Проблемы исполнения пожизненного лишения свободы

1 Пожизненное лишение свободы: проблемы и перспективы…………..5 Бесплатная юридическая консультация: Концепция лишения свободы…………………………………………5 Пожизненное лишение свободы в России……………………………5 Назначение пожизненного.

1 Пожизненное лишение свободы: проблемы и перспективы…………..5


Бесплатная юридическая консультация:

Концепция лишения свободы…………………………………………5

Пожизненное лишение свободы в России……………………………5

Назначение пожизненного лишения свободы………………………..7

Оглавление:

Исполнение и перспективы пожизненного лишения свободы……. 9

2 Криминологические и психологические характеристики лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы……………………………..12

3 Обращение и условия содержания осужденных к пожизненному лишению свободы……………………………………………………………….17


Бесплатная юридическая консультация:

4 Зарубежная практика…………………………………………………. 19

Список использованных источников……………………………………24

Как известно, одним из признаков преступления является его наказуемость. Это означает, что за преступлением должно следовать наказание как его непременное юридическое последствие. С позиций уголовной политики именно в применении (назначении судом и исполнении) наказания состоит смысл существования уголовного права и уголовного законодательства, потому что цели последних воплощаются в целях наказания и именно в них реализуются.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод этого лица (часть 1 статья 43 УК РФ).

В соответствии со ст. 22 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право является одним из основных прав человека в любом демократическом государстве современного мирового сообщества, а соблюдение данного права является важной гарантией недопущения произвола, как в отношении отдельной личности, так и в отношении групп людей.


Бесплатная юридическая консультация:

Та же статья 22 Конституции РФ предусматривает возможность временного лишения свободы личности в виде ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, причем необходимым условием законности и обоснованности таких мер, должно быть, судебное решение. Данная мера является мерой воздействия на лицо, совершившее преступление со стороны государства.

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 УК РФ).

Реализуя эту цель, наказание в виде лишения свободы должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При этом нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным.

Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. Предполагается, что неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов от попыток совершения преступлений.


Бесплатная юридическая консультация:

Целью работы является изучение пожизненного лишения свободы как уголовного вида наказания, сравнение с другими странами.

Источник: http://studfiles.net/preview//

Проблемы применения пожизненного лишения свободы

Применение пожизненного лишения свободы в РФ и зарубежных странах

В практике применении пожизненного лишения свободы в России появились существенные проблемы в правовом регулировании и организации исполнения этого вида наказания. Для совершенствования механизма исполнения пожизненного лишения свободы, формирования законодательной базы и организации деятельности исправительных учреждений необходимо обратить внимание на опыт зарубежных стран, где институт пожизненного лишения получил достаточное теоретическое и практическое развитие. Пожизненное заключение является самым суровым уголовным наказанием, которое может быть применено в тех государствах, где смертная казнь отменена или где решено ее не применять. Несмотря на то что термин «пожизненное заключение» в разных странах может иметь различный смысл, общим его признаком является неопределенность срока приговора. В действительности во многих странах Восточной и Западной Европы лишь небольшое число осужденных, приговоренных к пожизненному заключению, остается в тюрьме до конца своей жизни. Подавляющее большинство возвращается в общество, как правило, под той или иной формой надзора, и это необходимо учитывать в процессе исполнения наказания. Пожизненное лишение свободы может быть назначено как в качестве самостоятельной меры за наиболее опасные преступления, так и как альтернатива смертной казни, а также лицу, имеющему несколько судимостей, и при совокупности преступлений и приговоров. Надо сказать, что не все государства видят необходимость в пожизненном заключении. Так, например, в Португалии этот вид наказания отменен Конституцией 1989 г. (ст.30). В Испании пожизненное заключение также отсутствует. Доктрина применения наказаний в этой стране гласит, что пожизненное заключение является неконституционным, поскольку согласно Конституции Испании обязанность тюрьмы — предоставить осужденным возможность продемонстрировать обществу, что они «социально реабилитировались». Пожизненное заключение запрещено также конституциями ряда южноамериканских стран, в частности Бразилии. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: учебник для юридических факультетов и вузов. — М: Спарк, 1999-С. 108. Уголовные кодексы Норвегии и Словении тоже не предусматривают пожизненного заключения. Вместо него за особо тяжкие преступления суды назначают длительные, но фиксированные сроки лишения свободы. По-разному в той или иной стране законодатель подходит и к определению срока отбывания данного вида наказания. Например, в Австрии средний срок пожизненного заключения составляет 22 года, Англии и Уэльсе — 14,4 года, Швеции — 9 лет, Франции — 18 лет, Италии — 21 год, Хорватии — от 20 до 40 лет, Дании и Нидерландах — максимально 20 лет, Финляндии — от 10 до 15 лет, Венгрии — от 15 до 30 лет. В Канаде минимальный срок, после которого может быть рассмотрен вопрос о досрочном освобождении заключенного, составляет 10 лет при совершении тяжкого преступления (убийство второй степени) и максимальный 25 лет за особо тяжкое преступление (убийство первой степени). Вопрос об условно-досрочном освобождении может рассматриваться в Шри-Ланке после 6 лет фактического заключения, Японии — после 10 лет, Германии и Люксембурге — после 15 лет, Польше — после 20 лет, Латвии и Литве — после 25 лет, а Эстонии — не менее 30 лет. Однако этот срок может быть увеличен за нарушение режима или совершение нового преступления либо сокращен по амнистии или помилованию. Там же. — С. 117Количество «пожизненников» в общей массе осужденных также различно в отдельных странах мира: от 20 % в Северной Ирландии до 0 % в Исландии. Показатели для других государств выглядят следующим образом: Шотландия — 11,2 %; Англия и Уэльс — 6,02 %; Турция — 4,4 %; Италия — 3 %; Австрия — 2,9 %; Финляндия — 2,2 %; Швеция — 2 %; Венгрия — 1,9 %; Франция — 1,6 %. Тутубалин, Ю.Ю. Пожизненное лишение свободы за рубежом / Ю.Ю. Тутубалин. //Юстиция.. — № 5. — С. 40

Среди стран, которые обеспечивают полное масштабное заключение, прежде всего выделяют США. В 35 штатах США альтернативно применяется пожизненное лишение свободы, причем в 12 штатах, где смертная казнь не применяется, за исключением Аляски, заключенные отбывают пожизненное лишение свободы без права на условно-досрочное освобождение. По данным за 2006 г., в федеральной тюремной системеосужденных отбывают пожизненное заключение без права освобождения,осужденных отбывают пожизненное заключение с возможностью досрочного освобождения и примерноосужденных отбывают заключение сроком более 20 лет (т.е. длительные фиксированные сроки лишения свободы), что составляет около 6 % от общего числа «тюремного населения» Там же. — С. 42. Несмотря на различия сроков пожизненного заключения, общая характерная черта этого наказания состоит в том, что оно является неопределенным и бессрочным. Следовательно, заключенные будут находиться в местах принудительной изоляции до тех пор, пока их не сочтут безопасными для общества. Очевидным преимуществом приговора с неопределенным сроком над фиксированным продолжительным сроком наказания является то, что он позволяет содержать лицо в заключении сверх минимального срока, рекомендованного судьей, если преступник все еще считается представляющим угрозу для общества. Во многих странах пожизненным осужденным суд назначает минимальное количество лет тюремного заключения. Этот минимальный срок часто называют «тарифом». Законодательство Канады, например, устанавливает тарифы для различных преступлений. Уголовный кодекс Канады предусматривает максимальный тариф в 25 лет за умышленное убийство. А в Японии и Корее этот срок составляет 10 лет. Национальные юрисдикции, такие как Мексиканский Верховный Суд и Германский Федеральный Конституциональный Суд, постановили, например, что наказание без возможности освобождения противоречит человеческому достоинству. Тутубалин Ю.Ю. — Юстиция. — С. 44Применительно к РФ пожизненное лишение свободы как мера, которую Президент РФ может применять при помиловании осужденных к смертной казни, появилось в нашем законодательстве 17 декабря 1992 г. Хотя эта мера была упомянута в УК РСФСР, однако суды при вынесении приговоров ее назначать не могли.

В УК РФ пожизненное лишение свободы впервые предусмотрено в качестве самостоятельного вида наказания (п. «м» ст.44), которое применяется только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ч.1 ст.57).


Бесплатная юридическая консультация:

Рассматриваемое наказание применяется судами нечасто, хотя эта цифра растет: в 1997 году оно было назначено 16 осужденным, в1998 году — 55, в 1999 году — 75, в 2000 году — 98.

К началу 2001 года в местах лишения свободы содержались 1341 человек, отбывающих пожизненное лишение свободы. Рассматривая вопрос о правовой природе пожизненного лишения свободы, применяемого указом Президента РФ в случаях помилования осужденных к смертной казни, следует иметь в виду, что во многих отношениях оно имеет сходство с наказанием, обладает рядом его признаков. Но есть и существенные отличия. Так, рассматриваемая мера назначается указом Президента РФ, а не судом от имени государства. Президент применяет ее к лицу, ранее признанному виновным судом и осужденному к смертной казни приговором, вступившим в законную силу.

Следовательно, рассматриваемую меру, если она назначается в порядке помилования, нельзя считать видом наказания. Это своеобразная мера, назначаемая Президентом РФ взамен смертной казни, т.е. вид помилования.

Вопросы возникают и при определении правовой природы пожизненного лишения свободы, назначаемого по приговору суда. Разумеется, не вызывает сомнения, что данная мера является наказанием. Во многих странах пожизненное лишение свободы является разновидностью наказания в виде лишения свободы. Между тем в ст.44 УК РФ пожизненное лишение свободы указано как самостоятельный вид наказания. УК РФ 1996 г. Ст. 44 Сравнение этого наказания с лишением свободы на определенный срок показывает, что во многих отношениях они сходны. Но есть и отличие: срок пожизненного лишения свободы не определен, ибо никто не знает, сколько времени проживет осужденный. Поэтому было бы правильнее рассматривать пожизненное лишение свободы в виде разновидности лишения свободы, поскольку оно соответствует его сущности — изоляция осужденного от общества (ч.1 ст.56 УК). Заметим, что УИК не выделил регламентацию исполнения этого вида наказания в самостоятельную главу, хотя исполнение иных видов наказания регулируется в самостоятельных разделах и главах. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08. 01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20. 04.2015), «Российская газета», № 9, 16. 01.1997.

Применение пожизненного лишения свободы, особенно при замене смертной казни в порядке помилования, затрагивает целый ряд вопросов, относящихся к разным отраслям права.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 79 УК разрешает условно — досрочное освобождение лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, по отбытии не менее 25 лет. Как мы видим, применение пожизненного лишения свободы в различных странах применяется по разному, в одном случае такое наказание предусматривает определенный срок — «тариф», в другом случае это срок — до наступления смерти осужденного, не исключая возможность условно досрочного освобождения, при отбытии определенного срока. Важно отметить круг лиц, к которым применяется пожизненное лишение свободы. В РФ по ст.57, ч.2 УК пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим на момент вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Данное правило также и относится к применению ст.59 УК (смертная казнь). Здесь существует проблема того, что по некоторым преступлениям субъектом может являться лицо с 14 или с 16 лет, а также такие преступления могут совершаться женщинами.

Источник: http://studbooks.net//pravo/problemy_primeneniya_pozhiznennogo_lisheniya_svobody

Проблемы применения наказания в виде пожизненного лишения свободы в Российской Федерации

Рубрика: 19. Уголовно-исполнительное право, пенитенциария

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 3031 раз


Бесплатная юридическая консультация:

Библиографическое описание:

Нешитая О. Н., Баженов О. Н. Проблемы применения наказания в виде пожизненного лишения свободы в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С.. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9757/ (дата обращения: 01.01.2019).

Пожизненное лишение свободы — особый вид уголовного наказания, который заключается в лишении свободы на срок от момента вступления приговора суда в законную силу и до биологической смерти осужденного.

Актуальность выбранной темы сложно переоценить. Общеизвестно, что в стране криминогенная ситуация остается на достаточно высоком уровне, участились случаи преступлений против подростков и детей, которые совершаются с особой жестокостью. И несложно понять тех людей, которые просят для таких преступников смертной казни, однако данный вид наказания на сегодняшний день не применяется в России, альтернативой его выступает пожизненное лишение свободы.

Включение пожизненного лишения свободы в систему наказаний отражает некую тенденцию в уголовной политике России на современном этапе развития. Криминологическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, несомненно, стимулирует принятие таких жестких мер в борьбе с преступностью, в том числе и в уголовном законодательстве России [1].

Пожизненное лишение свободы закреплено в Уголовном кодексе как основной вид наказания, имеющий своими целями не только карательное воздействие на осужденного, но и предупреждение совершения им новых преступлений, как осужденным к лишению свободы, так и другими лицами. Такая цель, как исправление осужденного предполагается, но, учитывая специфику этого наказания, она является труднодостижимой.

Бесплатная юридическая консультация:

По своей строгости и юридической природе этот вид наказания весьма крайне близок к высшей мере наказания — смертной казни, фактически являясь ее альтернативой.

Уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы уже давно практикуется многими государствами мира, главным образом, в качестве меры, заменяющей смертную казнь. Наиболее широко это наказание используется в странах, где смертная казнь не предусмотрена законом либо не применяется фактически (например, Россия, Норвегия, Финляндия и др.) [2].

УК РФ включил пожизненное лишение свободы в систему уголовных наказаний (ст.44 УК РФ) в качестве меры, которая может применяться не только в порядке помилования Президентом РФ, но и судом. По своему содержанию данное наказание принципиально не отличается от лишения свободы на определенный срок и также состоит в изоляции осужденного от общества и помещении его в исправительное учреждение. В то же время пожизненное лишение свободы является самостоятельным основным видом наказания, что обусловлено следующими обстоятельствами:

 во-первых, это наказание является бессрочным, т. е. по общему правилу отбывается до наступления смерти осужденного в результате естественных или иных причин (в процессе отбывания пожизненного лишения свободы, особенно на первом этапе, многие осужденные, столкнувшись со строгими условиями содержания при отсутствии перспектив освобождения, испытывают сильные чувства подавленности, безысходности, отчаяния, предпринимают попытки самоубийства, направления ходатайств о применении к ним смертной казни и т. п.);

 во-вторых, пожизненное лишение свободы применяется за совершение ограниченного круга преступлений (в ч.1 ст.57 УК РФ, пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста);


Бесплатная юридическая консультация:

 в-третьих, пожизненное лишение свободы применяется к ограниченному кругу лиц (оно не может назначаться женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста);

 в-четвертых, законом предусмотрены особые условия отбывания наказания и освобождения от наказания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы (согласно ч.5 ст.79 УК РФ они могут быть представлены к условно-досрочному освобождению после фактического отбытия не менее двадцати пяти лет лишения свободы, но лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет);

Важнейшими недостатками применения пожизненного лишения свободы на сегодняшний день в России, на мой взгляд, являются:

  1. отсутствие социальной справедливости, которое выражается в том, что аморально содержать пожизненно убийц, маньяков, педофилов за счет налогоплательщиков, среди которых находятся и жертвы преступлений, то есть получается, что потерпевший лишен жизни, а осужденный продолжает жить за счет родственников убитого;
  2. предусмотренная УК РФ возможность пожизненно осужденных вновь оказаться на свободе спустя 25 лет (каким бы срок отбывания наказания не был, но исправить подобных «Чикатило» невозможно. Даже если предположить, что осужденный к пожизненному через двадцать пять лет будет условно-досрочно освобожден, то выйдет на свободу когда ему исполнится где-то пятьдесят пять — шестьдесят два года. Это предпенсионный и пенсионный возраст, к этому времени осужденный утратит работоспособность и возможность обеспечивать себя сам, произойдут психологические и физиологические изменения. Это лицо уже не будет полноценным человеком. Через двенадцать — пятнадцать лет пребывания, пожизненно осужденные, в исправительных колониях утратят социальные связи, будет нарастать социальная несовместимость, отсутствовать значимые перспективы. И в случае освобождения осужденного он будет «отверженным». В результате — очередные драмы и новые преступления);
  3. те материальные затраты, которое несет государство на содержание осужденного к пожизненному, можно вложить в наиболее нуждающиеся сферы общества (медицина, образование, спорт);
  4. положение о том, что пожизненное лишение свободы используется вместо смертной казни, являясь ее альтернативой, не может быть ни теоретически ни практически оправдано (пожизненное лишение свободы нельзя назвать более гуманной мерой наказания чем смертная казнь, так как первое — это своего рода «смерть в рассрочку», что выглядит гораздо мучительнее не только для самих преступников, но и для родственников потерпевших).

Глядя на эти существенные пороки, возникает вопрос: а нужна ли нам такая мера наказания как пожизненное лишение свободы?

Может быть, законодателю действительно стоит прислушаться к мнению общественности и задуматься над вопросом об введении смертной казни в качестве основного вида наказания. Конечно, это выглядит жестоко по отношению к преступникам и противоречит принципам естественного права о том, что жизнь дается Богом (или природой) и только Бог может ее отнять. Но ведь такой же ценностью обладает и жизнь самих потерпевших. И это ни на минуту не останавливает убийцу от намеченной цели.


Бесплатная юридическая консультация:

Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и никто не вправе на нее посягать. А если кто-то умышленно причинил смерть другому человеку, то и расплата для него должна быть соответствующей.

  1. Комиссаров В. С. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник — М.2012. С.34–35
  2. Баламут А. Н. Осужденные к пожизненному лишению свободы и пути оказания им психологической помощи: Монография — М.2013. С.12

Источник: http://moluch.ru/conf/law/archive/180/9757/

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯВ ВИДЕ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

©2015 Д. В. Горбач

кандидат юридических наукАкадемия ФСИН России

Статья посвящена анализу возможности условно-досрочного освобождения при исполненииуголовного наказания в виде пожизненного лишения свободы и предложению дополнить УК РФ самостоятельной статьей в рамках решения указанной проблемы.


Бесплатная юридическая консультация:

Современная уголовная политика России направлена, как известно, на либерализацию мер уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, с одной стороны, и на ужесточение мер уголовного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления — с другой. На фоне устойчивой динамики роста количества особо тяжкихпреступлений, наблюдаемой в последние десять лет, а также отсутствия судебной практикиприменения смертной казни за эту категорию преступлений пожизненное лишение свободыстановится необходимой и вынужденной мерой наказания. В связи с этим нетрудно догадаться, что в ближайшей перспективе численность осужденных к пожизненному лишениюсвободы существенно увеличится.>>

Общеизвестно, что действующее уголовное законодательство (УК РФ) предусматривает пожизненное лишение свободы в качестве меры наказания за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 3 ст. 205 УК РФ (террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти человеку или сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ), ч. 4 ст. 206 УК РФ (захват заложника, повлекший умышленное причинение смерти человеку), ч. 4 ст. 210 УК РФ (действия, связанные с созданием, руководством и организацией деятельностью преступных сообществ (преступных организаций), совершенные лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии), ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ч. 3 ст. 281 УК РФ (диверсия, повлекшая умышленное причинение смерти человеку), ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 УК РФ (геноцид). Кроме того, пожизненное лишение свободы может быть применено при замене смертной казни в порядке помилования Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

Известно, что пожизненное лишение свободы по своей юридической природе способно оказывать на осужденного достаточно сильное превентивное влияние, вызывающее у последнего особые субъективные переживания и даже душевные страдания. Неопределенность жизненной перспективы, вызванная назначенной судом мерой наказания в виде пожизненного лишения свободы, способна оказать на осужденного негативное воздействие, близкое к состоянию фрустрации (крушению надежд).

В настоящее время категория осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, привлекает к себе огромное внимание в Российской Федерации и во всем мире.

В современных условиях существуют определенные проблемы при исполнении уголовного наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Одной из проблем является создание условий для трудоустройства осужденных к данному виду наказания. Основная масса осужденных этой категории хотят трудиться, потому что для них невыносимо находиться в камере все двадцать четыре часа, но не во всех исправительных учреждениях есть возможность предоставить все условия и помещения для труда, соответствующие требованиям режима и безопасности.

Следующая проблема заключается в невозможности предоставления полноценного медицинского обслуживания осужденным к пожизненному лишению свободы. Например, не во всех регионах, где содержатся осужденные данной категории, есть лечебные учреждения, способные принять «пожизненников», больных туберкулезом. В некоторых учреждениях эти осужденные (больные активной формой туберкулеза) содержатся изолированно от основной массы осужденных в целях предотвращения заражения остальных, но больниц с необходимыми условиями режима и безопасности нет. Поэтому им предоставляется медицинская помощь не в полном объеме.

Еще одна из проблем, возникающих при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, — это недостаточная ресоциализация и подготовка осужденного к возможному условно-досрочному освобождению.


Бесплатная юридическая консультация:

Вместе с тем необходимо отметить и то важное обстоятельство, что уголовный закон формально сохраняет для осужденного рассматриваемой категории возможность условнодосрочного освобождения. Помимо того, что применение условно-досрочного освобождения в отношении пожизненно лишенного свободы фактически изменяет правовые последствия совершенного им особо тяжкого преступления, дает возможность проживания в позитивной социальной среде, данная мера является важнейшим стимулом для его исправления. Указанное свойство условно-досрочного освобождения подчеркивается в международном праве. В частности, в Рекомендации комитета министров Совета Европы «Об условно-досрочном освобождении» (2003) прямо указывается, что «условно-досрочное освобождение является одним из самых эффективных и действенных способов предупреждения повторного совершения преступлений, способствующих возвращению в общество заключенного путем его планомерной и контролируемой ресоциализации».

Однако в настоящее время необходимого судебного опыта применения института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы нет. В советский период истории уголовного права, как известно, пожизненное лишение свободы не предусматривалось законодателем в качестве вида наказания. По УК РСФСР 1960 г. пожизненное лишение свободы рассматривалось в качестве помилования, что, безусловно, исключило возможность назначения его судами. По данным проведенного исследования более 15% пожизненно лишенных свободы отбывают эту меру в порядке помилования по указу Президента РФ. Естественно, возникает вопрос о применении в отношении осужденных, которым смертная казнь заменена в порядке помилования на пожизненное лишение свободы, условно-досрочного освобождения. Кроме того, законодательный механизм условно-досрочного освобождения осужденных к пожизненному лишению свободы имеет целый ряд недоработок, которые не нашли своего разрешения в фундаментальной юридической литературе. Это обстоятельство ставит перед юридической наукой и судебной практикой широкий спектр проблем теоретико-прикладного и законодательного характера.

Необходимо констатировать, что институт условно-досрочного освобождения в части его применения в отношении пожизненно лишенных свободы нуждается в существенном уточнении положений, определяющих прежде всего условия и основания его применения (ч. 5 ст. 79 УК РФ). В современных условиях развития уголовно-исполнительной системы совершенствование института условно-досрочного освобождения от наказания в виде пожизненного лишения свободы должно стать обязательным звеном в оптимизации российской уголовной политики. Это подтверждает и тот факт, что на первом этапе реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (2010— 2012 гг.) предусматривается разработка новых подходов к применению института условнодосрочного освобождения.

На основе изучения зарубежного уголовного законодательства выделяются особенные черты института условно-досрочного освобождения от пожизненного лишения свободы. В процедуре условно-досрочного освобождения принимает участие довольно большое количество субъектов, а вопрос о его применении решают разнообразные компетентные органы. Например, в США, Англии и Канаде это советы по условно-досрочному освобождению, определяющие сроки его предоставления (в США также функционирует Комиссия по условнодосрочному освобождению), во Франции — консультативный комитет при министре юстиции (окончательное решение принимает министр юстиции), в ФРГ, Австрии — суд. Самая распространенная форма условно-досрочного освобождения — освобождение под надзор, предполагающая отбор заключенных для досрочного освобождения и осуществление надзора за ними на свободе.

Интерес представляют различные ограничения, назначаемые при предоставлении условно-досрочного освобождения. Среди них выделяются: указания (Австрия, Швейцария), условия условно-досрочного освобождения (США), меры содействия и надзора (Франция), обязательные условия и правила поведения (Испания), защитный надзор (Япония). Необходимо также отметить важную роль помощника в институте условно-досрочного освобождения применительно к таким странам, как Австрия, Дания, Норвегия, Швейцария и Германия. Добровольная помощь, оказываемая условно-досрочно освобожденным, играет неоценимую роль в их социальной реабилитации.


Бесплатная юридическая консультация:

В различных странах законодатель по-разному определяет необходимый срок отбывания пожизненного лишения свободы. Вопрос о досрочном освобождении может рассматриваться в Шри-Ланке после 6 лет фактического заключения, Японии — 10 лет, Германии и Люксембурге — 15 лет, Польше — 20 лет, Латвии и Литве — после 25 лет, а Эстонии — не менее 30 лет. Минимальные сроки, после отбытия которых возможно условно-досрочное освобождение пожизненно лишенных свободы, в законодательствах зарубежных стран определены от 6 до 30 лет. Во многих странах пожизненно заключенным назначается минимальное количество лет и месяцев, которые они должны отбыть в тюрьме в качестве наказания. Подобный минимальный срок часто называют тарифом.

Интерес представляет также практика, когда вопрос о запрете применения условнодосрочного освобождения ставится в отношении определенной категории пожизненно лишенных свободы: лиц, которым смертная казнь была заменена в порядке помилования лишением свободы, осужденных за насильственное убийство при отягчающих обстоятельствах, за преступления против мира и безопасности человечества и другие особо тяжкие преступления (УК Узбекистана); лиц, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования (УК Республики Казахстан); осужденных, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, лиц, совершивших преступление при особо опасном рецидиве, организаторов, участников организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), лиц, осужденных за преступления против мира и безопасности человечества (УК Таджикистана).

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы — единственный правовой инструмент, способный существенно изменить правовое положение осужденного к пожизненному лишению свободы в лучшую сторону.

Основная идея прогрессивной системы исполнения наказания применительно к исследуемой проблеме заключается в испытании осужденного к пожизненному лишению свободы на предмет его дальнейшей жизненной перспективы. В этой системе испытания условно-досрочное освобождение является важным заключительным элементом.

Колонии особого режима для отбывающих пожизненное лишение свободы — это фактически особый вид исправительных учреждений. Причем по условиям отбывания наказания он ближе к тюрьме, чем к колониям, что следовало бы отразить в законе.

К условиям применения условно-досрочного освобождения относятся: фактическое отбытие осужденным к пожизненному лишению свободы не менее двадцати пяти лет; отсутствие злостных нарушений порядка отбывания наказания в предшествующие три года; отсутствие фактов совершения осужденным тяжких и особо тяжких преступлений в период отбывания этого наказания.


Бесплатная юридическая консультация:

При определении оптимального срока лишения свободы как условия условнодосрочного освобождения от пожизненного лишения свободы следует учитывать то, что

УК РФ предусматривает за совершение особо тяжких преступлений наказание в виде лишения свободы на срок двадцать лет. В силу этого для сохранения правового баланса между лишением свободы и пожизненным лишением свободы срок в двадцать лет является наиболее оптимальным.

В ранее действовавшем уголовном законодательстве существовала специальная норма (ст. 46-1 УК РСФСР 1960 г.), где закреплялся достаточно широкий перечень категорий осужденных, к которым не могло применяться условно-досрочное освобождение. Необходимость включения в УК РФ нормы, устанавливающей перечень категорий осужденных, к которым условно-досрочное освобождение не применяется, вполне очевидна. Мы считаем, что условно-досрочное освобождение не может быть применено в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы: а) за совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядер- ных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ или повлекшего умышленное причинение смерти человеку (ч. 3 ст. 205 УК РФ); б) создание или участие в преступном сообществе, совершенное лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии (ч. 4 ст. 210 УК РФ). Кроме того, условно-досрочное освобождение не может применяться в отношении лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы в порядке помилования или амнистии.

Под основанием применения условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы следует понимать поощряемое уголовным законом поведение осужденного, не нуждающегося в применении карательно-репрессивного воздействия. Однако общее указание, что он не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания, может быть признано судом весьма субъективным. Использованный в ч. 1 ст. 79 УК термин «исправление осужденного» позволяет толковать его по-разному, а потому он малопригоден для законодательной техники. В значительной мере это положение можно поправить путем замены общего указания на цель с конкретным содержанием: осужденный, отбывающий пожизненное лишение свободы, подлежит условному освобождению от дальнейшего отбывания наказания, если судом будет признано, что он не представляет общественной опасности и не совершит нового умышленного преступления в период испытательного срока.

В связи с этим в основание условного освобождения от пожизненного лишения свободы должны быть положены, по крайней мере, два фактора: отсутствие общественной опасности личности осужденного и уверенность суда в том, что осужденный не совершит нового умышленного преступления в период испытательного срока.


Бесплатная юридическая консультация:

Осужденный в случае условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы не освобождается от уголовной ответственности, а по-прежнему несет бремя негативных последствий.

Осужденные, отбывающие наказание в виде пожизненного лишения свободы, характеризуются более высокой степенью общественной опасности. В связи с этим следовало бы говорить об испытательном сроке, поскольку освобождение лица от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применено судом условно. Данное обстоятельство предопределяет то, что лицо должно своим поведением доказать правильность такого решения суда. Условное освобождение с испытательным сроком лица от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы должно быть связано с возложением судом определенных обязанностей, предусмотренных уголовным законом. В силу этого целесообразно ввести в УК РФ применительно к институту условно-досрочного освобождения понятие «испытательный срок» для закрепления юридических оснований его применения.

Еще одной проблемой, которая может возникнуть при применении исследуемого института, является отсутствие четко установленного размера испытательного срока при условно-досрочном освобождении осужденного, отбывающего пожизненное лишение свободы, так как в этой ситуации точную продолжительность испытательного срока определить невозможно. На первый взгляд в этом случае испытательный срок для данной категории осужденных имеет пожизненный характер. Однако это не так. Испытательный срок должен быть не менее десяти лет, в течение которых осуществляется испытание, определяющее дальнейшую судьбу этого лица, — окончательное освобождение от всех правовых последствий совершенного им особо тяжкого преступления (преступлений) или возврат в места лишения свободы для дальнейшего отбывания назначенной ранее судом меры наказания.

Условное освобождение с испытательным сроком лица от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы должно быть связано с возложением судом определенных обязанностей, предусмотренных уголовным законом. Возлагаемые на него обязанности можно разделить на две группы. Подразделение это, впрочем, несколько условно, но тем не менее полезно. Первая группа — это ограничения, направленные прежде всего на обеспечение действенного контроля за поведением правонарушителей, другую группу должны составлять обязанности собственно воспитательного (ресоциализирующего) характера.

Механизм условного освобождения с испытательным сроком от дальнейшего отбывания этого вида наказания должен быть закреплен в отдельной статье УК РФ «Условное освобождение с испытательным сроком от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы».


Бесплатная юридическая консультация:

В связи с этим предлагается дополнить УК РФ самостоятельной статьей 79 1 «Условное освобождение с испытательным сроком от отбывания пожизненного лишения свободы» следующего содержания:

  • 1. Осужденный, отбывающий пожизненное лишение свободы, подлежит условному освобождению от дальнейшего отбывания этого наказания, если судом будет признано, что он не представляет общественной опасности и не совершит нового умышленного преступления в течение испытательного срока. При этом осужденный может быть полностью или частично освобожден от отбывания дополнительного наказания.
  • 2. Условное освобождение в отношении осужденного может быть применено только после фактического отбытия им не менее двадцати лет лишения свободы и при отсутствии у него злостных нарушений порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет.
  • 3. Условное освобождение не применяется в отношении осужденных, совершивших новое умышленное преступление в период отбывания пожизненного лишения свободы, осужденных за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 205 и ч. 4 ст. 210 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы в порядке помилования или амнистии.
  • 4. При применении условного освобождения от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы суд устанавливает испытательный срок, в течение которого на освобожденное лицо возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 настоящего Кодекса. Испытательный срок должен составлять не менее десяти лет, а при необходимости он может быть продлен до пятнадцати лет.
  • 5. Контроль за поведением лица, освобожденного условно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.
  • 6. Если в течение испытательного срока:
    • а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условного освобождения, суд может вынести постановление об отмене условного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания;
    • б) осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условного освобождения решается судом;
    • в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условное освобождение».

Остается еще один принципиальный вопрос о том, какой собственно «специализированный орган» должен осуществлять контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в течение срока испытания.

В законе на этот счет каких-либо указаний не содержится. Это, однако, не означает, что данная категория правонарушителей находится вне поля зрения правоохранительных органов. Участковые инспектора полиции обязаны осуществлять контроль за всеми категориями ранее судимых. В то же время, во-первых, участковых никак нельзя назвать специализированным органом, у них, помимо этой, множество других обязанностей; во-вторых, контроль в такой ситуации если и осуществляется, то без учета специфического правового положения именно условно-досрочно освобожденных и особенностей форм и методов работы с ними.

В связи с нерешенностью в законе этого вопроса в литературе высказываются различные точки зрения по этому поводу. Наиболее распространенная из них гласит, что контроль должен осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями 1 .

Существуют и другие точки зрения. Так, Л. В. Яковлева предлагает возложить данную функцию на милицию (сейчас — полиция), не уточняя при этом на какую именно службу (я так понимаю, что на участковых уполномоченных).


Бесплатная юридическая консультация:

Причем мотивируется это именно тем, что уголовно-исполнительные инспекции, будучи подразделениями уголовно-исполнительной системы, должны либо исполнять наказания, либо контролировать поведение лиц, отбывающих наказание. А условно-досрочно освобожденные наказание не отбывают. Наоборот, они от него освобождены.

Более предметно высказывается на этот счет С. Я. Улицкий, указывая, что контроль за рассматриваемой категорией правонарушителей можно было бы возложить на «специализированную службу милиции» [1] .

Высказываются и более кардинальные предложения — о возложении контроля за всеми освобожденными от отбывания наказания. Создавать такой орган Л. В. Иногамова предлагает в рамках Министерства внутренних дел РФ.

Данный вопрос весьма актуален, и носит далеко не только чисто теоретический характер. Гораздо важнее он с практической точки зрения.

На первый взгляд, предложения о возложении функций контроля за условно-досрочно освобожденными на уголовно-исполнительные инспекции кажутся самыми предпочтительными.

Однако, на мой взгляд, авторы подобных предложений недостаточно учитывают одно весьма важное обстоятельство. Как известно, «предшественницы» уголовно-исполнительных инспекций — инспекции исправительных работ — структурно являлись подразделениями МВД. В то время вся система органов, исполняющих наказание, входила в МВД. В настоящее время она передана в Министерство юстиции РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Современные уголовно-исполнительные инспекции структурно входят в уголовноисполнительную систему, которая в свою очередь является составной частью Министерства юстиции. Причем основная мотивировка такой «передачи» состояла в идее о том, что полиции, да и МВД в целом, в принципе не должна быть свойственна такая функция, как исполнение уголовных наказаний. Инспекции же как раз наказания исполняют.

Возможно, и не следовало бы делать этот исторический экскурс. Здесь, однако, важно другое. Ведь что в реальности представляет собой уголовно-исполнительная инспекция? Это два-три сотрудника на район. Рассчитывать на их существенное расширение вряд ли приходится. В то же время, как сотрудники инспекций могут своими силами проконтролировать, например, соблюдение состоящими на учете обязанности не посещать определенные места? Здесь без привлечения сотрудников патрульно-постовой службы полиции явно не обойтись. Во многих случаях, например, при осуществлении контроля поведения состоящих на учете по месту жительства, крайне желательно привлечение участковых уполномоченных (инспекторов). Для этого можно принять соответствующую межведомственную инструкцию Министерства юстиции и Министерства внутренних дел.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство что испытание является одной из мер реализации уголовной ответственности, наряду с наказанием. Вместе с тем несомненно, что контроль за освобожденными от наказания (кстати, не только условно-досрочно) должны осуществлять специализированные органы, созданные именно для этой цели. Тем более, что я отношу правоотношения по осуществлению этого контроля к предмету регулирования уголовно-исполнительного законодательства. [2] [3]

  • [1] 2
  • [2] См., например: Ткачевский Ю. М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания II Вестник Моек. гос.ун-та. — С. 28; Уголовно-исполнительное право России. — М., 2000. — С. 450.
  • [3] Улицкий С. Я. Условно-досрочное освобождение из исправительных учреждений: история и современность. — Владивосток, 2002. — С. 69-70.

Источник: http://studref.com/427622/pravo/aktualnye_problemy_ispolneniya_ugolovnogo_nakazaniyav_vide_pozhiznennogo_lisheniya_svobody

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн