться возможности играть с братом или сестрой, так что, скорее всего, у них будут нормальные взаимоотношения. Детям от 6 до 12 лет

Дети начинают понимать, что люди различаются между собой. Они уже могут понять то, что вы им объясните про «особость» братика или сестры. Они могут заволноваться, что могут заразиться этой «особостью» или что с ними тоже что-то не в порядке. Они также могут чувствовать себя виноватыми, что они-то здоровы, или что они ругались, дрались с братом или сестрой. Обычно дети стараются помочь изо всех сил, вести себя очень-очень хорошо, либо начинают не слушаться, чтобы привлечь внимание родителей. В этом возрасте у детей отмечаются противоречивые чувства к брату или сестре. Впрочем, это характерно для данного возраста в отношениях обычных братьев и сестер.


Бесплатная юридическая консультация:

Подростки — от 13 до 17 лет Подростки могут понять более точные объяснения медицинских и психологических проблем брата или сестры. В этом возрасте для подростка важно самоутвердиться вне семьи, важны отношения со сверстниками. Они могут стесняться «особых» брата или сестры. Они могут волноваться о том, что проводят время вне семьи, когда должны были бы помогать «особому» ребенку, или чувствовать себя виноватыми, могут проявлять агрессию.

Когда объясняете ребенку, что не так с его братом или сестрой: — расскажите, чего ожидать; — расскажите о положительных и отрицательных сторонах диагноза, перспектив; — объясните, как можно общаться с братом или сестрой; — объясните, как ребенок может помочь вам в занятиях с братом или сестрой.

Подписаться на новости проекта «Онлайн школа Екатерины Бурмистровой»

Источник: http://www.semya-rastet.ru/razd/bratja_i_sestry_osobykh_detejj/

Урок братя и сестры конспект

Конспект урока обществознания в 5б классе. Тема «Братья и сестры» Орг. момент (учебники закрыты, на партах рабочие листы, записи урока будут делаться в них, подпишите фамилию). Обратить внимание учеников на гостей. Введение в тему: формулирование темы урока, цели урока. Ребята, у кого из вас есть братья или сестры? Сколько их? Старше они или младше? Расскажите о них, о ваших взаимоотношениях. Вопрос к остальным: выскажите мнение: в какой семье хорошо ребенку, где он один или у него есть братья или сестры? Как будет формулироваться тема нашего урока? Откройте учебник, параграф 17, запишите тему в рабочем листе. Просмотрите параграф, какая у нас будет последовательность изучения темы? В рабочих листах вы видите таблицу ЗХУ что означают эти буквы? Сформулируйте 1 -2 предложениями, что вы знаете об отношениях братьев и сестер. Проверка – определение круга первоначальных знаний. Введение в тему: постановка учебной цели и задачи. Зачем мы с вами на уроке будем говорить о братьях и сестрах? Почему именно о них, а не о дедушках и бабушках, например? В беседе формулируется проблемный вопрос – цель урока: какую роль играют братья и сестры в нашей жизни? Записываем вопрос в среднюю графу таблицы. Можете ещё одним предложением сформулировать для себя, что хотите узнать по этой теме. В конце урока сможете на этот вопрос ответить? Что нужно сделать, чтобы ответить на него? К каким источникам знаний обратиться? (мы уже обратились к личному опыту одноклассников, надо почитать учебник, что о взаимоотношениях братьев и сестер говорят ученые? — психологи) Изучение нового материала. Организация работы учащихся. Посмотрите на задание №1 в рабочем листе, что за форма информации представлена? – схема (рисую её на доске), что означает расположение частей этой схемы? Мы говорим о братьях и сестрах и вспоминайте устройство древнеегипетского общества – пирамиды: кто вверху, кто внизу. Обозначьте эти части (старшие, младшие).


