Проверка росреестром соблюдения земельного законодательства

Проверки соблюдения земельного законодательства органами Росреестра Порядок проведения проверок соблюдения земельного законодательства и привлечения в административной ответственности органами Управления Росреестра.

Проверки соблюдения земельного законодательства органами Росреестра

Порядок проведения проверок соблюдения земельного законодательства и привлечения в административной ответственности органами Управления Росреестра ХМАО-Югры

Соблюдение охраны и использования земель на территории Российской Федерации, как уже было сказано ранее осуществляется уполномоченными государственными органами.

Оглавление:

На сегодняшний день, контроль за использованием охраной земель на территории РФ осуществляют: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Управление Росреестра), Роспотребнадзор РФ и специально созданные отделы Администраций городов и др. поселений (осуществляют муниципальный контроль).

В настоящее время, основными нормативными документами, регламентирующими проведение проверок соблюдения земельного законодательства являются:

Перечень нормативных правовых актов, применяемых при осуществлении государственного земельного контроля

  • · Конституция Российской Федерации;
  • · Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • · Земельный кодекс Российской Федерации;
  • · Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • · Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 -ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • · Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
  • · Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»;
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1248 «О внесении изменений в правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489»
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.06.2011 № 318 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 № 532 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»;
  • · Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • · Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях».

Хочу более подробно рассказать о ходе проведения проверок соблюдения земельного законодательства, проводимых Управлением Росреестра по ХМАЮ-Югре, порядке и специфике проверок.

В первую очередь следует отметить, что существуют 2 вида проверок соблюдения земельного законодательства — это плановые проверки и внеплановые проверки.

Плановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, обладающих земельными участками на любом праве проводятся не чаще 1 раза в 2 года (Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), согласно утвержденных планов проверок.

Также могут осуществляться и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства на основании поступивших заявлений, обращений, сигналов, либо на основании распоряжений органов Прокуратуры.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства проводятся только после согласования с органами Прокуратуры, и по основаниям установленным в статье 10 часть 2 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», исключения в данном случае составляют проверки исполнения ранее выданных Предписаний, с истекшим сроком, установленным для устранения выявленного нарушения земельного законодательства.

Далее, я бы хотела рассказать порядок проведения плановой проверки соблюдения земельного законодательства с учетом всех требований действующего законодательства, в частности, ход проверки предлагаю пронаблюдать на примере проведенной мной проверки юридического лица ООО «СФИНКС»:

В первую очередь, формируется и утверждается ежегодный план проверок соблюдения земельного законодательства, куда и было включено ООО «СФИНКС», проверка запланирована на июнь 2011 года. Информация о плане проверок размещается на сайтах Управления Росреестра, Прокуратуры, Администрации и сайтах других контролирующих органов, участвующих в проверке. После утверждения плана проверок, согласно графику проверок, главным государственным инспектором округа (области) по использованию и охране земель выносится Распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства в соответствии с утвержденной формой гербового бланка, в котором указывается субъект проверки, сроки проведения проверки, земельные участки, подлежащие проверки, а также должность и ФИО инспектора (инспекторов) назначенных для проведения плановой проверки. Зарегистрированное Распоряжение о проведении плановой проверки направляется инспектору соответствующей территории и является основанием для проведения проверки. В моем случае проверка проводилась заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по г. Когалыму Беляевой А.В. на территории муниципального образования г. Когалым, где и находится земельный участок.

Уполномоченный на проведение плановой проверки Государственный инспектор по использованию и охране земель на основании вынесенного главным государственным инспектором Распоряжения готовит извещение субъекту проверки такой проверки, о сроках проверки, а также времени и месте явки законного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя. Извещение о проведении проверки, вместе с копией Распоряжения направляется субъекту проверки заказным письмом, либо иным способом (лично под роспись, факсимильно). Извещение должно быть получено субъектом проверки не позднее чем за 3 дня до начала такой проверки.

Т.е. после получения Распоряжения о проведении плановой проверки мной было подготовлено Извещение о проведении такой проверки на ООО «СФИНКС» с указанием даты, времени и места явки законного представителя и перечня запрашиваемых для проведения проверки документов, содержащее также предупреждение об административной ответственности, предусмотренной статьями 19,4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» и 19,7 «Непредоставление сведений (информации)» КоАП РФ. Подготовленное Извещение вместе с копией распоряжения было заблаговременно направлено на юридический адрес данного предприятия заказным письмом с уведомление о вручении такого письма. Информация о вручении заказного письма (уведомление) имеется, значит юридическое лицо уведомлено о проверке надлежащим образом.

Вместе с тем, следует отметить, что государственный инспектор заранее, до начала проверки собирает всю необходимую информацию о субъекте проверки и о принадлежащих ему на том или ином праве земельных участках, а также информацию о самих земельных участках (границах земельного участка, координатах, категории, разрешенном использовании, площадь и иную необходимую информацию), путем направления запросов в соответствующие органы и с использованием собственной базы данных.

В данном случае были направлены соответствующие запросы о предоставлении информации в Налоговые органы г. Сургута (запрос выписки из ЕГРЮЛ) т.к. предприятие состоит на учете в г.Сургуте, в Администрацию МО г. Когалым, ФГУ «Земельная кадастровая палата», также были подняты архивы из ЕГРП по используемым земельным участкам.

В назначенное в извещении время и место к государственному инспектору должен явиться законный представитель субъекта проверки либо его уполномоченный представитель (полномочия представителя подтверждаются доверенность). При проведении проверки в отношении ООО «СФИНКС» возникла следующая ситуация: в назначенную дату, время и место законный представитель юридического лица ООО «СФИНКС» не явился, запрашиваемые материалы, необходимые для проведения проверки не предоставил, заявлений (ходатайств) об изменении даты или времени проверки не заявлял. Поскольку ООО «СФИНКС» было надлежащим образом уведомлено о дате и времени проверки и предупреждено о возможной административной ответственности, данному обществу было направлено уведомление о вызове законного представителя для составления протоколов по статьям 19,4 и 19,7 КоАП РФ.

В назначенную в уведомлении дату, время и место явился представитель ООО «СФИНКС» с доверенностью от Директора общества, для представления интересов общества при проведении проверки и составлении протокола с правом подписи всех необходимых документов.

Т.к. за неявку на проверку, а равно неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) и непредоставление запрашиваемых сведений административная ответственность уже наступила, на данное юридическое лицо был составлен протокол по статье 19,7 КоАП РФ и на должностное лицо (законного представителя) по статье 19,4 КоАП РФ. Данные протоколы, с приложением всех подтверждающих документов были направлены мировому судье.

После составления протоколов за наступившую ответственность была проведена проверка соблюдения земельного законодательства. Совместно с законным представителем производится выезд на территорию проверяемого земельного участка для его натурного обследования, осуществления промеров границ и т.д.. В результате чего составляется акт обследования земельного участка, ведется фото/видео съемка, фиксируются все выявленные нарушения земельного законодательства.

В случае отсутствия нарушения земельного законодательства составляется акт проверки, в котором указывается вся информация о проведенной проверки и отсутствие нарушений земельного законодательства (с приложением подтверждающих это материалов) и проверка на этом закрывается.

В случае выявления нарушения земельного законодательства составляется протокол об административной ответственности, где указываются все выявленные нарушения и статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за выявленное нарушение.

В ходе проверки ООО «СФИНКС» были выявлены нарушения земельного законодательства в виде использования земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю, а именно ООО «СФИНКС» используется земельный участок под размещение рекламного щита, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, ранее земельный участок не арендовался, в собственности не находится, на государственном кадастровом учете не состоит. В данном случае нарушена статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена в соответствии со статьей 7,1 КоАП РФ. Выявленные нарушения фиксируются путем составления протокола осмотра территории, производится обмер границ земельного участка, фотосъемка. После сбора доказательной базы составляется протокол об административном правонарушении, в котором описываются все выявленные нарушения, обстоятельства дела, лица участвующие в проверке, берутся объявления с законного представителя по фактам выявленных нарушений, разъясняются права и обязанности. Протокол подписывается государственным инспектором проводившим проверку и законным представителем юридического лица, участвующем в проверке. После проведения проверки, в случае выявления нарушения земельного законодательства все материалы проверки формируются в административное дело и направляются на рассмотрение главному государственному инспектору по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместителю.

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместитель рассматривает представленные материалы дела и при соблюдении всех требований законодательства, а также при наличие факта нарушения выносит Определение о назначении времени и места рассмотрения административного дела и вручает его под роспись законному представителю субъекта проверки (ООО «СФИНКС»).

В назначенное в определении время и место законный представитель юридического лица ООО «СФИНКС» должен явиться на рассмотрение административного дела и изложить свои доводы и доказательства по существу выявленного нарушения, либо заявить ходатайство о переносе даты или времени рассмотрения административного дела (с указанием уважительной причины для переноса). В случае неявки представителя юридического (если не было заявлено ходатайство о переносе) административное дело может быть рассмотрено в его отсутствие, что фиксируется в принимаемом по делу решении, решение по делу направляется Юридическому лицу по почте.

Рассмотрение Административного дела и принятие решения по нему осуществляется Главным государственным инспектором по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместителем.

На рассмотрении дела об административном правонарушении учитываются все обстоятельства дела, вид административного нарушения (статья КоАП РФ), степень вины субъекта и систематичность нарушения, в результате чего определяется степень его вины и размер административного наказания (размер административного штрафа).

Результатом рассмотрения дела об административном правонарушении является Постановление о назначении административного наказания, либо определение о прекращении производства по делу (в случае недоказанности вины).

При рассмотрении Административного дела и принятии решения по делу ООО «СФИНКС» учитывались все обстоятельства дела, в том числе вина общества. В моем случае законный представитель ООО «СФИНКС» на проверку явился, с нарушением полностью согласен. Ввиду чего ООО «СФИНКС» было вынесено решение о привлечении общества к административной ответственности за нарушение земельного законодательства по ст. 7,1 кодекса об Административных правонарушениях РФ в виде административного штрафа на сумму 10000р. При назначении размера административного штрафа, который варьируется от 10000р. до 20000р. Учитываются все обстоятельства дела, отягчающие и смягчающие обстоятельства. В данном случае при рассмотрении дела отягчающие обстоятельства не выявлены, поэтому размер назначенного штрафа является минимальным.

Постановление о назначении административного наказания вручается под роспись законному представителю Юридического лица ООО «СФИНКС».

В целях устранения правонарушений Управлением Росреестра выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых впоследствии контролируется должностным лицом, вынесшим предписание.

Вместе с Постановление ООО «СФИНКС» было вручено Предписание об устранении допущенного нарушения земельного законодательства, в котором устанавливается срок для его устранения. Предписание так же выносит Главный государственный инспектор по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместитель.

В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства к правонарушителям применяются меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, с дальнейшим направлением материалов в суд.

До окончания установленного в предписании срока, нарушитель может заявить ходатайство о продлении срока исполнения предписания указав в ходатайстве что уже было сделано, для устранения допущенного нарушения (с приложением подтверждающих документов) и указав причины, по которым нарушение не будет устранено вовремя. Такое ходатайство рассматривается Главным государственным инспектором по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместителем, по результатам рассмотрения выносится Определение о продлении срока исполнения предписания на определенный период, либо об отказе в продлении срока исполнения предписания.

По истечению срока исполнения предписания в отношении Юридического лица проводится проверки исполнения предписания. Такая проверка является внеплановой, но согласования с органами прокуратуры не требует. При проведении такой проверки государственным инспектором проверяется исполнено ли требование выданного Предписания или общество ничего для исполнения предписания не сделало. В моем случае, при проведении проверки исполнения предписания ООО «СФИНКС» не выполнило требование выданного Предписания, в следствии чего на ООО «СФИНКС» был составлен протокол об административной ответственности по статье 19,5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)». ООО «СФИНКС» с нарушением согласен, т.к. само общество не занималось оформлением документов. Все материалы проверки, вместе в протоколом об административной ответственности были направлены Мировому судье.

Согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В ходе осуществления государственного земельного контроля выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения. При проведении внеплановой проверки по исполнению предписания при установлении факта неустранения нарушения земельного законодательства правонарушителю выдается новое предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства с указанием нового срока его исполнения. После истечения которого вновь проводится внеплановая проверка исполнения Предписания. Данная процедура повторяется до тех пор пока нарушение не будет устранено полностью.

Источник: http://studwood.ru/881694/pravo/proverki_soblyudeniya_zemelnogo_zakonodatelstva_organami_rosreestra

Земельныйэксперт

Бесплатная горячая линия

Москва

Санкт-Петербург

Россия

Государственный контроль

Проверка соблюдения требований земельного законодательства

Содержание статьи:

Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в статье ЗК РФ 71.1. В 2011 году Минюстом был издан Приказ № 22094, который утвердил регламент данных проверок.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • Москва МО:

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора — плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года. Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок — контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за межеванием, рекультивацией, использованием земель по определенному в кадастре типу и категории. Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой административную и уголовную ответственность, которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа:

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации. Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений, которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

Разработка ежегодного плана проверки

График плановых проверок составляется ежегодно. В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом, так и исполнение его юридическими лицами.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Проверка муниципалитетами соблюдения земельного законодательства проводится на основании разработанных администрациями этих образований регламентов. Они определяют правила проведения проверок, ответственных лиц за составление ежегодных планов и их согласование. Положения местного регламента не должны противоречить Федеральному законодательству.

Вся информация о плановых проверках включается в Росреестр. Он является единым для всей страны. Порядок проведения проверок определен постановлением Правительства № 489. Оно было принято в 2010 году. Согласно этому документу, проверки могут проводиться органом надзора на основании затребованных документов или в выездной форме. Лица, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства при проведении проверки должны иметь, помимо распоряжения о её проведении, должностное удостоверение, подтверждающее их статус и полномочия.

Основания проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о нарушении прав потребителя. Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Порядок проведения таких проверок описан в статье 12 ФЗ № 294. Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294. Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ. К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок, выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Заключение

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными органами надзора.
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей. Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней. Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками.

Ответ: Добрый день, Алексей. Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов. Для микропредприятия — 15 часов. Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год.

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/proverka-soblyudeniya-trebovanij-zemelnogo-zakonodatelstva/

Проверка росреестром соблюдения земельного законодательства

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. В ходе проверки инспектируются как документы, так и сами земельные участки.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспекторами по охране и использованию земель из органа Росреестра, а также ознакомления организации с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) органа Росреестра о назначении проверки и полномочиями проверяющих. Заверенная копия распоряжения о проведении проверки вручается представителю организации.

При проведении выездной проверки проверяющие производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение или нарушение земельного законодательства.

Предметом документарной проверки являются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими предписаний об устранении нарушения земельного законодательства. Документарная проверка проводится по месту нахождения Росреестра.

Согласно Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, Росреестр проверяет и выявляет следующие факты:

а) самовольное занятие земельных участков, самовольный обмен земельными участками;б) использования земельных участков без надлежаще оформленных на них документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;б) нарушение порядка переуступки права пользования землей;в) использование земель не по целевому назначению;г) нарушение сохранности межевых знаков границ земельных участков;д) нарушение порядка предоставления сведений о состоянии земель;е) невыполнение предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;ж) иные нарушения земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

При обнаружении нарушений Управление Росреестра по субъекту РФ может привлечь организацию к административной ответственности.

Порядок, сроки и последовательность действий при проведении проверок органами Росреестра определены Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.06.2011 N 318.

Проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

Источник: http://nffn.ru/Rosreestr.php

О порядке проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении ЮЛ и ИП

Земельный надзор проводится в виде проверок – плановых и внеплановых. Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года. Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать 20 рабочих дней.

Ежегодно Росреестр и его территориальные органы составляют план проверок, который согласовывается с прокуратурой субъекта Федерации, а также с другими ведомствами, осуществляющими контрольные функции.

При подготовке к проведению проверки выносится распоряжение о проведении проверки. После подписания распоряжения, в адрес проверяемого лица направляются уведомления о проведении проверки соблюдения земельного законодательства, где указывается либо конкретная дата и время, когда проверяемому лицу необходимо явиться, либо срок проведения проверки и график работы, часы приема, номер телефона.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Согласно статье 28.5 КоАП РФ время и место проведения проверки и составления протокола могут совпадать или не совпадать.

В ходе проведения проверки проводятся следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения поставленных целей и задач:

— проверка наличия документов на земельный участок, оформленных в установленном законом порядке;

— проверка соблюдения установленного правового режима земельного участка, использования земельного участка в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и видом разрешенного использования;

— проверка своевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— проверка соответствия размеров, местоположения границ используемого земельного участка представленным документам, сведениям Государственного кадастра недвижимости;

— проверка соблюдения требований о сохранности межевых знаков (если таковые устанавливались).

По результатам проверки принимаются решения по каждому из перечисленных мероприятий о наличии или отсутствии нарушений.

При осуществлении госземнадзора используются сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), государственного мониторинга земель, производственного земельного контроля, государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, иные сведения.

Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель владеет или использует несколько земельных участков, акт проверки составляется на каждый земельный участок.

Внеплановые проверки проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства. Также они имеют место быть, если госземинспектору поступили сведения о допущенных гражданами земельных правонарушениях.

Все этапы работы должны быть отражены в соответствующих документах, в первую очередь, в акте обследования землевладения, землепользования и др. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные отклонения от требований земельного законодательства.

Так, если находящаяся во владении государственного предприятия земля является излишней для их производственной и иной деятельности, то она может быть изъята и передана в пользование другим землепользователям. Речь идет о сельскохозяйственных предприятиях, которые пользовались ею ранее.

При установлении частичного неиспользования земель сельскохозяйственными коммерческими предприятиями органы надзора применяют иные меры: с одной стороны, меры принуждения в форме предписаний, указаний к этим предприятиям, с тем чтобы они полностью использовали предоставленные им земли, а с другой стороны — оказывают им консультационную помощь для устранения недостатков в землепользовании.

Важной задачей земнадзора является проверка целевого использования земель. В соответствии с законом все владельцы земли, в том числе собственники, обязываются использовать землю в соответствии с целевым назначением.

Целевое назначение того или иного земельного участка указывается в решении о его предоставлении и в документах на право собственности, владения или пользования.

Госинспектор может принять следующие решения:

· составить протокол о нарушении земельного законодательства (по форме);

· вынести постановление о наложении взыскания на лиц, виновных в совершении земельного правонарушения;

· предписать нарушителю требование (по форме) об устранении нарушения земельного законодательства; в требовании указывается также срок, в течение которого надлежит устранить допущенные недостатки.

Материал подготовлен Котовым В.М., ведущим специалистом-экспертом Баргузинского отдела

Источник: http://www.rosreestr03.ru/literacy-campaign/detail.php?ELEMENT_ID=187688

ПРО ПРОВЕРКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В Минюсте 20.10. 2011 года за №зарегистрирован Приказ Минэкономразвития РФ от 30.06.2011 № 318 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Приказ принят в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457.

Данный приказ начал действовать с 11.11.2011 года

Приказ для субъектов предпринимательской деятельности честно сказать и для самих проверяющих долгожданный, ведь именно в сфере земельных отношений оставалось «белое пятно», было до конца не ясно как организовывать проверки.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

Проверки должностными лицами Росреестра соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельного законодательства могут проводиться не чаще, чем один раз в три года. ЧТО УСТАНАВЛИВАЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ?

Административный регламент устанавливает порядок и сроки проведения плановых и внеплановых выездных (документарных) проверок Росреестром и его территориальными органами при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Росреестра (территориальных органов), проводящих плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен главным инспектором (его заместителем), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов.

В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента срок проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

О ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКЕ

Это, пожалуй, самые частые вопросы, которые встречаются у субъектов предпринимательской деятельности.

Процитируем регламент: ПРЕДМЕТ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

Пункт 3.9. «Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний Росреестра (территориальных органов), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда».

ОСНОВАНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

« Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства;

2) поступление в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Росреестр (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) распоряжение руководителя Росреестра (территориального органа), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России».

ЭТО ВАЖНО!

«3.11. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росреестр (территориальный орган), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 пункта 3.10 Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки». СОГЛАСОВАТЬ С ПРОКУРОРОМ!

«3.12. Внеплановая проверка проводится по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 3.10 Административного регламента, Росреестром (территориальным органом) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.13. В день подписания приказа руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориальный орган) о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения Росреестр (территориальный орган) представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

3.14. К заявлению прилагаются копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) о проведении внеплановой проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения».

КОГДА ПРОКУРОРА МОЖНО ИЗВЕСТИТЬ О ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКЕ, ПРЕДОСТАВИВ ДОКУМЕНТЫ В ТЕЧЕНИЕ ДВАДЦАТИ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ

Об этом читаем в пункте 3.15.

«Если основанием для проведения внеплановой проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, Росреестр (территориальный орган) вправе приступить к проведению внеплановой проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов».

Пункт 3.16. «О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом».

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

В пункте 3.17 сказано:

«В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой проверки не требуется».

О ПРОВЕДЕНИИ САМОЙ ПРОВЕРКИ

«Проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа).

Проверка проводится должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа)».

О ТЕКСТЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ

Пункт 3.29 Административного регламента.

« В распоряжении о проведении проверки указываются:

1) наименование органа государственного земельного контроля (Росреестр, территориальный орган);

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по государственному земельному контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки». ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕКСТ РАСПОРЯЖЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ

В соответствии с пунктом 3.30 Административного регламента: «внесение изменений в распоряжение, касающихся сведений, не отраженных в ежегодных планах проведения проверок соблюдения земельного законодательства, производится в порядке, предусмотренном для вынесения распоряжения».

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРОВЕРКА

Согласно пункта 3.31 и далее: «Заверенные печатью копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) вручаются под роспись должностными лицами Росреестра (территориального органа), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Росреестра (территориального органа) обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

В случае проведения выездной проверки должностные лица Росреестра (территориального органа), проводящие проверку, обязаны ознакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

3.32. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица Росреестра (территориального органа) обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами по исполнению государственной функции».

ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

Об этом пункт 3.33 и 3.34.

«При проведении проверок используются сведения государственного кадастра недвижимости, единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного мониторинга земель, производственного земельного контроля, государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, иные сведения.

3.34. При проведении выездной проверки должностные лица Росреестра (территориального органа) производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение (нарушение) земельного законодательства.

В случае проведения проверки соблюдения земельного законодательства на двух и более земельных участках, правообладателем которых является одно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, вышеуказанные документы составляются по каждому земельному участку». ОКОНЧАНИЕ ПРОВЕРКИ

Проведение проверок соблюдения земельного законодательства заканчивается:

— составлением актов проверки соблюдения земельного законодательства;

— вынесением предупреждения о допущенном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

— выдачей обязательных для исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства, предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий. РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕРКИ

Результатом проведения проверок соблюдения земельного законодательства является выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы использования и охраны земель, путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. О ЧЕМ ЕЩЕ ЧИТАЕМ В АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕГЛАМЕНТЕ

В целом в изучаемом Административном регламенте определены:

— права государственных инспекторов по использованию и охране земель при проведении проверок;

— требования к порядку проведения проверки;

— периодичность и сроки проведения проверок;

— порядок и формы контроля проведения проверок;

— порядок обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц Росреестра

и многое другое В ПОМОЩЬ ЮРИСТУ И РУКОВОДИТЕЛЮ

В Приложении №1 к Административному регламенту даны адреса и телефоны всех территориальных органов Росреестра России.

А в Приложении № 2 к Административному регламенту дана схема действий Росреестра при осуществлении государственного земельного контроля.

Источник: http://kultura-prava.ru/index.php/-31-20/23/389-pro-proverki-zemelnogo-zakonodatelstva.html

This article was written by admin

×