Процедура предоставления земельного участка на торгах

Порядок предоставления земельного участка без торгов в аренду. Как приобрести землю с помощью местной администрации? Бесплатная юридическая консультация: Изменения, внесенные.

Порядок предоставления земельного участка без торгов в аренду. Как приобрести землю с помощью местной администрации?


Бесплатная юридическая консультация:

Изменения, внесенные депутатами Государственной Думы в ЗК РФ, существенно упростили и отрегулировали порядок выделения земельных наделов гражданам страны, а также всем юридическим организациям.

Согласно изменениям, лицам, желающим приобрести земельную территорию, больше не потребуется самим заниматься подготовкой актов выбора участка, образовывать их, составлять схемы, эта обязанность перешла теперь к местным администрациям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Законодательная основа для аренды без торгов

Территории, которые принадлежат государству, а также находятся во владениях местной власти, могут без особых проблем передаваться, без торгов в аренду, согласно регулирующей этот процесс статьи 39.6 ЗК РФ. Закон указывает на условия получения наделов гражданами РФ, некоммерческими образованными людьми организациями и официальными юридическими лицами.


Бесплатная юридическая консультация:

О выделении территории говорит и статья 39.14 ЗК РФ, но она уже устанавливает порядок предоставления участков, и рассматривает варианты выделения таких земель.

Статья 39.16 ЗК РФ указывает на обоснование отказов в возможном предоставлении наделов арендаторам, оговаривает причины и возможности таких решений.

Виды предоставляемых земель

Условия предоставления наделов

Аренда находящейся у владельца территории, вне проведения аукционов, предполагает соблюдения некоторых условий:

  • Если между арендатором и владельцем земли был составлен договор, предусматривающий развитие и благоустройство территории.
  • Если надел земли относится к землям общего хозяйственного пользования и создан, согласно разделению надела гражданами, которые составляют некоммерческую организацию, проводят работы по организации садоводства, земледелия и огородничества.
  • Если территория сельскохозяйственного назначения выделена в бессрочное владение общине или религиозной организации.
  • Если надел предоставляется определенной религиозной организации или общине и имеет принадлежащие ей строения религиозного, а также благотворительного назначения.
  • Если в семьях имеется трое детей или более. Семьям выделяются наделы для индивидуального частного строительства, если семья нуждается в жилье и находится на учете по его предоставлению.
  • Если земля раньше предоставлялась в бесплатное пользование для частного строительства или ведения собственного хозяйства. Территория предоставляется людям, которые уже использовали надел с условием, что через пять лет земля перейдет в его собственность.
  • Если участок раньше предоставлялся человеку в бесплатное использование для организации частного, фермерского, или колхозного хозяйства. Надел предоставляется людям, которые уже использовали эту землю с условием, что она перейдет в собственность через пять лет после его предоставления.
  • Предоставление земельного участка без торгов в аренду

    Статья 39.6 ЗК РФ регулирует процесс выделения участков и указывает на предоставленные законом возможности аренды земельных наделов без торгов.

    Заинтересованные лица, руководствуясь законодательными актами, могут использовать свое право на заключение соглашений с местными администрациями, не прибегая к торгам в случаях когда:

    
    Бесплатная юридическая консультация:

  • земли выделены под размещение объектов различных сфер деятельности;
  • выделения наделов происходит под магистральные трубопроводы, тепловые, газовые станции, объекты электроэнергетики и водоснабжения;
  • территория выделена для развития земель, а с людьми уже было ранее заключено соглашение;
  • земли предназначены для развития территории и выделены некоммерческим организациям, которые создали граждане с целью возведения жилых зданий;
  • территории, где освоение земель осуществляется некоммерческими организациями с целью организации садоводства, небольших дачных хозяйств, а также огородничества;
  • земельные наделы с располагающимися на них строениями, выделяемые в собственность людям, которым принадлежат построенные объекты;
  • земельные наделы выделяются для организации фермерских хозяйств, для частного жилищного строительства, ЛПХ, участки под сенокос, выпас животных.
  • Оглавление:

    Пошаговая инструкция

    Процесс предоставления земельных наделов может осуществляться благодаря регулирующим процедуру законам. Порядок предоставления земельных участков без торгов, предполагает очередность таких действий:

    1. на первом этапе арендатору необходимо определится с поиском участка. Информацию о свободных участках можно получить, обратившись к муниципальным властям и учитывая все возможные варианты осуществить свой выбор. Выписку о наличии свободных наделов можно получить непосредственно в Росреестре или выбрать самому на сайте организации.
    2. Следующий этап предполагает составление заявления. Решение этого вопроса можно перенести в кабинеты местной администрации. Заявление с прошением предоставления земли и указанием цели использования надела необходимо писать на имя главы. муниципалитета. В заявлении подробно указывается весь перечень предоставляемых документов: паспорт, ИНН код, справка с места работы, справка с места жительства.
    3. Решение местной администрацией будет вынесено в течение периода, предполагающего для этой цели тридцать дней. Такой срок предусмотрен законом.
    4. Все полученные на руки документы, необходимо предоставить кадастровой палате, чтобы получить паспорт на землю, а также поставить земельный надел на учет.
    5. Осуществление кадастровой оценки земли происходит на протяжении тридцати дней. Этот срок необходим для изготовления документов, изготавливаются также схемы и чертежи участка.
    6. После получения кадастровых документов, с местной администрацией составляется соглашение, в котором указывается целевое предназначение арендуемой земли. Основными пунктами составленного договора является:
      • дата и место подписания;
      • наименование субъектов заключивших сделку;
      • наименование объекта аренды;
      • имущество;
      • страхование;
      • период действия договора;
      • права и обязанности сторон;
      • целевое назначение надела;
      • условия использования;
      • существенные ограничения пользования землей;
      • условия и сроки передачи земли в пользование;
      • ответственность сторон;
      • форс-мажорные обстоятельства;
      • заключительные положения;
      • адресные реквизиты сторон с подписями.
    7. Договор аренды регистрируется в государственных структурах Росреестра.

    Независимый юрист, по желанию арендатора может предоставить консультацию о внесении в договор поправок, которые облегчат условия пользования наделом земли.

    Особенности процедуры выделения надела без торгов

    Согласно ЗК РФ статья 39.6, п.2, земельные наделы могут быть предоставлены в аренду. Они имеют некоторые особенности связанные с передачей земли юридическим лицам, гражданским некоммерческим организациям, а также собственникам уже завершенных строений, с которыми раньше уже заключались соглашения по арендованной территории.

    Законодательство предусматривает передачу наделов не коммерческим организациям для облагораживания территории. Земли из земельного надела передаются представляющим организацию людям, цель которых:

    • индивидуальное жилое строительство;
    • садоводство;
    • дачное хозяйство;
    • огородничество.

    Выделение наделов в аренду осуществляется и юридическим организациям. Целью предоставления таких территорий является:

    
    Бесплатная юридическая консультация:

  • строительство зданий социально-культурной сферы;
  • реализации особых широкомасштабных проектов;
  • сооружение объектов социальной, а также культурной сферы назначения;
  • сооружение объектов коммунальной, а также бытовой сферы назначения;
  • сооружение нефтепроводов;
  • сооружение инфраструктуры для объектов связи;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов электроснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов теплоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов газоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоотведения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов федерального значения, а также местного и регионального значений;
  • бессрочное использование имеющейся у юридической организации территории;
  • территория, предоставляемая юридической организации по обмену вместо другого участка, который изымается.
  • Передача наделов собственникам, у которых не завершены строительные работы предполагает:

    • передачу земли со зданиями, выделение в аренду людям тех территорий, где находятся выделяемые им в аренду сооружения.
    • передачу земли с незавершенными строительными объектами, для его завершения. Наделы в аренду предоставляются однократно.

    Выделение наделов гражданам, договора с которыми уже были заключены, предполагает заключения с ними новых соглашений на:

    • освоение земель;
    • развитие территории;
    • возведение жилых зданий;
    • деятельности согласно концессионному соглашению;
    • деятельности охотхозяйств;
    • развитие свободных экономических зон;
    • сооружение наемных домов сферы социального использования;
    • вылов водных ресурсов.

    Цена земельного надела

    Предоставляемые в аренду земные территории имеют свою цену, она зависит от кадастровой стоимости надела и устанавливается на уровне 60% от цены указанной в кадастре. Установлена такая стоимость для земель:

  • дачного хозяйства;
  • садоводчества;
  • гаражного строительства;
  • частного жилищного строительства, где собственники построек являются владельцами сооружений, что расположены на арендуемой территории;
  • для ведения частного подсобного хозяйства.
  • расположенных на участке зданий регионального, а также значения федерального, владельцами которых есть юридические организации
  • Преимущества и недостатки получения земельных наделов без торгов

    К преимуществам такого способа приобретения земли можно отнести:

    • бесплатное стартовое приобретение земли;
    • разделенная на определенные части арендная плата;
    • учет выплачиваемой арендной платы в сумму выкупа надела;
    • строительство дома и хозяйственных построек;
    • использование надела для личных хозяйственных нужд
    • возможность продлить срок аренды;
    • возможность пересдать территорию в наем третьему лицу.

    Недостатки такого варианта в том, что:

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    • участок достается не бесплатно и за него необходимо выплачивать деньги;
    • устанавливается срок строительства дома;
    • арендатор может использовать надел только с целью, что указана в пунктах соглашения.

    В остальном этот вариант практически ничем не отличается от других способов пользования землей и, конечно же, имеет право на жизнь.

    Аренда без проведения аукциона предоставляет гражданину возможность жить на земле и пользоваться территорией до окончания срока соглашения, а построив дом, выкупить надел по остаточной стоимости. Некоторые люди, имеющие возможности и желание прекрасно пользуются таким вариантом.

    Источник: http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/predostavlenie/bez-torgov-v-arendu.html

    Особенности проведения торгов по продаже земельных участков

    Общие понятия торгов (аукционов, конкурсов)

    Для многих инвесторов в настоящее время наибольший интерес представляют торги, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Торги-это не что иное ,как форма купли-продажи с тем лишь условием , что покупатель -победитель торгов определяется в силу более выгодного предложения : на аукционе- о наиболее высокой цене, а на конкурсе, как правило ,лучшие условия по обустройству земельного участка.

    Аукционы и конкурсы могут быть закрытыми и открытыми. В открытом аукционе и конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и конкурсе участвуют только лица ,специально приглашенные для этих целей.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Действующим законодательством РФ установлена обязательная возмездность приобретение физическими и юридическими лицами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (безвозмездное получение в собственность таких участков является исключением, которое отдельно устанавливается законодательством). Одним из способов возмездного приобретения участка является его продажа (или продажа права на заключение договора аренды) на торгах (аукционах или конкурсах). [8,с.]

    Порядок предоставления земельных участков на торгах

    Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (аукционах или конкурсах) . По этому варианту земельный участок приобретается в следующем порядке. Сначала проводится работа по формированию земельного участка. Готовится проект границ земельного участка, устанавливаются границы на местности. Определяются вид разрешенного использования земельного участка и технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Проводится государственный кадастровый учет земельного участка .Принимается решение и публикуется сообщение о проведении торгов (конкурса, аукциона).Пример публичного информационного сообщения представлен в Приложении А.

    В качестве продавца земельного участка или права его аренды выступает орган государственной власти или муниципального самоуправления. Органы местного самоуправления, на территории которых торги не проводятся , могут выставлять на договорной основе земельные участки на торги, проводимые в других муниципальных образованиях. В качестве организатора торгов выступает либо продавец, либо специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом. В этом случае расходы организатора, связанные с проведением торгов, включая привлечение независимых оценщиков, специалистов по проведению рекламной компании, экспертов осуществляются в соответствии с условиями, определенными в договоре продавца с организатором.

    Земельные участки, выставляемые на торги, определяются продавцом в соответствии с утвержденным генеральным планом города или другого поселения, или градостроительной и землеустроительной документацией.

    Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть закрытым по форме подачи предложений по цене. В случае проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, или конкурса продавец назначает аукционную или конкурсную комиссию. Он определяет форму проведения торгов, начальную цену предмета торгов, сумму, задатка и составляет график платежей. При этом начальная цена предмета торгов устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, а сумма задатка — в размере 20 процентов начальной цены предмета торгов.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Образец формы заявки на участие в аукционе и образец платежного поручения об оплате задатка представлен в Приложениях Б,В,Г.

    Продавец подготавливает по каждому предмету торгов необходимые материалы и документы, в которых должны содержаться следующие сведения:

    регистрационный номер предмета торгов;

    местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка; план земельного участка(Приложение Д,Е) с указанием сервитутов и иных обременений, установленныx для данного земельного участка; заключение соответствующего органа Росземкадастра о характеристиках земельного участка; заключение соответствующего органа по градостроительству и архитектуре (о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, наличии согласования о подключении к инженерным коммуникациям и его ориентировочной общей стоимости, требованиях к благоустройству и участию в развитии инфраструктуры города или другого поселения) ;

    начальная цена предмета торгов; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка, включающий при необходимости график платежей (Пример проекта договора -Приложение Ж);сведения об экологическом состоянии земельного участка и другие сведения о предмете торгов . По результатам торгов составляется и подписывается протокол.

    Бесплатная юридическая консультация:

    Разрешается также передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В этом случае на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, с ними подписывается договор аренды, выставленного на торги земельного участка.

    Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления , о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, либо заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; либо заключения договора аренды при предоставлении земельного участка в аренду [10,с.81]

    Правовое регулирование земельных торгов

    Проведению аукционов и конкурсов с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности посвящены ст. 30, 30.1, 30.2, 38, 38.1 и 38.2 З К РФ. Часть положений, , вступили в силу с 1 октября 2005 г.

    Торги проводятся в соответствии с требованиями ст.ГК РФ, регламентирующими заключение договора на торгах, организацию и порядок проведения торгов, последствия нарушения правил проведения торгов.

    ст.10 ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельхоз назначения» дает право приобретения таких участков исключительно на торгах.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    После принятия ФЗ №191-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта проводится на торгах в форме аукциона, предметом которого является величина годовой арендной платы за земельный участок.

    Общий подход к процедуре формирования земельного участка сформулирован и в Федеральном законе «О государственном земельном кадастре»

    Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Данные Правила также регулируют порядок проведения торгов по продаже земельных участков

    Так же регламентирующими являются и такие подзаконные акты, как письмо Минэкономразвития от 4 августа 2009 г. N До порядке изъятия земельных участков и жилых домов для государственных и муниципальных нужд путем выкупа или продажи с публичных торгов, а также о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков и письмо от 2 июня 2008 г. N Доб организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

    Источник: http://studbooks.net//pravo/osobennosti_provedeniya_torgov_prodazhe_zemelnyh_uchastkov

    Порядок предоставления земельных участков на торгах

    Действующим законодательством РФ установлена обязательная приобретения физическими и юридическими лицами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (безвозмездное получение в собственность таких участков законодательством). Одним из способов возмездного приобретения участка является его продажа (или продажа права на заключение договора аренды) на торгах (аукционах или конкурсах). Порядок предоставления на торгах (аукционах) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован нормами статей 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 11.11.2012 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков». Предметом торгов может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Торги проводятся на основании решения органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком, о проведении торгов продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков. Начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы определяется на основании отчета независимого оценщика (действует шесть месяцев). Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации (сайт органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком, периодическое издание (газета), в котором публикуются нормативные правовые акты не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов, и содержать следующие сведения форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы, срок принятия решения об отказе в проведении торгов, — предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные, начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления, место, дата, время и порядок определения участников торгов и т.д. В связи с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств, а также реорганизацией колхозов и совхозов в России остро встал вопрос о сельскохозяйственных кооперативах. Однако действующее российское законодательство не дает правовой основы для создания и функционирования сельскохозяйственных кооперативов. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» не рассматривает кооперативы как организационно-правовую форму предприятия, закон СССР «О кооперации в СССР» существенно устарел в части сельскохозяйственной кооперации и не может быть использован. В результате возникают проблемы с регистрацией создаваемых кооперативов. Следовательно, существует насущная потребность в формировании нового российского законодательства, частичному решению этой задачи и должен послужить принятый закон «О сельскохозяйственной кооперации». Земельное право России обширно, многогранно и подвержено постоянным изменениям, направленным на совершенствование оборота земель, оформления прав на землю, взимания земельных платежей. Именно поэтому на практике многие землепользователи сталкиваются с различным толкованием требований земельного законодательства. Целью дополнительного профессионального образования является обновление теоретических и практических знаний специалистов, что обусловлено повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Вашему вниманию представляем проект дополнительной образовательной программы Новое в правовом регулировании земельных отношений в 2014 году. Земельное законодательство и перспективы его развития. Модернизация Земельного кодекса РФ Правовой режим земель

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Категории земель, их установление закрепление в документах. Особенности использования различных категорий земель. Вид разрешенного использования земельного участка: порядок утверждения и возможности изменения. Порядок и особенности перевода земель из одной категории в другую Изменения правового регулирования отдельных видов земельных участков. Поправки в земельном законодательстве в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения. Приобретение прав на публичные земли для строительства. Перспективы перехода от категорий земельных участков к территориальному зонированию Новый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Случаи предоставления участков без торгов и предоставление участков на торгах. Разграничение полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области распоряжения земельными участками. Разграничение государственной собственности на землю. Выкуп земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: основания и порядок. Новые правила приобретения земельных участков или муниципальной собственности, между собой и земельными участками, находящихся в частной собственности. Порядок безвозмездной передачи участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ. Обмен земельных участков Аренда земельных участков: новые основания, порядок предоставления Государственная регистрация прав и ограничений на недвижимое имущество, требования к документам. Особенности перехода права собственности на землю при переходе прав на строение Учет объектов недвижимости в государственном кадастре недвижимости

    Состав и порядок предоставления документов на государственный кадастровый учет. Основания для отказа и приостановления проведения государственного кадастрового учета. Кадастровый паспорт. Кадастровые работы при формировании земельных участков. Межевой план: состав, порядок разработки, согласования и утверждения. Вопросы государственного кадастрового учета в разъяснениях Минэкономразвития Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Понятие правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Участники прав на земли сельскохозяйственного назначения и их права и обязанности, особенности правового режима их земель. Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения, земельных прав и обязанностей участников на землях сельскохозяйственного назначения. Особенности управления землями сельскохозяйственного назначения. Органы государственного управления и их функции. земельный собственность муниципальный

    Анализ экономической ситуации на рынках земельных аукционов, проблемы и пути их решения

    Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав в собственности, в том числе и земельной.

    Землю можно свободно покупать и продавать, конечно в рамках этих законодательств. Например сейчас насчитывается более 630 тысяч фермерских хозяйств. Они владеют огромным количеством земли на правах собственников и производят примерно 80% всей сельскохозяйственной продукции в стране. К примеру в России фермерами производится всего 6 — 8%. Так в чем же здесь дело? Все дело в том, что у нас в стране рынок земли фактически отсутствует, хотя право приобретения земли в собственность конституционно закреплено за жителями государства. Это происходит не от того, что люди не хотят покупать землю, а из-за отсутствия четкой законодательной базы по этому вопросу. Ведь мало кто согласится вкладывать в землю немалые денежные средства, не являясь ее собственником. В результате мы имеем на нашем рынке «засилие» импортных продуктов питания (в некоторых случаях не качественных), хотя сами можем производить продукцию, намного превышающую по качеству импортную, а по цене в 1.5 -2 раза ниже (в районах, где все же складываются земельные отношения цены именно такие).

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Создается впечатление, что законодательные органы власти намеренно препятствуют развитию рынка земли. Это подтверждает и деятельность Гос. Думы, которая за все время своего существования так и не выработала четких законодательных актов, поэтому важнейшему вопросу (споры по земельному кодексу в ней ведутся уже не один год).

    Земельный рынок — одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений. Далее мне хотелось бы более подробно рассмотреть проблемы земельных отношений в России и возможные способы их решения. С приходом кризиса интерес к проведению и участию в подобного рода мероприятиях значительно снизился. На основе указанной выше специфики предлагаем следующее краткое определение торгов. Торги — это способ заключения договора, содержащий правовой механизм, обеспечивающий определенный порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью выявления победителя, предложение которого может быть признано лучшим среди других.

    Потребность государства в эффективном расходовании бюджетных средств на всех уровнях предопределяет применение в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд гласных и конкурентных способов заключения договоров, указанных в части первой ГК РФ. К таковым относятся аукцион и конкурс как самостоятельные формы торгов.

    Тот факт, что понятие торгов является родовым по отношению к конкурсу и аукциону, предопределяет наличие у них общих признаков. Механизм торгов в указанных формах принципиально не отличается, а способ определения победителя (лучших условий) в них различен. Если в первом случае победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, то во втором — лицо, условия которого были признаны конкурсной комиссией лучшими из всех предложенных. Значит, при проведении конкурса заявка участника должна оцениваться не только по ценовому, но и по другим критериям, допускаемым законодательством и предусмотренным в конкурсной документации.

    С нашей точки зрения, формы торгов различаются не только по критериям выявления победителя, но и по способу определения лучших условий. Если в случае с аукционом лучшая цена достигается только путем снижения или увеличения начальной цены его участниками, то при проведении конкурса лучшие условия устанавливает конкурсная комиссия по результатам оценки заявок участников.

    Определение лучшего условия при проведении аукциона более динамично и конкурентно, так как участники, зная предложения других, могут быстро менять цену своего предложения в борьбе за победу. Участники конкурса лишены такой возможности, поскольку они вынуждены, находясь в неведении о предложениях своих конкурентов, ожидать вердикта конкурсной комиссии.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    На наш взгляд, из-за этого принципиального отличия аукцион нельзя считать частным случаем конкурса и выделение аукциона и конкурса в ГК РФ в качестве самостоятельных форм торгов обоснованно.

    Специфика терминов «конкурс» и «аукцион» наиболее полно отражается в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов. В отношении первой формы торгов в разное время было сделано две попытки дать определение.

    Первая из них выразилась в принятии Федерального закона от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который содержит определение конкурса как способа выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта.

    На наш взгляд, данное определение не раскрывает сущности конкурса как формы торгов. Определение поставщика, т. е. победителя, является лишь частью механизма заключения договора на торгах.

    Вторая попытка связана с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), в соответствии с которым под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч. 1 ст. 20).

    Необходимо отметить, что и данное определение не полностью согласуется с нормами ГК РФ, так как не отражает то, каким образом определяются лучшие условия. В п. 4 ст. 447 ГК РФ указывается, что лучшие условия определяются на основании заключения конкурсной комиссии. Закон № 94-ФЗ в дополнение предусматривает, что для выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, конкурсной комиссией осуществляются оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 28). Итоги оценки и сопоставления заявок оформляются протоколом, который должен содержать сведения о принятом решении, о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Поскольку понятие конкурса, указанное в Законе № 94-ФЗ, в полной мере не отражает специфику данной формы торгов, предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ, изложив его понятие в следующей редакции: «В целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее по заключению конкурсной комиссии лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер».

    Согласно ч. 1 ст. 32 Закона № 94-ФЗ под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. На наш взгляд, данное понятие также является неполным, так как отсутствует указание на порядок определения лучшего предложения, а именно наиболее низкой цены.

    В ч. 4 ст. 37 Закона № 94-ФЗ такой порядок есть, и он реализуется путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона».

    Предлагаем изложить понятие аукциона, содержащееся в ч. 1 ст. 32 Закона № 94-ФЗ, следующим образом: «В целях настоящего Федерального закона под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее по итогам пошагового снижения начальной (максимальной) цены наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 настоящего Федерального закона».

    Наряду с конкурсом и аукционом в Законе № 94-ФЗ в качестве конкурентного способа размещения заказов предусмотрен запрос котировок. Среди способов заключения договора, указанных в главе 28 ГК РФ, запрос котировок не предусмотрен, хотя перечень способов является исчерпывающим. Следовательно, либо запрос котировок является отличным от всех других способов заключения договора, либо его можно отнести к разновидности уже существующих.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    В отношении термина «запрос котировок» отметим, что он выбран неудачно. Его формулировка взята из Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Согласно Указу заказчик должен направлять запрос котировок не менее чем трем конкретным потенциальным поставщикам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона № 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган обязаны только разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по

    результатам проведения такого запроса. При этом не исключается возможность его направления конкретному лицу. Торги (аукцион, конкурс) как способ заключения гражданско-правового договора предусмотрены множеством нормативно-правовых актов Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Общие понятия аукциона и конкурса даны в ст. 447, 448 ГК РФ. В соответствии со ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Он заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель имущественного права либо специализированная организация. Последняя действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает либо от их, либо от своего имени. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а победителем конкурса — лицо, которое по заключению заранее назначенной организатором торгов конкурсной комиссии предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

    Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Бюджетный кодекс РФ определяет, что государственный или муниципальный контракт размещается на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (ст. 72).Публичные торги как способ заключения договора предусмотрены ст. 63, 240,,, 289, 293, 250, 255, 340, 349, 352,ГК РФ. Положения п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) в качестве способов приватизации предусматривают продажу: — государственного и муниципального имущества на аукционе (ст. 18); — акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19); — государственного и муниципального имущества на конкурсе (ст. 20). В развитие Закона о приватизации постановлением Правительства РФ от 12.08.02 N 585 утверждены положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положение об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. В ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) указано, что размещение заказа всегда осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Применение торгов (аукциона, конкурса) как одного из способов заключения гражданско-правового договора предусмотрено также положениями Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», нормами Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ (ЗК РФ) и др. Правила, которые содержатся в ст. 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. Общей направленностью проведения торгов является поиск контрагента, желающего обеспечить максимально выгодные условия будущей сделки, и выявление стороны договора путем конкуренции участников торгов. В результате проведения торгов (конкурса) у организатора и победителя появляются обязательства, в силу которых у последнего возникает право требования заключения с ним соответствующего договора. Сделки, совершаемые в ходе проведения торгов, и договор, заключаемый по результатам их проведения, рассматриваются как единый юридический состав. Действительность заключенного договора напрямую связана с действительностью торгов (конкурса, аукциона).Законность проведения торгов может быть оспорена. Статья 449 ГК РФ содержит правило предъявления и рассмотрения судом требования о признании торгов недействительными. В постановлении ВАС РФ от 25.02.98 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Согласно ст. 449 ГК РФ первым необходимым условием для признания торгов недействительными считается доказанность факта проведения торгов (аукциона, конкурса) с нарушением правил, установленных законом. Второе необходимое условие — предъявление требования о признании торгов недействительными заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы при совершении торгов были нарушены и могут быть восстановлены посредством признания их недействительными. Признание торгов недействительными влечет за собой недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Под правилами, установленными законом, понимаются императивные нормы, касающиеся проведения торгов, предусмотренные ГК РФ и другими законами. Конкретный состав нарушений правил ст. 449 ГК РФ, вследствие которых торги (аукцион, конкурс) могут быть признаны недействительными, не регламентирован. В каждом конкретном случае он определяется судом на основании положений норм законодательства, регулирующих правила проведения торгов (конкурса). По результатам проведенного Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа изучения и обобщения споров, связанных с проведением торгов, по делам, рассмотренным в 2007 г., выявлены нарушения процедуры проведения торгов (аукционов, конкурсов), явившиеся основанием для удовлетворения требований истцов. Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции: — координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; — создание участнику (нескольким участникам) торгов преимущественных условий участия, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; — нарушение порядка определения победителя (победителей) торгов; — участие организаторов торгов, заказчиков и (или) работников тех и других в торгах. Согласно ч. 2, 3 ст. 17 названного Закона наряду с установленными в ч. 1 этой статьи запретами при проведении торгов, организаторами или заказчиками которых являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. Одновременно с установленными ч. 1 и 2 ст. 17 Закона о конкуренции запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещено ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с теми товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Частью 4 ст. 17 указанного Закона установлено, что нарушение предусмотренных настоящей статьей правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. При рассмотрении одного из дел судом установлено, что конкурсной комиссией, которая была создана администрацией города К., проведен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта с муниципальным управлением на обеспечение потребителей услугами по отоплению, горячему водоснабжению в виде тепловой энергии, подачи холодной воды на хозяйственные и питьевые нужды жилищного фонда района на 2006 г. Организатором выступила администрация, в конкурсе приняли участие три коммерческие организации. Был определен победитель конкурса, с которым заключен муниципальный контракт.

    Источник: http://studwood.ru/653427/pravo/poryadok_predostavleniya_zemelnyh_uchastkov_torgah

    Предоставление земельных участков на торгах

    Возникновение прав на землю

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Приобретение прав на земельные участки, находящихся в государственной и муниципальной собственности

    Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Общие положения.

    Предоставление земельных участков на торгах

    1.3 Предоставление земельных участков без проведения торгов

    1.4 Особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан и юридических лиц

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    1.4.1 Особенности предоставления земельных участков, на которых расположены здания, сооружения

    1.4.2 Особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

    1.4.3 Особенности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, гражданам и КФХ для

    2.Возникновение прав на землю из договоров и сделок с землей

    3.Приобретение прав на землю при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на земельном участке

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Общие положения.

    Правоотношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности урегулированы главой 5.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая введена Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ и вступила в силу с 1 марта 2015 г.

    Анализ положений названной главы свидетельствует о том, что законодатель исходит из узкого понимания предоставления земельных участков как действий уполномоченных органов по передаче земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование. Такое предоставление является лишь одним из способов возникновения прав граждан и юридических лиц на земельные участки.

    В статье 39.2 ЗК РФ определены органы, уполномоченные на предоставление гражданам и юридическим лицам находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. В качестве таковых названы исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Ключевым фактором при установлении наличия соответствующих публично-правовых образований, имеющих полномочия по предоставлению земельных участков, является форма собственности на земельные участки.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Так, согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

    Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Пункт 3 ст. 125 ГК РФ предусматривает, что в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В качестве примера можно привести Федеральный фонд развития жилищного строительства, который в соответствии с Законом N 171-ФЗ вправе осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной собственности по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом.

    Необходимо также иметь в виду, что земли, а также многие земельные участки, в отношении которых отсутствуют основания их отнесения к той или иной форме публичной собственности, находятся в государственной неразграниченной собственности. Согласно ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

    — органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    — органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;

    — органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;

    — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутри — городских муниципальных образований указанных субъектов;

    — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

    — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае если в отношении такого земельного участка межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», принято решение о целесообразности осуществления данным органом полномочий по распоряжению таким земельным участком в целях, способами и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.

    
    Бесплатная юридическая консультация:

    Полномочия органов по предоставлению земельных участков не сводятся только к принятию решения о предоставлении земельного участка или заключению договора, но и вбирают в себя весь комплекс действий, связанных с передачей прав на земельные участки гражданам и юридическим лицам и исполнением соответствующих решений или договоров (например, утверждение схемы расположения земельного участка, определение условий аукциона и т.д.).

    Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, договора купли-продажи, договора аренды, договора безвозмездного пользования(ст.39.1.ЗК РФ).

    Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

    1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

    2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

    3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

    4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

    Таким образом, земельные участки, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования; на праве аренды, на праве безвозмездного пользования.

    Земельные участки из государственных и муниципальных земель могут предоставляться двумя способами: на торгах или без проведения торгов.

    На торгах земельные участки могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность (возмездно) или в аренду. В собственность или в аренду земельные участки также могут быть предоставлены и без проведения торгов. Без проведения торгов, в том числе, земельные участки предаются на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.

    Статьёй 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.П. 2 указанной статьи закрепляет исчерпывающий перечень случаев, когда продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, за исключением случаев, предусмотренных названных пунктом.

    Статьей 39.6 ЗК установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В.п. 2 ст. 39.6 ЗК установлен исчерпывающий перечень случаев, когда договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов. В остальных случаях (не названных в п.2 ст. 39.6 ЗК РФ) договор аренды с юридическим лицом или гражданином может быть заключен только на торгах.

    Земельные участки в собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены как за плату, так и бесплатно (на торгах – за плату, без проведения торгов – как за плату, так и бесплатно).

    В настоящее время действует правило об исключительно возмездном характере приобретения в собственность находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами.

    Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность названы в ст. 39.5 ЗК РФ. Следует отметить, что до введения указанной статьив ЗК РФ отсутствовал четкий, определенный перечень случаев предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно. Такие случаи устанавливались в отдельных нормах ЗК РФ, иных федеральных законах. Кроме того, согласно действовавшему до 1 марта 2015 г. п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц могло осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такой подход давал фактически неограниченные полномочия субъектам Российской Федерации в части установления указанных случаев.

    Установленные основания бесплатного предоставления земельных участков также в ряде случаев предполагают их дальнейшее развитие в иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Вместе с тем такая возможность имеет ограниченный характер и связана только с определением отдельных категорий граждан или случаев предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения религиозным организациям (см. п. 7и8статьи 39.5 ЗК).

    В случае возмездного отчуждения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, цена его продажи определяется по правилам статьи 39.4. ЗК РФ «Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

    Если договор купли – продажи земельного участка заключается на аукционе, то цена земельного участка определяется по результатам такого аукциона, т.е. ценой земельного участка является цена, предложенная победителем аукциона.

    В случае признания аукциона несостоявшимся, заключение договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником, осуществляется по начальной цене предмета аукциона.

    Правила определения такой начальной цены установлены п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ. Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

    В случаях приобретения земельных участков без проведения торгов цена земельного участка определяется, в зависимости от формы собственности на земельный участок, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. При этом при заключении договора купли – продажи земельного участка без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен Федеральным законом.

    Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности устанавливается по правилам ст. 39.7 ЗК РФ (см. лекцию «Иные права на землю»)

    Предоставление земельных участков на торгах

    Общие положения о заключении договоров на торгах установлены ст. 447, 448 ГК РФ. Порядок организации и проведения торгов по продаже или предоставлению в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен ст. 39.11 – 39.13 ЗК РФ.

    Согласно действующему законодательству торги проводятся в форме аукциона. Проведению аукциона предшествует этап его подготовки и организации, который раскрыт в ст. 39.11 ЗК РФ.

    Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться как по инициативе уполномоченного органа власти, так и по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. При этом ЗК РФ устанавливает различные порядок образования земельного участка и этапы подготовки к проведению аукциона в зависимости от того, кто выступает инициатором проведения аукциона (см. п. 3 ст. 39.11 и п.4 ст. 39.11 ЗК РФ – внимательно изучить!). В обоих случаяхобразование земельного участка и подготовка аукциона включает в себя следующие работы:

    подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка (в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории);

    обеспечение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы);

    осуществление государственной регистрации прав на земельный участок (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена);

    получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

    принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

    Если проведение аукциона, а также образование земельного участка осуществляется по инициативе уполномоченного органа власти, то выполнение указанных работ обеспечивает соответствующий орган власти.

    Если проведение аукциона, а также образование земельного участка осуществляется по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица, то обеспечение названных работ возлагается на соответствующее лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка. При этом результаты проведения работ по подготовке гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка уполномоченный орган должен утвердить своим решением в установленные законом сроки (см. пп. 3 п. 4 ст. 39.11).Также по итогам проведения заинтересованным лицом всех работ, описанных в ч. 3 — пп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК уполномоченный орган (после проверки наличия или отсутствия соответствующих оснований), принимает (в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления) решение о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона. Решения об утверждении схемы расположения земельного участка и о проведении аукциона уполномоченный орган власти принимает на основании соответствующих заявлений, поданных от граждан и юридических лиц, которые желают приобрести земельный участок: заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и заявления о проведении аукциона. Земельный кодекс предусматривает основания для отказа в принятии названных решений. Данные основания исчерпывающим образом закреплены в ст. 11.10 (п.16), п. п.п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ (основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка) и в п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ (основания отказа в проведении аукциона).

    Основания отказа в проведении аукционаможно подразделить на следующие группы:

    • нарушение прав третьих лиц: наличие на участке чужих объектов недвижимости – пп.8,9 п.8 ст. 39.11, наличие чужих прав на участок – пп.7, 13, 16, 17, 18 п.8 ст. 39.11.
    • неготовность участка к аукциону: границы подлежат уточнению – пп.1 п.8 ст. 39.11, отсутствие регистрации права публичной собственности (кроме случаев, когда участок относится к неразграниченной государственной собственности) – пп.2 п.8 ст. 39.11,не определены предельные параметры разрешенного строительства – пп.3 п.8 ст. 39.11, не определены технические условия – пп.4 п.8 ст. 39.11, не определено разрешенное использование или разрешенное использование не соответствует целям, указанным в заявлении – пп.5 п.8 ст. 39.11, не определена категория земли – пп.6 п.8 ст. 39.11, ТУ, РИ, категории, определенных границ и т.д.)
    · запрет приватизации: участок зарезервирован или предназначен для публичных нужд — пп.12, 14, 15, 19 п.8 ст. 39.11, ограничение в обороте или изъятие из оборота – пп.10, 11 п.8 ст. 39.)

    Ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, за отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.

    Порядок проведения аукциона подробно раскрыт в ст. 39.12 ЗК РФ (ознакомиться, заучивать не нужно). При проведении аукцио­на запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным ­законом.

    Источник: http://lektsii.org/.html

    This article was written by admin

    ×
    Юридическая консультация онлайн