Бесплатная юридическая консультация:

Прочитайте задание. Задание 1. Опираясь на текст учебника (стр.100 первый абзац сверху) дайте характеристику старшим и младшим братьям или сестрам. Характеризуйте отдельными словами – прилагательными, существительными или глаголами (например «ответственный»). Каждое слово впишите в схему. На работу 3 минуты выполняйте вместе с соседом по парте. Проверяем: Положение «я» каково в этой схеме? – средний. Представьте ситуацию – вы средний ребенок в семье, у вас старший и младший братья, опишите свое положение. А если это сестра, что изменится? Мальчик: со старшим братом играть в футбол, поможет сделать уроки, защитит, посоветует; младшему я сам посоветую, помогу. Если сестра старшая, она на стол накроет, приготовит, портфель соберет, а младшая – гулять с ней буду играть. Девочка: старший брат защитит, старшая сестра будет подружка, посоветует, за младшими буду ухаживать, помогать маме. Подводим промежуточные итоги: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры? (учат сотрудничеству; учитывать интересы других; крепкая семья в будущем; доверительные отношения; приобретение друзей, защитников; развитие ответственности, добросовестности, самостоятельности, самодисциплины.)Прочитайте задание №2 Разделите пункт 2 «Особые братья и сестры» на подпункты и дайте им названия. Что вам надо сделать? Составить план. Как составить план? Кто забыл – смотри памятку № 1стр 137 учебника. Сколько времени потребует от вас эта работа? 10 минут. Работайте в паре, советуйтесь, пусть у вас будет один план на двоих «Одна голова – хорошо, а 2 лучше». Проверяем, сверяем с эталоном (в ответах). Подводим промежуточный итог: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры? (умение общаться; любить близких; быть милосердным, терпимым, внимательным; умение разрешать конфликты.) Что такое конфликт? Конфликты чаще происходят между старшими и младшими братьями – сестрами или ровесниками? От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями? Читаем вслух пример семьи императора. От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями? Какой у нас вначале урока был проблемный вопрос – цель урока? Сделаем вывод – ответим на вопрос. Обратите внимание на задание № 3 в рабочем листе. Сначала называем вслух, затем заполняют схему. На доске один пример как образец я вписываю. Подведите итоги, что вы узнали на уроке? В графе «У» таблицы ЗХУ 1 – 2 предложениями запишите, что вы узнали на уроке о братьях и сестрах. Придумайте соседу один толстый и один тонкий вопрос по теме, запишите вопрос в рабочем листе. Проводят опрос вслух. Посмотрите на критерии оценивания, оцените себя устно, письменно. Сообщаю свое мнение о их работе. Через 5 минут после начала работы учащихся – физкультминутка.

Источник: http://educontest.net/ru//%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82/

Разделение детей

в законе особо нет чётких правил.Но тем не менее если учреждение и опека заинтересованы, чтоб ребёнок жил в семье, то могут разделить. У нас Ярик с Лисом были в одном учреждении, жили в соседних комнатах, и отношение между ними хорошие. так и то ДД и опека отдавала по отдельности, так как понимали, что с таким анамнезом детей, их вместе устроить практически не реально.

подавайте документы, получайте отказ, нанимайте адвоката и в суд. может быть и что-то получится. 24.06.:25:45, Oleg43

Источник: http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Adopt&trd=80475


Бесплатная юридическая консультация:

Карта учебных действий к уроку «Братья и сестры»

Карта учебных действий к уроку «Братья и сестры»

Блок 1. Важная часть жизни

Найдите в тексте параграфа учебника информацию о преимуществах и недостатках семей с одним ребёнком и с несколькими детьми и заполните таблицу.

Заполните таблицу «Особенности положения разновозрастных детей в семье».

Выберите из трёх выражений одно, которое вам ближе, или то, с которым вы хотите поспорить. Обоснуйте свой выбор.


Бесплатная юридическая консультация:

А. Тяжелобольной ребёнок нуждается в большем родительском внимании.

Б. Отношения между сводными братьями и сёстрами могут быть непростыми.

В. Все близнецы необычайно близки друг с другом и часто совершают похожий жизненный выбор.

Разделите пункт «Особые братья и сестры» на подпункты и дайте им заглавия.

Блок 3. Конфликты братьев и сестёр


Бесплатная юридическая консультация:

Сформулируйте определение термина «конфликт».

Продолжите предложения, используя текст на с. 102–103 учебника.

Причиной конфликта между братьями и сёстрами зачастую бывает ……

Лучшим выходом из конфликта является ……

Семейные отношения учат ребёнка …..


Бесплатная юридическая консультация:

Выберите и выпишите из схемы тот способ выхода из конфликта, который вы используете чаще всего.

Блок 4. Обобщение

Выберите любое задание и выполните его.

1. Задание 3 на с. 61 рабочей тетради.

2. Задание 6 на с. 62 рабочей тетради.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Задание 7 на с. 62 рабочей тетради.

  • Плесовских Ирина Владимировна
  • 78
  • 04.04.2018

Номер материала: ДБ

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 04.04.2018
  • 130
  • 04.04.2018
  • 92
  • 04.04.2018
  • 100
  • 04.04.2018
  • 244
  • 03.04.2018
  • 1068
  • 03.04.2018
  • 144
  • 03.04.2018
  • 31
  • 03.04.2018
  • 71

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Бесплатная юридическая консультация:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/karta-uchebnih-deystviy-k-uroku-bratya-i-sestri.html

План-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему: Братья и сестры: урок обществознания в 5 классе

урок по учебнику обществознания серии «Алгоритм успеха» издательства Вентана — Граф в рамках системно — деятельностного подхода

Цели для учащихся: Учащиеся должны понимать: важную роль братьев и сестер для будущей взрослой жизни.

Учащиеся должны уметь:

1. внимательно читать текст, понимать прочитанное, строить высказывание.


Бесплатная юридическая консультация:

2. составлять простой план текста.

3. делать выводы на основе анализа полученной информации.

4.понимать и составлять информацию в графической форме.

Цели для учителя

Образовательные: понимание учащимися важности отношений братьев и сестер для будущей взрослой жизни.


Бесплатная юридическая консультация:

Развивающие: формирование у учащихся умения поиска информации и понимания прочитанного текста, умения преобразовывать и интерпретировать информацию..

Воспитательные: формирование личностных и регулятивных УУД.

Реализация не только предметной программы, но и междисциплинарных программ: программы Стратегии смыслового чтения и работа с текстом, программы формирования УУД.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 5б классе.

Тема «Братья и сестры»

  1. Орг. момент (учебники закрыты, на партах рабочие листы, записи урока будут делаться в них, подпишите фамилию). Обратить внимание учеников на гостей.
  2. Введение в тему: формулирование темы урока, цели урока.

Ребята, у кого из вас есть братья или сестры? Сколько их? Старше они или младше? Расскажите о них, о ваших взаимоотношениях.

Вопрос к остальным: выскажите мнение: в какой семье хорошо ребенку, где он один или у него есть братья или сестры?

Как будет формулироваться тема нашего урока?

Откройте учебник, параграф 17, запишите тему в рабочем листе.

Просмотрите параграф, какая у нас будет последовательность изучения темы?

В рабочих листах вы видите таблицу ЗХУ что означают эти буквы?

Сформулируйте 1 -2 предложениями, что вы знаете об отношениях братьев и сестер.

Проверка – определение круга первоначальных знаний.

Введение в тему: постановка учебной цели и задачи.

Зачем мы с вами на уроке будем говорить о братьях и сестрах? Почему именно о них, а не о дедушках и бабушках, например?

В беседе формулируется проблемный вопрос – цель урока: какую роль играют братья и сестры в нашей жизни?

Записываем вопрос в среднюю графу таблицы.

Можете ещё одним предложением сформулировать для себя, что хотите узнать по этой теме.

В конце урока сможете на этот вопрос ответить? Что нужно сделать, чтобы ответить на него? К каким источникам знаний обратиться? (мы уже обратились к личному опыту одноклассников, надо почитать учебник, что о взаимоотношениях братьев и сестер говорят ученые? — психологи)

  1. Изучение нового материала. Организация работы учащихся.

Посмотрите на задание №1 в рабочем листе, что за форма информации представлена? – схема (рисую её на доске), что означает расположение частей этой схемы? Мы говорим о братьях и сестрах и вспоминайте устройство древнеегипетского общества – пирамиды: кто вверху, кто внизу. Обозначьте эти части (старшие, младшие).

Задание 1. Опираясь на текст учебника (стр.100 первый абзац сверху) дайте характеристику старшим и младшим братьям или сестрам. Характеризуйте отдельными словами – прилагательными, существительными или глаголами (например «ответственный»). Каждое слово впишите в схему. На работу 3 минуты выполняйте вместе с соседом по парте.

Положение «я» каково в этой схеме? – средний.

Представьте ситуацию – вы средний ребенок в семье, у вас старший и младший братья, опишите свое положение. А если это сестра, что изменится?

Мальчик: со старшим братом играть в футбол, поможет сделать уроки, защитит, посоветует; младшему я сам посоветую, помогу. Если сестра старшая, она на стол накроет, приготовит, портфель соберет, а младшая – гулять с ней буду играть.

Девочка: старший брат защитит, старшая сестра будет подружка, посоветует, за младшими буду ухаживать, помогать маме.

Подводим промежуточные итоги: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры?

(учат сотрудничеству; учитывать интересы других; крепкая семья в будущем; доверительные отношения; приобретение друзей, защитников; развитие ответственности, добросовестности, самостоятельности, самодисциплины.)

Прочитайте задание №2

Разделите пункт 2 «Особые братья и сестры» на подпункты и дайте им названия. Что вам надо сделать? Составить план. Как составить план? Кто забыл – смотри памятку № 1стр 137 учебника. Сколько времени потребует от вас эта работа? 10 минут. Работайте в паре, советуйтесь, пусть у вас будет один план на двоих «Одна голова – хорошо, а 2 лучше».

Проверяем, сверяем с эталоном (в ответах).

Подводим промежуточный итог: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры?

(умение общаться; любить близких; быть милосердным, терпимым, внимательным; умение разрешать конфликты.)

Что такое конфликт? Конфликты чаще происходят между старшими и младшими братьями – сестрами или ровесниками? От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями?

Читаем вслух пример семьи императора. От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями?

Какой у нас вначале урока был проблемный вопрос – цель урока? Сделаем вывод – ответим на вопрос. Обратите внимание на задание № 3 в рабочем листе. Сначала называем вслух, затем заполняют схему. На доске один пример как образец я вписываю.

Подведите итоги, что вы узнали на уроке? В графе «У» таблицы ЗХУ 1 – 2 предложениями запишите, что вы узнали на уроке о братьях и сестрах.

Придумайте соседу один толстый и один тонкий вопрос по теме, запишите вопрос в рабочем листе.

Проводят опрос вслух.

Посмотрите на критерии оценивания, оцените себя устно, письменно.

Сообщаю свое мнение о их работе.

Через 5 минут после начала работы учащихся – физкультминутка.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/03/05/bratya-i-sestry-urok-obshchestvoznaniya-v-5-klasse

Разделение сестер и братьев при опеке

Здравствуйте! Хотим оформить опеку над мальчиком 10 лет и его сестрой 12 лет. Вместе с ними в Детском Доме проживает их брат 13 лет. У старшего ребенка ЗПР 8 вида. Ребенок сложный. Детей разделять не разрешают. Нам не по силам взять троих. Как нам доказать в суде, что мы действуем в интересах детей п.5 ст.145 СК РФ?

Учитывая, что требования при усыновлении и установлении опеки над несовершеннолетними братьями и сестрами являются аналогичными, то в качестве примера соблюдения интересов детей в Вашей ситуацие возможно привести п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», которым предусмотрено, что если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении их заявителем не ставится вопрос об усыновлении либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление в соответствии с пунктом 3 статьи 124 СК РФ допустимо лишь в случае, когда это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Таким образом, если в Вашем случае имеет место хоть одно из перечисленных условий, то в суде Вы можете руководствоваться указанным Постановлением, но отсутствие таковых не исключает возможности доказать, что Ваши действия направлены исключительно на защиту интересов детей, над которыми Вы оформляете опеку.

Источник: http://www.zakon74.ru/1317-razdelenie-sester-i-bratev-pri-opeke.html

Особые переводы

О чем могли бы рассказать родителям и специалистам братья и сестры особых детей.

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

В США проживает более шести миллионов людей с различными проблемами развития и с особыми потребностями. И у большинства этих людей есть нормально развивающиеся братья и сестры. Их участие в жизни людей с особенностями развития слишком велико, чтобы его игнорировать. И вот почему:

  • Братья и сестры останутся рядом с людьми с особенностями развития дольше, чем кто либо. Они, скорее всего, будут рядом, когда родителей не станет, а занятия с терапевтами отойдут в прошлое. Если вооружить братьев и сестер информацией, и обеспечить им необходимую поддержку, они смогут помочь своим близким вести достойную жизнь от рождения до самой смерти.
  • На протяжении всей жизни братья и сестры делят с родителями все тревоги и трудности, справляются с социальной изоляцией, недостатком информации, чувством вины, их точно так же пугают мысли о будущем, они помогают родителям ухаживать за своими особыми братьями и сестрами. Но кроме того, братья и сестры людей с особенностями развития сталкиваются со своими специфическими проблемами. Они вынуждены справляться с чувством обиды, отвечать на бесконечные вопросы сверстников, справляться с давлением и необходимостью соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители, а порой и они сами.

Несмотря на огромную роль, которую играют в жизни людей с особенностями развития их братья и сестры, даже самые продвинутые реабилитационные центры, как правило, не ставят работу с ними в список приоритетных задач. Братья и сестры, которые часто, в прямом и переносном смысле, остаются у закрытой двери, заслуживают более внимательного к себе отношения. По-настоящему работать с семьями особых детей можно будет только тогда, когда в представлении сотрудников реабилитационных центров и психологических служб в понятие «семья» будут включены не только родители ребенка с особенностями развития, но и его братья и сестры.

Проект “Sibling Support Project” инициировал дискуссию в рамках платформы SibNet, одной из первых и крупных информационных платформ для взрослых братьев и сестер людей с особенностями развития. В дискуссии приняли участие родители, братья и сестры людей с особенностями развития, а также сотрудники реабилитационных центров. Ниже приведен список тем, которые обсуждались участниками SibNet, а также рекомендации сотрудников проекта “Sibling Support Project”:

  1. Братья и сестры особых детей имеют право на личную жизнь. В разное время братья и сестры людей с особенностями развития принимают разное участие в их жизни. Но независимо от степени их участия, всегда следует помнить, что у них есть право и на личную жизнь. Ни родители, ни учителя не должны возлагать на братьев и сестер людей с особенностями развития никаких обязательств, не обсудив предварительно с ними эту идею. «Не решайте ничего за нас», — популярная фраза среди людей с особенностями развития, отстаивающих собственные права, в равной степени относится и к их братьям и сестрам. Каждый человек имеет право управлять своей жизнью, братья и сестры особых детей не исключение.
  2. У братьев и сестер особых детей есть право чувствовать боль. Как и родители, братья и сестры людей с особенностями развития часто испытывают по отношению к ним целый спектр противоречивых эмоций. Все члены семьи, терапевты и педагоги, которые работают с ребенком, должны об этом помнить и знать. И, конечно, необходимо признавать право братьев и сестер переживать, чувствовать тревогу и подавленность. Поскольку большинство братьев и сестер дольше всех будут рядом с людьми с особенностями развития, им предстоит пережить целый калейдоскоп самых разных чувств по отношению к своим близким. И было бы здорово, если бы родители и терапевты постарались узнать больше об этих чувствах.
  3. У братьев и сестер детей с особенностями развития есть право не соответствовать завышенным ожиданиям. Как правило, родители многого ждут от своих детей. А в семьях с особым ребенком их братья и сестры подчас начинают слишком строго к себе относиться. Многим из них кажется, что таким способом они должны компенсировать «особость» своих братьев и сестер. Родители могут помочь детям справиться со сложившейся ситуацией, не требуя от них слишком многого и оказывая им безусловную поддержку во всех начинаниях.
  4. Братья и сестры особых детей имеют право вести себя так же, как и их обычные сверстники. Родителям тяжело видеть, как их дети дразнятся, обзываются, спорят, словом, всячески конфликтуют, особенно если один из детей — ребенок с особыми потребностями.Несмотря на то, что резкость, с которой дети общаются друг с другом, может порой шокировать родителей, часто такие конфликты — важная часть нормальных взаимоотношений между детьми. Ребенок с синдромом Дауна, выросший вместе с братьями и сестрами, с которыми периодически ссорился, будет лучше готов ко взрослой жизни, чем его сверстник, который рос единственным ребенком в семье. Несмотря на потенциальную пользу, конфликты между братьями и сестрами, скорее всего, приведут к попытке родителей вызвать у одного из детей чувство вины, особенно если другой — ребенок с особенностями развития. Когда возникает конфликт, брату или сестре обычно говорят: «Оставь его в покое. Ты больше, сильнее, ты должен быть выше этого. Ты должен идти на уступки». Не стоит забывать, что братья и сестры детей с особенностями развития имеют право честно выражать своих эмоций, и, как и другие их сверстники, могут иногда вести себя дурно, злиться и ссориться.
  5. Все члены семьи должны принимать посильное участие в домашних делах. Разумные требования к детям с особенностями развития пойдут им только на пользу. Когда ребенок вырастет, и будет жить рядом со своими братьями и сестрами, усвоенные навыки самостоятельности помогут ему обрести максимальную независимость, и, как результат, положительно скажутся на их отношениях. В вопросах, которые касаются домашних дел и умения нести ответственность за свои поступки, родители должны предъявлять одинаковые требования ко всем своим детям. Это не только поможет им стать более независимыми, но и существенно снизит возможные конфликты, из-за двойных стандартов — то что позволено одному, не позволено другому.
  6. Родители должны обеспечивать безопасность для всех детей в семье.Некоторые дети с особенностями развития могут вести себя непредсказуемо и агрессивно. Их братья и сестры часто берут на себя слишком большую ответственность и принимают на себя удар в случае опасности. Родители должны в равной степени обеспечивать безопасность всем своим детям, независимо от того, есть у них особенности развития или нет.
  7. Братьям и сестрам особых детей необходимо встречаться с теми, кто находится в такой же жизненной ситуации. Большинство родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, не представляют, как бы они справились в одиночку, не имея возможности обмениваться опытом с другими семьями. Такое же общение необходимо и их здоровым детям. Такие клубы, как Sibshops, интернет-рассылки SibNet и SibKids и другие подобные ресурсы помогают братьям и сестрам особых детей так же, как их родителям помогает участие в родительских программах и группах поддержки. Им важно знать, что они не одиноки, и им есть с кем поделиться своими радостями и горестями.
  8. Особые братья и сестры нуждаются в информации о состоянии своего брата или сестры. На протяжении всей жизни у братьев и сестер детей с особенностями развития возникают все новые и новые вопросы о расстройстве, которым страдают их близкие, о том, как нужно за ними ухаживать и чего можно ожидать в будущем. Родителям и специалистам, которые работают с ребенком, следует вовремя предоставлять его братьям и сестрам необходимую информацию. В любом центре, который занимается реабилитацией детей с различными расстройствами и готовит материалы для их родителей, должны быть специальные материалы для их братьев и детей любого возраста.
  9. Братья и сестры особых детей точно так же как родители боятся того, что ждет их в будущем. Уже в раннем возрасте братья и сестры особых детей начинают понимать то, что в будущем они должны будут заботиться о своих особых близких, и переживать из-за этого. Родители могут помочь детям справиться с переживаниями, если будут привлекать их к планированию будущего особых братьев и сестер, прислушиваться к их мнению, прорабатывать запасные варианты, и всегда помнить, что с течением времени отношение детей к ответственности за жизнь их особых братьев и сестер обязательно будет меняться. Только тогда, когда братья и сестры особых детей будут понимать, что с ними считаются, и что родители в равной степени заботятся и об их благополучии, они будут воспринимать будущие обязанности как собственный выбор, а не как повинность. Ради общего блага, братья и сестры должны иметь право на собственную жизнь. Братья и сестры детей с особенностями развития должны понимать, как и когда их близким потребуется их участие, как долго, каким образом, и в какой степени они будут принимать участие в жизни своих особых братьев и сестер в будущем.
  10. Братья и сестры особых детей должны делить обязанности по уходу за близкими поровну.Когда встает вопрос о том, кто будет заботиться о престарелых родителях, то, как правило, эти заботы берут на себя дочери. Точно так же кажется естественным, что именно женщины, сестры, принимают на себя заботы о братьях и сестрах с особенностями развития, когда родители уже не в силах это делать. Но все же следует всерьез рассмотреть вопрос разделения ответственности за будущее детей с особенностями развития в равной степени между их братьями и сестрами.
  11. Братья и сестры особых детей имеют право быть услышанными. Хороший контакт с детьми важен в любой семье, но особенно важен в семьях, где растят ребенка с особенностями развития. На специальных тренингах можно развить умение слушать и слышать друг друга, а такие книги как, например, книга Аделе Фарбер и Элейн Мазлич «Как говорить так, чтобы дети слушали, и как слушать так, чтобы дети говорили» помогут в вопросах построения диалога с детьми.
  12. Братьям и сестрам особых детей необходимо, чтобы некоторое время родители посвящали только им. Дети должны помнить, что для родителей они важны сами по себе. Родителям следует уделять качественное внимание каждому из своих детей, найти время сходить с ребенком в кафе, или просто побродить в торговом центре, тем самым как бы говоря ему: «Я здесь, с тобой». Кроме того, это прекрасная возможность обсудить с ребенком массу важных вопросов.
  13. Достижения и важные события в жизни особых братьев и сестер не должны оставаться незамеченными. Мы знаем много случаев, когда родители не смогли прийти на выпускной вечер своих детей, многие из которых были отличниками, поскольку не могли оставить их брата или сестру с особенностями развития. В некоторых случаях уже выросшие братья и сестры были вынуждены откладывать даже собственную свадьбу, поскольку в это время требовалась помощь их братьям и сестрам . Однако, никакая «особость» одного ребенка не должна перевешивать важность достижений и событий в жизни другого. В семьях, члены которых подходят к данной проблеме творчески, постоянно изыскивая дополнительные ресурсы и готовясь идти на компромисс, ничье достижение не остается незамеченным.
  14. Братьям и сестрам особых детей нужна правильная модель отношения к их семейной ситуации. Родителям следует помнить, что их отношение к болезни одного из детей оказывает большее влияние на его братьев и сестер, чем сама болезнь. Поиск информации, взаимная поддержка, приемы, позволяющие восстановить силы, все это помогает детям сформировать правильное отношение к болезни сестры или брата, и соответствующим образом реагировать на связанные с этим ситуации.
  15. В понятие «семья» должны быть включены не только родители особых детей, но и их братья и сестры. Многие специалисты говорят о важности включения всей семьи в процесс реабилитации ребенка с особыми потребностями, но уделяя внимание работе с родителями, продолжают игнорировать нужды людей, которые будут дольше всех связаны с жизнью человека с особыми потребностями — их братьев и сестер. Только когда братьям и сестрам уделяется должное внимание, когда учитываются их потребности, специалисты могут говорить, что работают с семьей.
  16. Особые братья и сестры имеют право принимать активное участие в жизни и реабилитации своих близких.Родителям особого ребенка и сотрудникам реабилитационных центров следует приглашать (но ни в коем случае не настаивать) братьев и сестер к участию в информационных встречах по поводу индивидуальной учебной программы особого ребенка, индивидуального плана поддержки семьи, программы переходного периода, во время визитов в больницу. У братьев и сестер часто возникают вопросы, на которые могут ответить специалисты. Часто у них существует свое мнение, и их предложения необходимо по возможности учитывать. Это принесет пользу всем, кто работает с ребенком.
  17. Братья и сестры особых детей имеют право говорить о своих чувствах. Всем, кто интересуется жизнью семьи, где есть особый ребенок, стоит проявлять внимание к тому, как и чем живут его здоровые братья и сестры. Это сделать нетрудно, стоит лишь посетить собрания групп поддержки, или самим организовать нечто подобное, или даже прочесть книги, которые написали братья и сестры особых детей. На сайтах проектов «Sibling Support Project» и «Sibshop» можно найти руководство и советы по организации групп поддержки, а также список необходимых книг.
  18. Особые братья и сестры имеют право на индивидуальные программы поддержки.Если ваша организация предоставляет поддержку родителям особых детей, возникает закономерный вопрос, почему нет аналогичных программ для братьев и сестер? Им будет очень полезно пообщаться с теми, кто находится в похожей жизненной ситуации. Радует тот факт, что групп поддержки особых братьев и сестер разного возраста с каждым днем становится все больше. «Sibling Support Project» объединяет около 200 организаций, проводит специальные тренинги, а также помогает всем желающим создать такую группу.
  19. Братья и сестры особых детей должны максимально участвовать во всех обсуждениях по вопросам работы с семьей. Это позволит родителям и специалистам посмотреть на ситуацию новыми глазами, что может оказаться неоценимым вкладом в понимание сути работы с особым ребенком. К тому же это позволит быть уверенными, что интересы братьев и сестер особого ребенка не ущемляются.
  20. Благотворительные фонды должны разрабатывать программы не только в поддержку особых детей, но и в поддержку их сестер и братьев. Ни один другой ребенок не оказывает такого влияния на развитие ребенка с особенностями, как это делает его брат или сестра. На протяжении всей жизни особые дети будут прежде всего копировать поведение сестер и братьев. Именно братья и сестры, а не родители, и уж конечно не специалисты, дольше всего будут заботиться о них. Большинство братьев и сестер в семьях, где растет особый ребенок, понимают, что их будущее навсегда связано с ним. Но не так много фондов это понимают, и еще меньше готовы помогать братьям и сестрам особых детей получать необходимые навыки, знания и поддержку. Со стороны государства было бы разумнее инвестировать средства в тех членов семьи, которые лично заинтересованы в благополучии людей с особыми потребностями и которые смогут отстаивать их интересы после смерти родителей. Как написала одна из таких сестер: «Мы будем заботиться о наших братьях и сестрах после смерти родителей. И каждый, кто заинтересован в благополучии людей с особенностями развития, должен быть заинтересован и в нас».

©The Sibling Support Project. All rights reserved.

Источник: http://specialtranslations.ru/siblings/

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн