Проблема ветхого жилья

Основные проблемы в сфере аварийного и ветхого жилья.Пути решения этих проблем Бесплатная юридическая консультация: Если взять жилищную сферу глобально, то.

Основные проблемы в сфере аварийного и ветхого жилья.Пути решения этих проблем


Бесплатная юридическая консультация:

Если взять жилищную сферу глобально, то можно сказать, что на сегодняшний день, это одна из самых острых и трудно разрешаемых проблем в России.

Оглавление:

Если говорить непосредственно о проблеме аварийного и ветхого жилья, то нужно отметить, что даже с помощью предпринимаемых мер в этой области со стороны государства, данная проблема разрешается достаточно сложно. Это во многом связано с наличием большого количества аварийного фонда. Достаточно просто посмотреть новостную ленту по регионам России, в области жалоб граждан на необходимость их расселения из аварийного и ветхого жилья. Особенно это характерно для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и ряда других крупных городов.

С одной стороны, существует проблема расселения жителей аварийных и ветхих домов. То есть каждый гражданин согласно Конституции РФ имеет право на жилье. При этом жилье должно быть доступным и комфортным. В силу различного рода административных барьеров, многие аварийные и ветхие дома де-факто являются таковыми, а де-юре, не признаны и юридически за ними таковой статус не закреплен. Кроме того, получение данного статуса имеет множество сложностей. В связи с этим граждане таковых домов проживают без воды, с полурухнувшими стенами, потолками и т.п.

Административные барьеры на сегодняшний день, выступают именно барьерами, а не бюрократической проволочкой. Признание дома аварийным или ветхим создает для властей новую проблему — реконструкции или сноса дома. При этом, существуют конкретные люди, которых нужно расселить в новое жилье. В этом смысле сложность признания статуса дома аварийным и ветхим во многом связана с отсутствием эффективных механизмов решения данного типа проблем.

Кроме этого существует и ряд других проблем, связанных с: нормативно- правовым регулированием, инвестированием, процессами реконструкции аварийного и ветхого жилья.


Бесплатная юридическая консультация:

Представим проблемы в сфере аварийного и ветхого жилья в виде схемы. (рис.2.1.)

Рис. 2.1. Детализация проблем в сфере аварийного и ветхого жилья (рисунок автора)

Как видно из рисунка.2.1. выделяются три группы проблем:

  • — проблема отсутствия эффективного нормативно- правового регулирования
  • — проблема отсутствия эффективных механизмов управления в данной сфере
  • -проблема экономики и бюджетирования.

Касаясь проблемы нормативно- правового регулирования вопросов аварийного и ветхого жилья, ранее уже отмечались некоторые недостатки существующих законов. Следует повториться и подчеркнуть, что понятие «ветхости» исчезло из законодательства. В рамках проблемы нормативно- правового регулирования стоит также отметить отсутствие на правовом уровне механизмов контроля над субъектами, признающими статус домов аварийными и ветхими. Например, необходимо установить жесткие сроки расселения жителей, при угрозе аварийности или ветхости дома по факту обращения граждан http://www.mycondo.ru/news/.

Проблема отсутствия эффективных механизмов управления сферой аварийных и ветхих домов может быть условно разделена на ряд разноплановых подпроблем. В частности, на сегодняшний день:


Бесплатная юридическая консультация:

  • -отсутствуют эффективные механизмы реконструкции домов;
  • -новое строительство домов не поспевает за выбытием жилищного фонда в силу его старения
  • -отсутствуют принципы комплексности и координации при решении проблем аварийных и ветхих домов.
Так, например принцип комплексности предполагает глобальный подход к решению проблем ветхого и аварийного жилья. По мнению О.Бесоновой «жилищный сектор развивает как потребительский сегмент, так и производственный сектор, создающий дороги, коммунальную и социально-бытовую инфраструктуру. Именно поэтому строительство — основной рычаг вывода российской экономики из кризиса»Бессонова О. Новая жилищная модель как антикризисная мера // Регион: экономика и социология.. — № 2. — С. 206

С другой стороны, например, недостаточность темпов строительства порождает не только дисбаланс в воспроизводстве жилищных фондов, но и дисбаланс спроса и предложения на жилищном рынке, что в свою очередь влияет на платежеспособность населения.

Таким образом, решение жилищной проблемы, а именно решение проблемы аварийного и ветхого жилья стоит рассматривать комплексно, учитывая при этом множество факторов.

Проблема финансирования является одной из трудноразрешаемых. Это связано как с проблемой поиска оптимальной модели для финансирования процессов реконструкции домов, так и с проблемами невыгодности инвестирования в реконструкцию, о чем подробно будет сказано далее.

При всех перечисленных проблемах, стоит назвать еще одну о которой говорит профессор НИУ-ВШЭ Е.С.Шомина. В частности, речь идет о жилищной неграмотности населения, которая, по сути, выгодна как органам власти, так и субъектам частного порядка — управляющим компаниям. Рассматривая данную проблему в рамках сферы аварийного и ветхого жилья, стоит отметить, что государству невыгодна жилищная грамотность жителей таких домов, поскольку тогда придется расселить миллионы жителей России. Но с другой стороны, права и свободы человека, в том числе и права на жилище, являются высшей ценностью, которая гарантирована Конституцией РФ Российская газета декабря.

Решение перечисленных проблем невозможно лишь с помощью программами по расселению из ветхого и аварийного жилья. В данной ситуации необходима более глубокая и тщательная разработка, проектирование и создание эффективной модели управления данной сферой, которая включала бы субъекты регулирования, начиная от уровня власти и заканчивая гражданами. Кроме того, необходимо тщательно изучить и проконтролировать вопросы, касающиеся финансирования, а также предоставления льгот. Но самым главным аспектом должно стать создание четкого нормативно-правового регулирования в сфере аварийного и ветхого жилья.


Бесплатная юридическая консультация:

В качестве примера города, сталкивающегося с типичным комплексом проблем в области аварийного и ветхого жилья, приведём Саратов. В этом городе вопросами аварийного жилья занимается Фонд содействия реформированию ЖКХ, в ведении которого находится, в том числе и решение этой проблемы, субъекты РФ, где количество аварийного жилья превышает 300 тыс. кв. м. . К этой категории принадлежит и Саратовская область, в которой аварийное жилье составляет 390 тыс. кв. м. Регион — в пятерке лидеров среди субъектов РФ по этому показателю.

В Саратове 25,8% домов построено до 1920 год, причём многие такие строения располагаются в исторической части города. 20,8% саратовских домов имеют износ свыше 70%. На сегодняшний день доля ветхого и аварийного жилья в городе является одной из самых высоких среди городов приволжского федерального округа и составляет около 5% от общей площади жилищного фонда. «То, что в Саратове большая концентрация ветхого и аварийного жилья, обусловлено исторически, — говорит депутат Саратовской областной думы, гендиректор ЗАО «Саратовоблжилстрой», председатель Ассоциации «Союз застройщиков» Леонид Писной. — Город очень незначительно пострадал в годы войны, тогда как в других регионах в это время было разрушено множество построек. В результате старение жилищного фонда в Саратове оказалось выше, чем, например, в Воронеже или Волгограде. Свою лепту внес бурный рост промышленности в 1950-е годы, который в Саратове сопровождался строительством жилья, не рассчитанного на долгую эксплуатацию: тогда возводились дома инженера Лагутенко, дома 464-й серии и некоторые другие аналогичные объекты, срок службы которых давно уже вышел http://www.bn.ru/articles/2013/05/08/108255.html».

Получается, что для Саратова и Саратовской области расселение такого жилья давно является крайне острой проблемой, которую неоднократно пытались решить разными путями. Реальные изменения появились лишь шесть лет назад после начала работы Фонда ЖКХ. С того времени расселением ветхих домов правительство региона занимается при софинансировании Фонда. В годах в программах расселения приняли участие 18 муниципальных образований области, где было переселено свыше 9 тысяч человек. Общий объем финансирования программы составил почти 5 миллиардов рублей (в том числе более 3 миллиардов было предоставлено Фондом).

В дальнейших планах — переселить около четырёх тысяч жителей аварийных домов. На эти цели Фонд, после рассмотрения и утверждения заявки региона, должен выделить сумму в 1,8 миллиарда рублей.

Саратовскую область эксперты не раз называли в числе лидеров по выполнению программы по расселению, но в 2012 году Фонд приостанавливал финансирование региона по всем программам из-за того, что его деньгами оплачивались так называемые дополнительные метры квартир, приобретаемых для переселения жильцов аварийных домов. Купленные квартиры для этой категории граждан имели большую площадь, чем установлено условиями программы. Фонд потребовал вернуть на счета области «излишне» потраченные средства в сумме 48 миллионов рублей. Согласно изменениям в 185-ФЗ программа переселения граждан из ветхого жилья теперь распространяется на весь аварийный фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года. В результате после инвентаризации аварийного фонда Саратовский регион подал в Фонд заявку о необходимости расселить 387 тыс. кв. м. Это, по данным Минстроя области, — более 800 аварийных домов, в которых проживают около 10 тысяч семей в 19 районах области.


Бесплатная юридическая консультация:

Для расселения такого количества ветхого жилья требуется, по предварительным подсчетам, около 10 миллиардов рублей. При этом Фонд в ближайшие три года может предоставить 4,3 миллиарда, а остальные 5,8 миллиардов придется искать региону. Как подчеркнул заместитель гендиректора Фонда ЖКХ Олег Рурин, в соответствии с действующим законом область должна принять на себя эти обязательства и расселить весь заявленный аварийный фонд, чтобы получить доступ к средствам Фонда.

Региону придется серьезно увеличить и темпы переселения. Ведь задача поставлена четкая: все дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года, должны быть расселены до конца 2015-го. Таким образом, по словам зампреда правительства области Сергея Канчера, в ближайшие три года в регионе из аварийного жилья будет переселено в три раза больше граждан, чем за последнюю пятилетку. http://www.bn.ru/articles/2013/05/08/108255.html

Проблема остается по прежнему острой: в Саратове в 2011 году удалось расселить 1085 человек из 38 аварийных домов. На эти цели было потрачено более 550 миллиона рублей. В программе 2012 года претендентами на переселение значились 605 человек из восьми домов. Однако в конце декабря 2012 года были внесены изменения, согласно которым сроки реализации этого документа продлены на 2013 год.

Всего же в этом году в областном центре планируется расселить порядка 36 аварийных домов общей площадью 28,9 тысяч квадратных метров, в 2014 годудомов (67,8 тысяч квадратных метров), в 2015 году — 86 (67,4 тысяч квадратных метров) и переселить 4767 семей. На эти цели при стоимости за 1 квадратный метр, установленной Минрегионом на уровне 24,85 тысячи рублей потребуются более 4 миллиарда рублей, в том числе за счет Фонда ЖКХ — 1,85 миллиарда, областного бюджета -1,67 миллиарда, бюджета Саратова — 557,7 миллионов рублей.

Источник: http://studwood.ru//pravo/osnovnye_problemy_sfere_avariynogo_vethogo_zhilyaputi_resheniya_problem

Проблема ветхого жилья

Библиографическая ссылка на статью: Сбродова Н.В., Семка Ю.Ф. Решение проблемы переселения населения из ветхого и аварийного жилья в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18562 (дата обращения: 23.09.2018).


Бесплатная юридическая консультация:

На сегодняшний день проблема переселения населения из ветхого и аварийного жилья – это одна из самых острых и трудно разрешаемых проблем в Российской Федерации. Особенно это характерно для больших городов, таких, как Екатеринбург. Ветхий фонд, с одной стороны, портит общий вид местности, производит негативное впечатление не только на самих граждан, но и на приезжающих; с другой стороны, проживание в таких домах несет в себе зачастую прямую угрозу жизни. Кроме того, процессы в сфере переселения граждан из ветхого и аварийного жилья могут стать локомотивом для развития строительной отрасли и обеспечить мультипликативный эффект социально-экономического развития муниципального образования.

Согласно нормативным документам, ветхое состояние здания определяется как «состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов – свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям» [1]. Аварийное состояние здания, – это состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

Деятельность по переселению населения из ветхого и аварийного жилья в Екатеринбурге осуществляет Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга.

За период с 2011 по 2015 гг. в Екатеринбурге были реализованы две муниципальные программы: «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на годы» и «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на годы» (таблица 1) [2,3].

Таблица 1 – Показатели реализации муниципальных программ переселения населения из ветхого и аварийного жилья в Екатеринбурге, гг., тыс. руб.


Бесплатная юридическая консультация:

Всего за счет всех источников финансирования

администрациями города и районов

предприятиями-застройщиками и организациями, осуществляющими реконструкцию ветхих домов – памятников архитектуры

Соответственно, в ходе реализации муниципальных программ за период с 2011 по 2015 гг. было предоставлено 49910,7 м 2 жилых помещений за счет всех источников финансирования (рис. 1) [4].

Рис. 1. Динамика предоставления гражданам жилых помещений,, м 2 общей площади

Бесплатная юридическая консультация:

Переселение граждан из ветхих и аварийных домов осуществлялось путем выкупа жилых помещений и предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений взамен помещений в ветхих и аварийных домах.

Возможности для переселения создает массовое строительство нового жилья. В Екатеринбурге, несмотря на кризисные явления в экономике, ежегодный объем введенного в эксплуатацию жилья составляет около 1 миллиона кв. метров, что приближает город к российским лидерам по данному параметру – Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирску и Краснодару (табл. 2).

Таблица 2 – Объем ввода в эксплуатацию жилья в Екатеринбурге, тыс. м 2

Объём введённого в эксплуатацию жилья, тыс. м²

За период с 2011 по 2015 гг. наблюдается тенденция к снижению общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Екатеринбург»; общая площадь ветхого и аварийного жилья уменьшилась на 48,7 тыс. м 2 , или 12,69%. (рисунок 2).


Бесплатная юридическая консультация:

Рис. 2. Динамика общей площади ветхого и аварийного жилья в Екатеринбурге в 2011 – 2015 гг., тыс. м 2

Однако, за 5 лет в сфере переселения населения Екатеринбурга из ветхого и аварийного жилья можно выделить две отрицательные тенденции.

Во-первых, это уменьшение количества переселенных семей (табл. 3).

Таблица 3 – Количество семей, переселенных из ветхих и аварийных домов в благоустроенное жилье за период с 2011 по 2015 гг., ед.

Всего за счет всех источников финансирования


Бесплатная юридическая консультация:

администрациями города и районов

предприятиями-застройщиками и организациями, осуществляющими реконструкцию ветхих домов – памятников архитектуры

Во-вторых, за исследуемый период проявилась тенденция к стабильному снижению финансирования мероприятий программ, связанных с переселением населения из ветхих и аварийных домов, со стороны органов местного самоуправления (табл. 4).

Таблица 4 – Расходы городского бюджета Екатеринбурга, 2011 – 2015 гг., тыс. руб.

Расходы городского бюджета Екатеринбурга


Бесплатная юридическая консультация:

расходы на цели строительства жилья для переселения граждан из ветхих и аварийных домов

расходы для выкупа жилых помещений у собственников

Возможны следующие варианты решения выявленных проблем.

Во-первых, гораздо экономнее не сносить ветхое жилье, а реконструировать его, так как окупаемость подобного инновационного проекта в несколько раз выше, чем у обычного снова ветхого дома. Например, согласно внутренним данным Администрации Екатеринбурга о выселении граждан из ветхих и аварийных жилых домов, в 2013 г. расходы городского бюджета на строительство жилого дома общей площадью 6069,8 кв. м., находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Софьи Перовской, д. 106, составили,0 тыс. руб.; в то же время, согласно региональной адресной программе «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Свердловской области в 2013 году» от 10.06.2011 г. № 726, стоимость затрат на капитальный ремонт аналогичного по площади жилого дома, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Водная, д. 13, площадьюкв. м., составила,0 тыс. руб.

Выгода от реконструкции ветхого жилья распространяется на все категории участников этого процесса:


Бесплатная юридическая консультация:

— жители. Семьи получают новые квартиры с улучшенной планировкой и добавочными квадратными метрами. Цена за их квартиры повышается в несколько раз, в отличие от старых, аварийных домов. Сами жильцы не делают никаких материальных вложений в новые квартиры. Их детям не нужно переводиться в другие садики, школы и поликлиники. Плата за отопление снижается в 1,5–2 раза, несмотря на увеличение квадратуры, так как потери тепла в новых домах значительно меньше, чем в старых;

— инвесторы. Строительным компаниям не нужно разрабатывать новые участки земли под застройки жилых зданий. На фундаменте старого здания, после незначительных вложений в его укрепление, может быть реконструировано здание более высокой этажности (4-5 этажей вместо 3-4 и т.п.). Стоимость «лишних» квартир достаточно высока, так как они благоустроены по современным стандартам. В некоторых странах Европы (Германии, Австрии) проблемы с ветхим жильем уже давно решаются методом реконструкции зданий. Показатель окупаемости таких проектов весьма привлекателен: полная реконструкция большого жилого микрорайона осуществляется за 7-8 лет;

— органы муниципальной власти. Городские власти, на балансе которых находится ветхое жилье, избавляются от проблемы с глобальным расселением граждан. Семьи, чей дом реконструируется, временно заселяются на свободное жилье (маневренный фонд), а затем возвращаются в новые квартиры. Не нужно решать проблемы с постройкой обязательных социальных объектов (школ, больниц, детских садов и т.д.), новых шоссейных дорог, с озеленением территории, как того требует законодательство при сдаче новых жилых микрорайонов.

Во-вторых, стоит отметить такую проблему, как нежелание части собственников помещений в многоквартирном доме освобождать помещения в ветхом и аварийном доме. Следовательно, лица, отказывающиеся от переезда, должны сниматься с учета как нуждающиеся в переселении. В этом случае собственникам будет выплачиваться лишь компенсация в виде его доли в реализованных с аукциона земельном участке и доме.

В-третьих, можно перенять опыт Великобритании, согласно которому реконструкция зданий является обязанностью собственника, и органы власти лишь оказывают поддержку в виде субсидирования части расходов и различных стимулирующих программ[5].


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://human.snauka.ru/2016/12/18562

Аварийное жилье проблемы переселения

Аварийное и ветхое жилье по-прежнему, для многих регионов России, остается острой проблемой. Снос ветхих домов и переселение из ветхого и аварийного жилья является одной из главных задач жилищной реформы.

Ветхий фонд несет в себе угрозу для проживающих в нем людей. Ремонт в этих домах не проводится десятилетиями. Согласно действующему законодательству РФ обязанность по ремонту помещений стала возлагаться на собственников. Но, к сожалению, не у всех жильцов есть возможность для ремонта дома.

Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» прямо предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации до 1 сентября 2017 года расселить все многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2012 года.

Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию от 12.12.2012 подчеркнул, что в14 необходимо значительное продвижение в решении проблемы расселения аварийного жилья. «В ближайшие годы из таких домов в новые квартиры должны переехать все граждане, которые признаны на 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием их жилища».


Бесплатная юридическая консультация:

На совещании по вопросам переселения граждан из аварийного жилья, состоявшемся в апреле 2013 года в ходе рабочей поездки в Колмыкию, президент подчеркнул: «Десятки тысяч российских семей вынуждены проживать в домах, которые не выдерживают никаких требований ни по комфортности, ни по безопасности, что самое главное. Скорейшее расселение, ликвидация таких трущоб – наша, как я уже сказал, принципиальная задача».

Президент выступил с жёсткой критикой в адрес губернаторов в связи с нарушением сроков подготовки региональных программ по расселению людей из аварийного жилья, рассчитанных на ближайшие три года.

Кроме того, Президент РФ Владимир Путин перенес срок окончания реализации программы расселения ветхого и аварийного жилья с 2015 года на 30 сентября 2017 года. «Итак, в указах, о которых я говорил, о которых я сейчас вспомнил, действительно, нет срока решения этой проблемы. Но этот срок определён в соответствующих Правилах расселения аварийного жилья, которые утверждены Правительством – это утверждение прошло в виде поручения Председателя Правительства – и в соответствующем законе, который был принят и в соответствии с которым, этот срок определён как 2015 год».

«Исходя из реалий, которые складываются на сегодняшний день (есть, конечно, объективные вещи, касающиеся макроэкономики, с этим я тоже не могу не согласиться), считаю возможным раздвинуть эти сроки с 2015, но не на два года, а до 31 сентября 2017 года», – заявил Путин на прошедшем 16 апреля 2014 года совещании по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда в ответ на соответствующее предложение Министра финансов РФ Антона Силуанова.

Президент подчеркнул, что соотношение софинансирования между регионами и федеральным бюджетом будет изменено в сторону увеличения нагрузки на федеральный бюджет, но с учетом бюджетной обеспеченности каждого конкретного субъекта РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

По словам главы государства, в ближайшие годы предстоит ликвидировать объем аварийного жилья в два раза больший, чем за предыдущие пять лет. В настоящее время таковым официально являются 0,5% многоквартирных домов (около 13,1 млн м 2 жилья).

Основополагающими нормативными актами в рассматриваемой сфере являются Конституция Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации. Каждый гражданин согласно Конституции РФ имеет право на жилье, при этом, жилье должно быть доступным и комфортным.

Статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения.

В случае если дом признан аварийным и орган местной власти принял соответствующий нормативный акт о его расселении, жителям при переселении из ветхого и аварийного жилья должны быть предоставлены квартиры в соответствии с их правовым статусом, а именно:

Согласно пункту 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.


Бесплатная юридическая консультация:

В случае предоставления другого жилья собственникам жилых помещений предоставляется равноценное жилье, либо выкупная цена. Равноценным считается жилье, имеющее столько же комнат, и с площадью не меньше, чем в старом доме.

На практике часто бывают ситуации, когда гражданам предоставляют жилье с меньшим количеством комнат. В таких ситуациях дело может дойти до судебного разбирательства. В этом случае суд будет учитывать все факторы законности предоставления такого жилья, в том числе площадь жилого помещения, количество членов семьи, их принадлежность к мужскому или женскому полу. Очевидно, например, что нельзя предоставлять однокомнатную квартиру вместо двухкомнатной разнополым членам семьи (например, брату и сестре).

Стоит отметить, что из норм статей 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ следует, что при переселении не предполагается улучшения жилищных условий. Например, предоставление большей площади в зависимости от количества проживающих в квартире. По закону семье, выезжающей из «аварийки», должны предоставить такое же количество квадратных метров общей и жилой площади, какими она владела.

В практике Уполномоченного имели место случаи, когда муниципалитеты полагали, что не наделены государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Жилищное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение. Нуждающимся в жилом помещении по смыслу положений частей 1 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.


Бесплатная юридическая консультация:

Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы Сахалинской области, что подтверждается многочисленными судебными решениями, принятыми по результатам рассмотрения споров по заявлениям граждан о возложении обязанности на муниципалитеты по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.

Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе «вторичного» жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования, то есть указанное жилье должно являться исключительной собственностью государства (статья 19 Жилищного кодекса РФ).

Действующее законодательство также предусматривает определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу. Такой порядок установлен постановлением от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Специальная комиссия признает дома ветхими (аварийными). После этого, органы местного самоуправления на местах должны включить этот объект на снос с предоставлением взамен другого жилья гражданам.


Бесплатная юридическая консультация:

Закон не определяет сроков ожидания переселения в результате признания дома ветхим жильем.

Более того, в Положении о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, понятие «ветхости» отсутствует как таковое. Ранее, ветхим признавалось помещение, износ которого составлял 70 процентов.

Как указывает судебная практика, признание дома ветхим не является основанием к его сносу, а жителей к отселению. Более того, как правило, ветхие дома стоят, а люди в них живут очень долгое время без переселения и предоставления им нормального жилья. В этом случае проблема решается через суд.

Считаю, что именно проблему отсутствия законодательно установленных сроков расселения граждан из аварийных и ветхих домов, необходимо решить в первую очередь. И обязательно установить персональную ответственность должностных лиц в случае нарушения таких сроков.

Что же касается лиц, которые обладают правом собственности на жилье, то в случае их желания расширить или улучшить жилищные условия, им придется самостоятельно выбирать себе возможности для приобретения нового жилья с учетом своего кошелька. В случае сноса ветхого жилья им, скорее всего, предложат выкупную цену этого жилья и уже с учетом полученной суммы и своих финансовых возможностей они смогут планировать приобретение нового жилья при помощи заключения договоров купли-продажи или договоров мены с продавцами недвижимости.


Бесплатная юридическая консультация:

Собственники квартир в отселяемых домах также часто настаивают на том, что им должны предоставлять варианты нового жилья на выбор до тех пор, пока один из вариантов их не устроит. В данном случае категорического опровержения эксперты не дают, так как в целом это вопрос неоднозначный.

Закон предоставляет сторонам возможность самостоятельно договориться о тех или иных вариантах для собственника освобождаемого помещения. Сколько при этом будет рассмотрено сторонами вариантов – вопрос переговоров.

В целом стоит отметить тот факт, что при получении нового жилья при сносе старого ветхого (аварийного) жилья не стоит ожидать улучшения своих жилищных условий. Скорее, стоит очень внимательно следить за действиями государственных и муниципальных органов, которые должны предоставлять вам равноценное жилье, в ином случае, нужно настойчиво отстаивать свои законные права, в том числе в суде.

Основной проблемой, связанной с переселением из ветхого и аварийного жилья на современном этапе,является то, что уровень такого жилья в целом по Росси, достаточно высок. Помимо высокого процента изношенности жилищного фонда, явной проблемой является несовершенство действующего законодательства в указанной сфере.

Как отмечалось выше, проблема переселения из аварийных домов, не является новой.

21 июля 2007 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки. С 2013 года средства Фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.


Бесплатная юридическая консультация:

По словам генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, сегодня на первый план при реализации региональных программ по переселению граждан из аварийных домов вышла проблема качества строительства.

— Когда мы начинали эти программы, качество строительства нареканий практически не вызывало, но в последнее время проблемы появились, — говорит гендиректор фонда. — Практически в каждом регионе один-два муниципальных образования качество работ не выдерживают. Вместе с минстроем мы будем уделять этому большое внимание, будем подключать к контролю общественные организации, жилищные инспекции. Может быть, даже стоит возродить то хорошее, что было в Советском Союзе. А именно — знак качества.

Как выяснилось, много претензий у минстроя и Фонда содействия реформированию ЖКХ не только к качеству строительства жилья, но и к срокам выполнения программ.

Кстати, контролировать сроки и качество выполнения программ по расселению помогает недавно запущенная система мониторинга, которую презентовали на семинаре. Она обеспечивает полную информационную прозрачность: сведения о ходе реализации программ переселения в каждом регионе РФ теперь доступны всем желающим на портале фонда ЖКХ http://fondgkh.ru.

— Единую систему мониторинга необходимо принять как факт, поскольку только четкий структурированный контроль дает нам необходимую информацию и позволяет влиять на ситуацию, — уверена Оксана Демченко. — Мы теперь очень оперативно можем получать данные о реализации программ и так же оперативно реагировать на проблемы.

Еще одно нововведение: в минстрое и Фонде ЖКХ планируют обязать администрации муниципальных образований вывешивать на каждом доме, участвующем в программе, таблички с информацией о сроках расселения, ответственных за него чиновниках, а также адресах, куда переедут жители старого дома.

Это повышение ответственности за выполнение обязательств, — считает Константин Цицин. — Мы с министерством строительства придумали такую нагрузку для регионов, но я уверяю, что это будет лишний повод для всех нас понять, в какие условия переезжают граждане. Сами переселенцы в хорошем смысле будут подстегивать строителей выполнять обязательства так, как это необходимо.

Практически в каждом регионе предлагаются различные пути выхода для решения вопроса по переселению из аварийного жилья.

Правительство Сахалинской области пытается улучшить существующую ситуацию и наладить эффективный контроль.

Обеспечение выполнения обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и признанных в установленном порядке непригодными для проживания, — одна из основных задач государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на20 годы» (далее — Программа).

Постановлением Правительства Сахалинской области от 08.05.2013 N 230 (ред. от 19.09.2014) утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в17 годах». Как отмечено в первом разделе региональной программы, одним из приоритетных направлений жилищной политики в Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не соответствующих установленным санитарным и техническим требованиям. В настоящее время дефицит жилых помещений в Сахалинской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания нормативным требованиям.

Многоквартирные аварийные жилые дома площадью,00 кв. метра, расположенные на территории 16 муниципальных образований, планируется расселить до 1 сентября 2017 года за счет средств областного и местного бюджетов без участия средств финансовой поддержки государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин на совещании, посвященном развитию областного центра, отметил, что в городе Южно-Сахалинске в безусловном порядке должен быть выполнен план по переселению людей из аварийного жилищного фонда на 2015 год.

Кроме того, в текущем году для переселенцев из аварийного фонда в городском округе предусматривается построить 36 тыс. кв. м жилья из общего объема 109 тыс. кв. м.

По мнению губернатора, у Сахалинской области есть возможности для досрочного выполнения Указа Президента РФ о переселении людей из аварийного жилфонда.

Александр Хорошавин поручил выполнить поставленную Владимиром Путиным задачу к началу 2017 года, а, по возможности, даже к концу 2016-го, о чем заявил в ходе совещания, посвященного адаптации строительной отрасли Сахалинской области к новым условиям финансово-хозяйственной деятельности: «Одной из важнейших задач для нас является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда. За последние пять лет его количество на территории островного региона сокращено с 13 до 8%. Если говорить в абсолютных цифрах, то мы ввели в строй порядка 1 млн. 200 тыс.кв.м. жилья. Это в среднем более 22 тысяч квартир. Закрыть вопрос аварийного жилфонда по Указу Президента РФ мы должны к сентябрю 2017 года. Я поставил задачу сделать это чуть раньше — к началу 2017 года или даже к концу 2016-го. Считаю, что для этого у нас есть все возможности».

Соответствующая работа будет продолжена и после этого срока. Так как еще около 300 тысяч кв. метров жилья на Сахалине и Курилах также признано аварийным после 1 января 2012 года. Министерство строительства РФ подготовило проект федерального закона о порядке ликвидации этого аварийного жилфонда. Региональные власти рассчитывают завершить работу в данном направлении до 2020 года.

Вместе с тем, согласно официальным данным, размещенным на сайте Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (http://fondgkh.ru.), по состоянию на январь 2015 года, за отчетный период годы, переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Сахалинской области отстает от графика более чем на 3 месяца, так как площадь аварийных домов (8.62 тыс.кв.м.), составляет более 10% от площади всех аварийных домов, расселяемых в отчетном периоде гг. (17.57 тыс.кв.м.).

В разделе «Переселение граждан Сахалинской области» указано, что в список «Сахалинская область» включеноаварийных дома, площадью 305.16 тыс.кв.м. в том числе:

Требует расселения в годах:

· с участием средств Фонда 269.66 тыс.кв.м.

· без участия средств Фонда 11.90 тыс.кв.м.

· пустующие жилые помещения,

не требующие расселения 23.61 тыс.кв.м.

· На контроле по распоряжению

Правительства РФ №.96 тыс.кв.м.

Текущая ситуация:

· по 67 домам расселение отстает от графика более 3 месяцев (8.62 тыс.кв.м)

· по 2 домам расселение отстает от графика до 3 месяцев (0.61 тыс.кв.м)

· по 2 домам расселение идет по графику

· по 63 домам завершено расселение в этап годов (8.34 тыс.кв.м)

· по 155 домам необходимо уточнить данные.

· подомам расселение не начиналось (205.51 тыс.кв.м)

Безусловно, приведенные данные подлежат корректировкам, вместе с тем, считаю, что такой контроль поможет нашей области в решении многих проблем, связанных с переселением жителей из аварийного жилья.

В прошедшем периоде в аппарат Уполномоченного обращались жители области с заявлениями о нарушении жилищных прав в части непринятия своевременных мер по переселению из аварийного жилья. Каждый такой случай находится на особом контроле у Уполномоченного. Однако проведенные проверки показали, что только одно обращение было связано с бездействием администрации города Южно-Сахалинска. В остальных случаях, «переселенцы» отказывались от предлагаемых администрацией вариантов, хотя последние отвечали санитарным и техническим требованиям. Безусловно, граждане вправе иметь выбор при переселении из аварийных домов, и никто не вправе лишать их этого права. Вместе с тем, когда заявитель указывает, что температура в аварийном жилье ниже установленной нормы, а «…потолок вот-вот рухнет…», усилия администрации по представлению жилых помещений, пусть и не всегда устраивающих по отдельным параметрам, не может свидетельствовать о бездействии органа местного самоуправления. Другое дело, если проживание в жилом помещении представляет угрозу для жизни и здоровья людей, а соответствующие органы разводят руками и ссылаются на недостаточность средств для приобретения жилья, Но таких обращений в минувшем году не поступало.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Э.А.Памфилова уверенна, что «…нельзя судить о ситуации с правами человека по количеству жалоб, которые поступают к омбудсменам, поскольку в силу множества факторов, некоторые острейшие вопросы до уполномоченных просто не доходят».

Между тем, искренне надеюсь, что проблема аварийного и ветхого жилья в ближайшие годы будет решена. В этой связи необходимо, в первую очередь, совершенствование нормативно-правового регулирования (отсутствие понятия «ветхости» жилого помещения; отсутствие жестких сроков расселения при угрозе аварийности или ветхости дома по факту обращения граждан).

Только с помощью единого подхода, который будет заключаться в совершенствовании нормативной базы, в росте объемов и темпов строительства жилья, снижении ставки для ипотечного кредитования, можно будет решить существующие проблемы.

Источник: http://mydocx.ru/.html

Проблема ветхого и аварийного жилья в современной России

Поддержание в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда — неотложная задача, решение которой немаловажно и просто необходимо.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище. Особенно необходима поддержка со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, когда жилое помещение становится непригодным для проживания. В таких условиях органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов несмотря на то, что программы государственного жилищного строительства в большей части свернуты. Эта обязанность возникает потому, что граждане оказываются в сложной ситуации, когда дальнейшее проживание в неисправном жилом помещении становится невозможным, поскольку возникает угроза причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу, а решить сразу жилищную проблему зачастую граждане не в состоянии. В частности, речь идет о гражданах, которым ранее занимаемое ими жилое помещение предоставлялось на условиях социального найма. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), и т.д. находящиеся в ветхом или в аварийном состоянии, либо в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно­коммунальному хозяйству.

Так, например, в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно­коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. № 10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней, и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Ветхим признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик. Большое количество ветхого и аварийного жилья (в Российской Федерации около 91 млн кв. м ветхого и более 11 млн кв.м аварийного жилья) – тяжелое наследие советского прошлого и результат государственной социально­экономической политики последних 20 лет. Одним из существенных аспектов данной проблемы является организация учета ветхого и аварийного жилья. Похоже, что такой учет не очень хорошо налажен как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам в частности.

Например, по сведениям, сообщенным СМИ заместителем генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ В. Талалыкиным, по данным на март 2009 года, общий объем жилья в России составляет 2 млрд квадратных метров, объем аварийного жилья составляет 15 миллионов квадратных метров (0,75%). Однако, по данным Росстроя, в 2010 году это соотношение составляет 14%., т. е. 280 миллионов квадратных метров. Как было сказано выше, по информации, содержащейся в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г., общий объем жилищного фонда России составляет 3 млрд кв. м, объем ветхого жилья составляет 93 млн кв. м., из них аварийное жилье – 11,2 млн кв.м. В Новой газете (2010. 27 апр.) сообщалось, что за 1992–2008 годы площадь ветхого и аварийного жилья в России в течение 16 лет утроилась и достигла уже 99,5 млн кв. м. По разным экспертным оценкам, в ветхом и аварийном жилье проживают от 2 до 5 млн человек. Площадь ветхого и аварийного жилья, по утверждениям сотрудников федерального фонда реформирования ЖКХ, к общему объему жилого фонда составляет около 3%.

Обращение к статистическим данным позволяет объективно оценить масштабы ветхости и аварийности жилья в России как в динамике за несколько лет, так и на современном этапе развития. Российская статистика содержит разные показатели, характеризующие состояние жилищного фонда, динамику его выбывания и прироста. При этом особое значение имеет соотношение аварийности и ветхости жилья с новостроящимися домами. Согласно статистике здания стареют быстрее, чем возводятся новые.[16]

Ветхий и аварийный жилищный фонд по данным Федеральной службы государственной статистики (см. Таблица 1).

Таблица 1

Ветхий и аварийный жилищный фонд(на конец года; общая площадь жилых помещений)

Источник: http://cyberpedia.su/9xa3ae.html

Расселение жилья: решение проблемы ветхого и аварийного жилого фонда

Одной из приоритетных задач жилищно-коммунальной реформы является расселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. Наличие подобного жилья не только портит внешний вид городов и поселений страны, но и угрожает безопасности и комфортности проживания, что в свою очередь вызывает социальную напряженность в обществе.

В 2008 году государство выделило дополнительные субсидии в размере 50 млрд. рублей субъектам России для приобретения жилья с целью расселения аварийного фонда. Для решения этой проблемы создан Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ), при помощи которого реализуется программа по расселению из ветхого и аварийного жилья.

Основные причины увеличения подлежащего расселению жилья

На сегодняшний день в России объем ветхого и аварийного жилья составляет примерно миллиард квадратных метров. Еще надо учитывать, что некоторые жилые объекты не классифицируются местными чиновниками как ветхие или аварийные только потому, что после принятия такого решения необходимо проводить расселение жилья, для чего требуются дополнительные средства.

Основная причина сложившейся ситуации видится в том, что в течение двух последних десятилетий не осуществлялся капитальный ремонт и не проводились необходимые мероприятия по содержанию жилья. Помимо этого, с введением в действие Жилищного кодекса РФ на собственников жилых помещений стала возлагаться обязанность не только по их ремонту и содержанию, но и по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов (более подробно см. статью «Кто оплатит капитальный ремонт многоквартирных домов?»).

Однако для большинства россиян, проживающих в ветхих и аварийных домах, решать эти проблемы самостоятельно оказалось непосильной ношей. Также следует отметить, что рост объемов ветхих и аварийных домов — это прямое следствие отсутствия доступного жилья. Ситуация определяется низкими темпами жилищного строительства, которые не позволяют насытить рынок доступными по цене квартирами, и расселить непригодное жилье.

Решение проблемы расселения жилья

Из-за кризисного спада в строительстве площадь ветхого и аварийного жилья в стране только увеличивается. Более того, количество подобного жилья на территории РФ растет катастрофическими темпами, и через несколько лет может начаться его обрушение. Растущие квадраты непригодного жилья в России — один из основных показателей низкого благосостояния основной массы населения страны, свидетельство нарастающей бедности, правда, связанной не с уровнем доходов, а с условиями проживания.

Обеспечить квартирами экономкласса социально незащищенные слои населения, которые как раз и живут в ветхих и аварийных домах, коммуналках и бараках, невозможно пока в сферу строительства не пойдут объемные государственные вливания.

Позиция и меры государства по расселению непригодного жилья

Непосредственное участие государства в процессе ликвидации аварийного жилого фонда — необходимое условие решения проблемы расселения данного жилья. И как уже отмечалось выше, государство заняло в этом вопросе достаточно активную позицию. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны и утверждены адресные программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, которые предусматривают поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.

Эти адресные программы осуществляются по следующим основным направлениям:

  • формирование реестра ветхих и аварийных жилых домов (жилых помещений);
  • разработка схем и механизмов привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов;
  • расселение жилья и ликвидация и (или) реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания.

Однако средств на местах, как всегда, не хватает.

Возникающие трудности при решении проблемы расселения жилья

Зачастую при расселении ветхого и аварийного жилья, занимаемого по договору социального найма, возникают неоднозначные решения по поводу площади предоставляемого жилого помещения.

Одни чиновники руководствуются тем, что при признании непригодным для проживания жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, выселение из него производится с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, площадь которого зависит от того, состоят ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий выселяемые или нет. В одном случае, размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилья на одного человека (статья 50 ЖК РФ), а в другом — исходя из размера того помещения, которое ранее занимал выселяемый (статья 89 ЖК РФ). При этом в каждом муниципальном образовании установлены свои нормы предоставления жилья по договору социальному найму.

Действия других чиновников базируются на том, что статья 89 ЖКРФ является специальной нормой и поэтому вне зависимости от принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях нанимателю и членам его семьи предоставляется другое жилое помещение, равное по площади ранее занимаемому. В то же время сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за теми гражданами, которым предоставлено другое жилое помещение, при условии, что не отпали основания для пребывания их на таком учете (статья 56 ЖК РФ).

Причем таких спорных юридических моментов, возникающих при расселении непригодного жилья достаточно. И многое здесь зависит от трактовки законов местными властями.

Но это касается проживающих в непригодном жилье по договору социального найма. А вот собственникам жилых помещений должно предоставляться равноценное жилое помещение. Исходя из норм Жилищного кодекса, расселение жилья должно происходить в пределах границ населенного пункта.

Проблему расселения жилья можно решить, наращивая объемы жилищного строительства, а разрыв между комфортностью и доступностью можно сократить, увеличивая количество предложений на рынке. Однако такая тенденция дифференциации жилья в зависимости от уровня доходов населения только зарождается в крупных городах. А пока можно констатировать, что программа расселения граждан РФ из аварийного жилья явно отстает от графика.

Источник: http://www.realtypress.ru/article/article_1116.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн