Правовой режим оффшорных зон

Правовое регулирование оффшорных зон по российскому законодательству Бесплатная юридическая консультация: Сегодня оффшоры зачастую рассматриваются как возможность «убежать» от юрисдикции государства..

Правовое регулирование оффшорных зон по российскому законодательству


Бесплатная юридическая консультация:

Сегодня оффшоры зачастую рассматриваются как возможность «убежать» от юрисдикции государства. В действительности это понятие связано со свободой выбора места ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях рыночной экономики.

Оглавление:

Правовое регулирование оффшоров в российском законодательстве соответствует именно такому пониманию современных условий осуществления предпринимательской деятельности, хотя оно и не лишено недостатков. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассматривая оффшорные зоны как форму предпринимательства, устанавливает контроль государства в лице антимонопольного органа, чтобы не допустить злоупотребление правом со стороны предпринимателя. Так, в соответствии со ст. 32 Закона лица, предоставляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю, обязаны также предоставить документы и сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями. Это требование касается и юридических лиц, учрежденных в оффшорной зоне, т.е. в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие или предоставление информации о юридическом лице. Широкое понимание оффшорной зоны, вытекающее из приведенной статьи, относится ко всем иностранным юридическим лицам, которые учреждены в стране с более благоприятным инвестиционным климатом. Появление понятия «оффшорная зона» связано с существованием собственно юридического лица как правовой конструкции или правового института и свойственного этой конструкции признака ограниченной (в пределах суммы уставного капитала) юридической ответственности. Правовая форма организации бизнеса — частная компания по английскому праву или компания с ограниченной ответственностью (акционерное общество) по праву континентальной Европы — предоставляет участникам компании преимущество ограниченной ответственности (например, акционера) в случае несостоятельности компании: банкротство юридического лица не связано с банкротством физического лица, участвующего в нем. оффшоры извлекают из этого преимущества материальную выгоду, позволяя физическим лицам оставаться в тени, т.е. сохранять анонимность. Анонимные владельцы оффшорных компаний приобретают имущество, совершают сделки, заявляют иски в устрашение контрагента и способны «исчезать», когда возникает угроза банкротства. Проблема оффшоров осложняется тем, что ни Мировой Банк, ни Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не являются сторонниками борьбы против корпоративного способа организации бизнеса. Поэтому на оффшорные компании следует распространить такой режим деятельности, который обеспечивал бы прозрачность их операций и ответственность лиц, их совершающих. В настоящее время установление правовой связи между юридическим лицом и национальным правопорядком, в рамках которого создается юридическое лицо, осуществляется через критерий национальности юридического лица, под которым понимают привязанность юридического лица к определенному государству и его правопорядку. В одних странах национальность юридического лица определяется по критерию места учреждения компании, в других — по критерию его места нахождения, причем это не только место нахождения органов управления компании, но и место ее основной деятельности. Соответственно, контроль за должным поведением иностранного юридического лица устанавливается в государстве, где юридическое лицо либо учреждено, либо осуществляет свою деятельность. В российском законодательстве национальность юридического лица определяется по месту его учреждения. Это позволяет предпринимателю выбирать юрисдикцию, в рамках которой условия деятельности являются более благоприятными, в том числе и с точки зрения осуществления контроля за его деятельностью. Следует отметить, что в современной практике использование в различных странах разных подходов к определению национальности юридического лица приводит к возникновению проблем правового регулирования иностранных юридических лиц, связанных с их перемещением. Речь идет об установлении в отдельных государствах контроля за деятельностью иностранных юридических лиц, например путем введения требования регистрации филиалов юридических лиц. Требование минимального размера капитала в странах, где государственная принадлежность компании определяется по месту ее нахождения, стало рассматриваться как избыточное в странах, где государственная принадлежность юридического лица определяется по месту его регистрации. Предприниматели выступали против такого требования, ссылаясь на нарушение принципа свободы учреждения, который закреплен в учредительных документах Европейского союза (ст. 48 Римского договора): нельзя препятствовать свободе выбора предпринимателем юрисдикции для осуществления своей деятельности. Свобода выбора юрисдикции другого государства позволяет предпринимателю пользоваться режимом, предусмотренным для иностранного юридического лица, включая определенные льготы и преимущества, предоставляемые в целях привлечения иностранных инвестиций. Практика переноса места нахождения компании в Европе, получившая название «Синдром Делавера», заключается в поиске более благоприятной правовой среды для предпринимательской деятельности. оффшорные зоны — это не только территории, определяемые государственными органами для выполнения своих задач (Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н утвержден Перечень 42 оффшорных зон, в которых существует опасность уклонения от налогообложения), но и явление, связанное с выбором юрисдикций с благоприятным правовым регулированием инвестиций, с созданием комфортных, а значит, привлекательных условий для начала предпринимательской деятельности.

Примечание. «Синдром Делавера» в судебной практике представлен решениями ЕСПЧ по ряду дел, в том числе решением по делу «Centros» и «Ueberseeing». В деле «Centros» отказ в регистрации филиала иностранного юридического лица в Дании обосновывался тем, что компания, учрежденная в Англии датской супружеской парой, не предполагала ведение в Великобритании хозяйственной деятельности, а была создана лишь для открытия филиала в Дании, это позволяло избежать исполнения требования датского закона о минимальном размере уставного капитала.

«Синдром Делавера» свидетельствует также и о распространении мер, направленных на защиту национальных экономических интересов. Например, требование датского законодательства о регистрации филиала компании, учрежденной в Великобритании, было вызвано необходимостью проконтролировать наличие обязательного для предпринимательской деятельности уставного капитала и защитить интересы местного населения, где филиал предполагал вести основную деятельность. Требование минимального уставного капитала к иностранной компании, которая предполагает осуществлять основную деятельность этой компании в стране, может быть реализовано через установление аналогичного требования к филиалу этого юридического лица, учрежденного за границей. Конкуренция юрисдикций в привлечении иностранного капитала приводит к тому, что в перечень коллизионных критериев, используемых при определении государственной принадлежности, или личного статута компании, вносятся уточнения. Нормы гражданских кодексов о правовом положении иностранных компаний пересматриваются в сторону расширения критериев, применяемых при определении личного статута иностранной компании и ее правового режима. С помощью коллизионных норм международного частного права получает реализацию политика государства, направленная на защиту прав граждан и юридических лиц, совершающих сделки с иностранной компанией. В современных законах о международном частном праве, если при определении национальности компании применяется критерий инкорпорации (как правило, характерный для стран общего права), в части применения режима деятельности указывается также и критерий местонахождения компании, который распространен в странах континентального права. Так, согласно Закону Италии от 31 мая 1995 г. N 218 «Реформа итальянской системы международного частного права» общества, товарищества, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования, даже если они не обладают характером юридического лица, регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения. Однако в случае, когда орган управления таких образований находится в Италии или когда основная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право.

Регламентировать деятельность иностранных компаний, в том числе и тех, которые находятся в оффшорных зонах, помогает критерий контроля при определении режима деятельности иностранной компании в той или иной стране. В результате его применения появляются так называемые псевдоиностранные компании, т.е. по форме национальные, но по существу, в силу присутствия иностранного контроля, иностранные. В Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» сформулировано определение понятия «контроль»: возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции, участия в совете директоров и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким обществом договора об осуществлении в отношении его функций управляющего или подобного соглашения распоряжаться прямо или косвенно двадцатью пятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества. Введение в законодательное регулирование иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, критерия контроля позволяет обеспечить прозрачность сделок, совершаемых этими компаниями на территории Российской Федерации. Сделки по установлению контроля признаются действительными при условии согласования их с антимонопольными органами. Эффективными мерами в борьбе с негативными последствиями существования оффшоров следует признать распространение норм национального законодательства на иностранную компанию, что дает возможность получить необходимую информацию о действиях иностранной, в том числе оффшорной, компании. Этой же цели служит требование регистрации филиала в случае перемещения компании. В названном Законе Италии предусмотрено, что перенос зарегистрированного места нахождения правового образования в другое государство или слияние правовых образований, имеющих зарегистрированные места нахождения в различных государствах, возможны лишь при соблюдении законодательства указанных заинтересованных государств. В США получила распространение практика экстерриториального действия отдельных законов. Таким свойством обладают американское антитрестовское законодательство, согласно которому допускается проведение расследований в отношении действий, совершенных американскими или иностранными компаниями за рубежом, если эти действия оказывают негативное влияние на рынок США (Antitrust Enforcement Guidelines for International Operations. US Department of Justice and Federal Trade Commission. April 1995), а также некоторые американские законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. В Великобритании Закон о противодействии коррупции 2010 г. применяется в отношении физических и юридических лиц, которые имеют тесную связь с этим государством. Экстерриториальное действие национального законодательства позволяет вывести из тени участников оффшорных компаний.


Бесплатная юридическая консультация:

В целях борьбы со злоупотреблениями компаниями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, правом выбирать своим местом учреждения оффшорную зону были сформулированы предложения о внесении ряда изменений в ГК РФ. Так, в п. 8 ст. 51 предлагается предусмотреть обязанность оффшорных компаний предоставлять достоверную информацию о своих учредителях, участниках и выгодоприобретателях; в п. 6 ст. 53.1 — установить солидарную ответственность лиц, выступающих от имени юридического лица, по обязательствам, возникшим с момента возникновения обязанности предоставлять такую информацию; в п. 4 ст.закрепить правило о применимом праве: если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет деятельность преимущественно на территории Российской Федерации, то к требованиям об ответственности юридического лица, его учредителей, участников, других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого лица указания или иным образом определять его действия, применяется российское право либо, по выбору кредитора, личный закон такого юридического лица.

Указанная норма должна быть подкреплена требованиями, содержащимися в российском законодательстве, которые гарантировали бы защиту интересов российских граждан, в том числе требованиями относительно предоставления информации об учредителях, участниках и лицах, принимающих решения в предпринимательских организациях, минимального размера капитала. Злоупотребления, совершаемые оффшорными компаниями, могут быть предотвращены путем совершенствования законодательства об инвестициях. Заинтересованность российского предпринимателя в оффшорной зоне вызвана в большинстве случаев тем, что он не получает надежную правовую защиту со стороны государства при осуществлении инвестиций. Россия до сих пор не является участником системы мер по защите частных инвестиций, созданной Мировым Банком. Подписанная Россией в 1992 г. Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств до сих пор не ратифицирована, хотя к ней отсылают двусторонние соглашения о защите инвестиций, заключенные Россией, и законодательство РФ (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»). Участие России в международно-правовых средствах защиты прав инвестора уменьшило бы объем незаконных операций, осуществляемых через оффшорные зоны, позволило бы государству обращаться к процедурам международного инвестиционного арбитража (ИКСИД).

Источник: http://www.pnalog.ru/material/offschornye-zony-pravo

Правовой режим оффшорных зон

«Оффшорная зона» — небольшое государство, предлагающая зарегистрированному в ее юрисдикции зарубежному бизнесу налоговые льготы. Оффшорная зона может быть небольшой страной-островом, континетальным государством или его частью. К оффшорным зонам относятся: Великобритания, Бермудские и Каймановы острова, Мадагаскар и Новая Зеландия и др. Есть такие зоны и в Российской Федерации, например, оффшорная зона Калмыкия, Калининград, Алтай.

Сегодня оффшоры зачастую рассматриваются как возможность «убежать» от юрисдикции государства. В действительности это понятие связано со свободой выбора места ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях рыночной экономики. Правовое регулирование оффшоров в российском законодательстве соответствует именно такому пониманию современных условий осуществления предпринимательской деятельности.


Бесплатная юридическая консультация:

ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассматривая оффшорные зоны как форму предпринимательства, устанавливает контроль государства в лице антимонопольного органа, чтобы не допустить злоупотребление правом со стороны предпринимателя.

Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий. Наибольшее распространение получили свободные таможенные зоны, промышленные зоны и технологические парки и технополисы. Любая экономическая зона, независимо от места ее расположения и цели ее создания, остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В России правовое положение таких зон определяется специальными положениями о них, а также Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании 1992 г., Законом о рынке ценных бумаг 1996 г. и иными законодательными актами.

Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке.


Бесплатная юридическая консультация:

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

— упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в СЭЗ;

— льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль;

— пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;

— особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;


Бесплатная юридическая консультация:

— упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый

Примеры Британские Виргинские острова.

Оффшорная компания, зарегистрированная на этой территории, должна иметь зарегистрированный офис и агента оффшорной компании. Наличие секретаря фирмы не требуется. У компании должен быть, как минимум, один владелец и один директор. Отчетность перед гос. органами не предусмотрена. Оффшорные компании имеют право выпуска акций на предъявителя, законодательством БВО предусмотрен упрощенный порядок проведения общего собрания акционеров и заседания Совета Директоров. Оформление выпуска именных акций при регистрации компании на БВО занимает меньше часа.

Все создаваемые на этой территории компании получают освобождение от уплаты налога на прибыль сроком на 25 лет.

Источник: http://lektsii.org/.html


Бесплатная юридическая консультация:

Правовой режим оффшорных зон.

Оффшорная зона — территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства.

Местная администрация оффшорных зон регулярно получает доходы от регистрационных сборов, ежегодных пошлин и платежей, местных налогов, пусть и взимаемых по льготным ставкам. Причем доходы эти растут пропорционально увеличению числа создаваемых кампаний. Местное население получает возможность работать в офисах иностранных фирм, в службах связи, гостиницах, на транспортных предприятиях и т.д. Для дополнительного стимулирования иностранных инвесторов на территориях ряда оффшорных стран созданы еще и свободные экслортные зоны.

Принципиальным моментом является то, что оффшорный режим вводится именно для привлечения иностранных инвестиций. Поэтому, как правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных компаний, и параллельно принимаются меры для изоляции оффшорного бизнеса от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятся именно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый им капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля.

Выгоды от регистрации компании в оффшорной зоне заключаются в следующем:

1) регистрация осуществляется в короткий срок за относительно небольшую плату (50-70$)


Бесплатная юридическая консультация:

2) в соответствии с законами оффшорных территорий их власти не предоставляют информацию о деятельности зарегистрированных в них компаний (т.е. имеет место режим полной конфиденциальности)

3) оффшорные компании не облагаются налогами в месте их регистрации, т.к. они не ведут хозяйственной деятельности (это им запрещено).

В России попытка создания классических оффшорных зон была предпринята ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия» 1996 года (в редакции 2004 года).

Согласно закону нерезиденты могут регистрировать в этом центре компании международного бизнеса в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Данные компании не могут осуществлять свою деятельность на территории России. При этом российские лица, резиденты не вправе выступать участниками (учредителями) этих компаний.

Гарантии защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года.

Бесплатная юридическая консультация:

Согласно данной конвенции иностранный инвестор вправе застраховать свои инвестиции в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ). Страхование производится отследующих некоммерческих рисков:

· утрата инвестиций в результате войны или гражданских беспорядков

· утрата инвестиций в результате национализации

· утрата инвестиций в результате нарушения договора со стороны принимающего государства (речь идёт о концессионных соглашениях)

· невозможность конвертации валюты (когда государство запрещает конвертировать местную валюту в иную свободно конвертируемую валюту).


Бесплатная юридическая консультация:

Конвенция устанавливает условия для страхования:

1) по отношению к принимающему государству инвестор должен быть иностранным лицом

2) принимающие государства и государство, из которого происходит инвестор, должны участвовать в конвенции

3) принимающим государством может быть только развивающаяся страна

Список этих стран является приложением к конвенции. Россия в этом списке не значится, хотя РФ участвует в конвенции.


Бесплатная юридическая консультация:

При наступлении страхового случая агентство выплачивает иностранному инвестору компенсацию, а к агентству переходит право требования инвестора к принимающему государству.

Т.о., частно-правовой спор между инвестором и принимающим государством трансформируется впублично-правовой спор между агентством ипринимающим государством.

Размер страхового возмещения зависит от условий договора государства с МАГИ.

Инвестиционные споры. Порядок их разрешения по вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года.

Россия подписала эту конвенцию в 1995 году, но не ратифицировала. Согласно данной конвенции вес инвестиционные споры между государством и инвестором должны разрешаться не государственными судами, а вМеждународном центре по урегулированию инвестиционных споров, который создан при Международном банке реконструкции и развития (МБРР).


Бесплатная юридическая консультация:

Для рассмотрения спора в данном Центренеобходимо 2 условии:

1) государство, из которого происходит инвестор, и принимающее государство должны быть участниками конвенции

2) между инвестором и принимающим государством должно быть заключено соглашение о рассмотрении спора вЦентре.

Спор рассматривается в 2 этапа. На первом этапе создаётся примирительная комиссия, которая принимает меры к дружественному урегулированию споров. Если эти меры не увенчались успехом, то на втором этапе при Центре образуется арбитраж, который разрешает спор.

Если стороны не договорились о порядке формирования арбитража, то первого арбитра назначает государство, второго — инвестор, после чего оба эти арбитра выбирают третьего арбитра — председательствующего.


Бесплатная юридическая консультация:

Стороны вправе избирать применимое право к спору. Если они не изберут применимое право, то применяется право государства-участника спора.

Арбитраж вправе с согласия сторон рассмотреть спор на основе справедливости.

Решение арбитража окончательно и обжалованию не подлежит.

В случае необходимости в исполнении решения арбитража могут участвовать также другие государства-участники конвенции.

Для разрешения спора Конвенция предусматривает 2 вида процедур:


Бесплатная юридическая консультация:

v примирительная– для ее проведения формируется примирительная комиссия, которая состоит из любого нечетного числа примирителей, которые назначаются по соглашению сторон. Комиссия осуществляет примирительные процедуры, суть которых в том, чтобы выяснить предмет спора между сторонами и добиться соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях комиссия вправе рекомендовать сторонам условия урегулирования спора. Стороны обязаны сотрудничать с комиссией и максимально учитывать ее рекомендации.

Результаты ИКСИД отображаются в протоколе и носят рекомендательный характер.

v арбитражная – для ее проведения формируется АС, который состоит из любого нечетного количества арбитров, назначаемых по соглашению сторон. Если стороны не пришли к согласию, то суд формируется в составе 3-х арбитров. При этом, каждая из сторон назначает по 1 арбитру, а 3-го арбитра назначает Генсек ИКСИД. Данный 3-й арбитр – председательствующий.

АС разрешает инвестиционный спор в соответствии с такими нормами права, которые м.б. согласованы сторонами. При отсутствии соглашения о применимом праве суд применяет право государства, являющегося стороной спора. Суд вправе применить соответствующие нормы МП.

Суд принимает решение простым большинством голосов. Решение составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Решение м.б. пересмотрено только в случае выявления ранее неизвестного факта, который существенно влияет на решение суда. Факт д.б. неизвестен суду и заявителю.


Бесплатная юридическая консультация:

Каждое государство-участник должно признавать арбитражное решение, вынесенное в качестве обязательного.

Также такое государство обязано выполнять финансовые обязательства, как если бы это было окончательное решение суда данного государства.

В целом в наст. время ИКСИД – наиболее авторитетный орган по рассмотрению инвестиционных споров.

Источник: http://poisk-ru.ru/s1141t1.html

5. Правовой режим свободных экономических и оффшорных зон

Свободная экономическая зона – это собирательное понятие.


Бесплатная юридическая консультация:

Обычно под свободной экономической зоной понимается территория государства, на которой действует льготный режим хозяйственной деятельности для отечественных и иностранных инвесторов.

Льготы, которые предоставляются иностранным инвесторам, обычно включают в себя:

1) пониженные ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин либо полное освобождение от уплаты таможенных платежей

2) упрощённый порядок регистрации компаний с иностранными инвестициями

3) упрощённый порядок въезда и выезда иностранных граждан.


Бесплатная юридическая консультация:

Свободная экономическая зона создаётся, как правило, на основе национального закона. Такие законы приняты в США, Великобритании, странах Европейского Союза, Южной Корее. Особое распространение свободные экономические зоны получили в практике Китая.

В России создание свободных экономических зон началось примерно с начала 90-х годов (после принятия закона СССР «Об иностранных инвестициях»).

Первоначально статус свободной экономической зоны предоставлялся целым административно-территориальным образованиям (т.е. отдельный край или область объявлялись территориями со свободными экономическими зонами).

Но такая практика претерпела изменения с 1993 года, когда был принят закон «О таможенном тарифе» и был взят курс на создание небольших, компактных свободных экономических зон.

Свободная экономическая зона требует больших затрат на обустройство соответствующей территории.


Бесплатная юридическая консультация:

В Российской Федерации отсутствует ФЗ, который бы регламентировал статус свободной экономической зоны. Поэтому одни свободные экономические зоны учреждаются отдельными федеральными законами (например: ФЗ «О свободной экономической зоне в Калининградской области» 1996 года), другие – постановлениями Правительства РФ (например: постановление Правительства РФ «О создании свободной экономической зоны в городе Находка (Приморский край)»).

С начала 90-х гг. было принято более 50 нормативных актов о создании более чем 50 свободных экономических зон в России. Однако реально к свободным экономическим зонам можно отнести только две:

1) свободная экономическая зона «Янтарь» (Калининградская область)

2) свободная экономическая зона в городе Находка (Приморский край).

В процессе функционирования свободных экономических зон допускались большие злоупотребления (предприятия лишь регистрировались в свободной экономической зоне, но реально свою деятельность там не осуществляли, а лишь пользовались льготным налогообложением).


Бесплатная юридическая консультация:

Смысл существования предприятия в свободной экономической зоне – это не только регистрация, но и реальное осуществление там своей деятельности.

По существу большинство свободных экономических зон в Российской Федерации являлись и являются внутренними оффшорными зонами.

В соответствии с классической моделью оффшорной зоны предприятия, которые там регистрируются, не имеют права осуществлять в этой зоне хозяйственную деятельность, а могут лишь содержать свой офис.

Смысл существования оффшорной зоны заключается в том, чтобы регистрировать как можно больше предприятий, т.к. оффшорная зона живёт в основном за счёт доходов от регистрационных платежей.

Иностранные лица, регистрируя свои предприятия в оффшорной зоне, получают подконтрольные им компании, которые имеют иностранный статус. С такой иностранной компанией можно заключать различные договоры (как правило, с целью ухода от местного налогообложения).

Например: юридическое лицо создаёт в оффшорной зоне страховую компанию, а затем страхует в ней своё имущество (включая и то, которое не нуждается в страховании). Затем в качестве страховых платежей за границу переводятся суммы денежных средств, которые изымаются из-под местного налогообложения. Затем можно со страховой компанией заключить кредитный договор, по которому получить обратно переведённые средства. При этом суммы процента за полученный кредит также переводятся за границу и изымаются из-под местного налогообложения.


Бесплатная юридическая консультация:

Выгоды от регистрации компании в оффшорной зоне заключаются в следующем:

1) регистрация осуществляется в короткий срок за относительно небольшую плату (50 – 70 $)

2) в соответствии с законами оффшорных территорий их власти не предоставляют информацию о деятельности зарегистрированных в них компаний (т.е. имеет место режим полной конфиденциальности)

3) оффшорные компании не облагаются налогами в месте их регистрации, т.к. они не ведут хозяйственной деятельности (это им запрещено).

В России попытка создания классических оффшорных зон была предпринята ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия» 1996 года (в редакции 2004 года).


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно закону нерезиденты могут регистрировать в этом центре компании международного бизнеса в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Данные компании не могут осуществлять свою деятельность на территории России. При этом российские лица, резиденты не вправе выступать участниками (учредителями) этих компаний.

В Российской Федерации отсутствует специальное законодательство, регулирующее оффшорный бизнес. Косвенно данные вопросы регулируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года.

Согласно данному закону приобретение резидентами у нерезидентов долей, паёв, вкладов в имуществе юридического лица осуществляется только через специальные счета, открытые уполномоченными банками.

При этом необходимо обязательное резервирование суммы валютной операции (резервирование – это внесение суммы валютной операции в свой уполномоченный банк, который зачисляет указанную сумму на счёт в Центральном Банке РФ).

Правовой режим внешнеэкономических сделок

1. Понятие и признаки внешнеэкономической сделки

2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок

3. Статуты внешнеэкономической сделки

4. Императивные нормы законодательства о внешнеэкономических сделках

5. Применение международных торговых обычаев и обыкновений к внешнеэкономическим сделкам

Источник: http://studfiles.net/preview//page:23/

Правовой статус оффшорных зон.

Это государство или его часть, в пределах которой для компаний – нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. В оффшорной зоне упрощен и ускорен процесс регистрации нерезидентов, причем при регистрации уплачивается, как правило, незначительный сбор. В оффшорных зонах по заниженным ставкам уплачиваются налоги с прибыли. Гарантируется конфиденциальность деятельности оффшорных компаний.

Они освобождены от государственного валютного контроля. В целях защиты национального бизнеса оффшорным компаниям запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью в пределах оффшорной зоны. Основные доходы складываются от сборов за регистрацию и перерегистрацию компаний. Как правило, в оффшорной зоне требуется содержание постоянных представительств (секретарские бюро).

Импортируемое для нужд компании оборудование, автомобили и материалы не облагаются таможенными пошлинами. На сегодняшний день насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний. С точки зрения классификации выделяются 3 группы оффшорных стран:

· Страны с полным отсутствием налогов, не требующие отчетности. В основном это небольшие государства 3его мира: Багамские острова, Каймановые острова, Виргинские острова. Такие зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев компаний. Контроль со стороны местных властей отсутствует.

· Оффшорные зоны повышенной респектабельности. Ирландия, Гибралтар и о. Мэн. В таких зонах от оффшорных компаний требуют финансовую отчетность и предоставляют ощутимые налоговые льготы. Контроль со стороны государства выражается в ведении реестров директоров и акционеров. Престиж компаний этих зон выше, чем у 1ой группы.

· Нельзя считать стандартными оффшорными зонами. Калининградская обл. в РФ, Республика Кипр (ранее). В этих зонах осуществляется стандартный государственный контроль за деятельностью нерезидентов, в том числе обязательное предоставление бухгалтерской отчетности. Нерезиденты полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль.

В целом, в МП не существует единого списка оффшорных зон. Работу по контролю за оффшорными зонами ведут МВФ, ЦБ различных стран мира. В РФ список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим, и при этом не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, публикуется ЦБ РФ. В соответствие с приложением к Указанию ЦБ РФ от 7.08.2003 года выделяется 3 группы оффшорных зон, в зависимости от которых устанавливаются различные требования к проведению операций и определению размера резерва по операциям. Список оффшорных зон для налоговых целей утвержден Минфина РФ от 13. 11.2007 года (41 государство). Найти информацию про одну из существующих оффшорных зон.

Виды инвестиционных соглашений:

Концессионный договор – наиболее традиционная и широко известная форма привлечения иностранных частных инвестиций в целях освоения и хозяйственной эксплуатации природных ресурсов принимающей страны (более 120 государств). В настоящее время разработано 2 международных документа, которые лежат в основе гармонизации законодательства о концессионных договорах. Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры финансируемым из частных источников, подготовлено в рамках ЮНСИТРАЛ. Базовые элементы закона о концессионных соглашениях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

Концессионный договор -одна сторона концедент предоставляет другой стороне концессионеру право пользования объектом государственной или муниципальной собственности, либо осуществления определенного вида деятельности, монополия на которую принадлежит концеденту.

В международной практике выделяются следующие типы соглашений:

a. «строительство управление передача» (BOT) – концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию определенного объекта на праве собственности в течение установленного срока, после чего объект передается в собственность государству.

b. «строительство передача управление» (ВТО) – концессионер строит объект, который передается государству в собственность сразу после завершения строительства, после этого объект передается в эксплуатацию концессионеру на определенный срок.

c. «строительство владение управление» (ВОО) – концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается.

d. «строительство владение управление передача» (ВООТ) — владение и пользование построенным объектом на праве собственности в течение определенного срока, в течение которого объект переходит в собственность государства, но при этом концессионер имеет право продолжать эксплуатацию объекта.

e. «покупка строительство (передача) управление» (ВВО) – эта форма используется исключительно для восстановления или расширения уже существующего объекта. Государство продает объект концессионеру, который осуществляет необходимую реконструкцию, возвращает объект в собственность государства, параллельно осуществляет управление объектом.

В концессионном договоре может быть предусмотрено создание специально для целей реализации проекта ЮЛ в форме АО или ООО.

Национальное законодательство базируется на ГК и ФЗ 21.07.2005 года «О концессионных соглашениях» ст. 3 содержит определение, которое включает в себя все элементы, обеспечивающие решение концессионным договором задач проектного финансирования. Согласно ФЗ по концессионному договору концессионер обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту. Кроме того, концессионер обязуется осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом на срок, установленный соглашением.

Закон особо подчеркивает, что концессионер несет обязанность инвестировать свои средства в определенный объект и деятельность. В законе определяются основные условия инвестирования. Квалифицирующим признаком концессионного договора является объект концессионного соглашения, который свидетельствует о присутствии публичного интереса в концессионном договоре. Имущество, которое может стать объектом соглашения – ст. 4 ФЗ. К нему относятся: автодороги, инженерные сооружения транспортной инфраструктуры (мосты, туннели, стоянки авто, путепроводы, пункты пропуска автотранспорта и пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств), объекты ж/д морского и воздушного транспорта, объекты электроэнергетики и коммунальной инфраструктуры, объекты социальной сферы. Объекты перечислены с максимальной детализацией, они позволяют определить те области, в которых допускается использование концессионных соглашений.

В любом случае объект концессионного соглашения только недвижимость, закрытый перечень которого установлен в ст. 4 ФЗ.

Т.о. можно определить следующие особенности предмет концессионного соглашения: объектом являются строго определенные виды недвижимого имущества, объект договора может не существовать в момент заключения соглашения, либо он может быть подвергнут существенным изменениям в ходе исполнения соглашения, в предмет входит не только владение и пользование объектом, но и его строительство либо реконструкция.

Концессионер обязан иметь в виду, что все объекты имеют специальное назначение, поэтому он обязан осуществлять деятельность по целевому использованию объекта. Концессионер оказывает услуги с использованием данного имущества.

Особый субъектный состав соглашения – концедентом может выступать только публичный субъект (РФ, субъект РФ и МО).

Ст. 10 ФЗ посвящена условиям соглашении (существенные и простые).

Существенные: обязательства концессионера по созданию и /или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также по соблюдению сроков создания и реконструкции. Обязательства концессионера, по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением. Срок действия соглашения. Состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения. Порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Обязательное указание на срок заключения с концессионером договором аренды этих земельных участков. Цели и срок использования объекта соглашения. Перечень открыт.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса. Без проведения конкурса – только если в конкурсную комиссию представлено менее 2х предложений.

Соглашение о разделе продукции.Это новая форма организации инвестиционной деятельности, используется при освоении месторождений полезных ископаемых. ФЗ 30.12.1995 года №225 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Глава 26.4 НК РФ устанавливает систему налогообложения (СНО) для таких соглашений. Это договор, в соответствие с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск разведки добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, а также на ведение связанных с этим работ. В свою очередь инвестор обязуется провести работы за свой счет и на свой риск. Соглашение должно определять все условия связанные с пользованием недр, в том числе условия и порядок раздела продукции между сторонами. Перечне участков недр, право пользование которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются специальными ФЗ.

Основания для включения в перечень:

· Обусловленная объективными факторами убыточность для государства продолжение разработки ПИ, являющихся градообразующими. В этом случае участки включаются в перечень, если разработка может обеспечить существенный объем добычи ПИ, а прекращение разработки может повлечь за собой негативные социальные последствия.

· Отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений ПИ, за счет освоения которых обеспечивается поддержание для социального развития и экономической безопасности РФ уровня добычи полезных ископаемых в целом.

· Необходимость привлечения специальных высоко затратных технологий разработки трудно извлекаемых и значительных по объему запасов ПИ

· Необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопасности и охраны недр при разработке крупных месторождений ПИ, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

· Необходимость обеспечения региона собственным топливо энергетическим сырьем и создание новых рабочих мест, в регионах, где низкая занятость.

· Наличие обязательств РФ о проведении переговоров по заключению таких соглашений.

Сторонами соглашения о разделе продукции является РФ и инвестор, от имени РФ – Правительство и ОИВ субъекта, на территории которого находится участок недр.

Со стороны инвесторов в соглашении могут выступать любые субъекты предпринимательской деятельности, в то числе не ЮЛ, объединения ЮЛ. Участники имеют солидарные права и обязанности по соглашению. Т.о. соглашение о разделе продукции в обязательном порядке заключается только между субъектами, предусмотренными законом. Главная особенность таких соглашений в том, что все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.

Раздел продукции происходит в 2 этапа:

1. Вся продукция делится на 2 части: первая поступает государству в счет выплат за пользование недрами, вторая часть – инвестору, который должен разделить ее на прибыльную и компенсационную (возмещает затраты инвестора).

2. прибыльная продукция подразделяется на валовую долю инвестора и долю государства в пропорции, определяемой соглашением. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли.

Т.о. общая доля инвестора включает; компенсационную продукцию и чистую долю в прибыли. Общая доля государства – выплаты инвестора за пользование недрами, доля государства в прибыли и налоговые поступления.

В настоящее время раздел продукции при пользовании недрами используется в боле, чем 40 странах. Он выгоден для инвестора, так как налогообложение происходит по специальным ставкам, предусмотрено освобождение от взимания НДС и акцизов при ввозе на таможенную территорию товаров и услуг в рамках соглашения и при вывозе минерального сырья – собственности иностранного инвестора. Также инвесторам гарантируется стабильность условий соглашения на весь период его действия.

Тема: Вещные права в МЧП.

1. Коллизионные вопросы собственности.

Исходным началом для разрешения большинства вопросов ПС является использование привязки закон места нахождения вещи, в соответствие с которым определяется круг и содержание вещных прав, условия их возникновения изменения прекращения и перехода. Во всех странах мира коллизионная формула места нахождения вещи признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество. В отношении движимого имущества это правило не является безусловным. Например, страны общего права (UK) к движимому имуществу используют особую группу привязок, основной из которой является – личный закон собственника.

Содержание коллизионного регулирования ПС и иных вещных прав может быть условно сведено к 2м главным положениям:

1) Если лицо правомерно приобретает за границей какую-либо вещь, то при перемещении ее в иное государство, это лицо сохраняет вещь в собственности даже в том случае, если в этом государстве подобный порядок приобретения вещи в собственность не возможен.

2) Объем правомочий собственника во всех случаях будет определяться по закону того государства, где вещь находится в настоящее время. Соответственно не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в соответствующее государство. Ст. 1217 ГК.

Генеральной коллизионной привязкой будет закон места нахождения вещи.

Структурно коллизионные нормы о ПС и иных вещных правах можно разделить на 2 группы:

· Нормы о содержании, осуществлении, защите вещных прав ст. 1205 ГК. Содержание вещных прав на недвижимое и движимое имущество, а также их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится. На основе этого же принципа определяется принадлежность имущества к движимым и недвижимым вещам. Под правом страны, в которой имущество находится, понимается право страны фактического действительного места нахождения соответствующего имущества вне зависимости от места нахождения собственника или обладателя иных вещных прав, также не имеет значения, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество. Исключением из этого правила является положение ст. 1207 ГК, в соответствие с которой к вещным правам на Т/С применяется право страны, где данные объекты зарегистрированы. Данное исключение необходимо по той причине, что к Т/С не может применяться традиционный для вещных прав коллизионный принцип, поскольку данные объекты предназначены для постоянного перемещения. Поэтому с помощью отсылки к праву страны, где эти объекты зарегистрированы, создается фикция их постоянного нахождения на территории одной страны.

· Нормы о возникновении и прекращении вещных прав. В соответствие с положением ст. 1206 ГК возникновение и прекращение прав определяется по праву страны, где имущество находилось в тот момент, когда имело место действие или иное обстоятельство послужившее основанием для возникновения и прекращения вещных прав. В РФ будут признаваться вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основе норм иностранного права. На основе норм иностранного права будет определяться правомерность возникновения вещных прав на имущество. Дополнительные правила установлены в отношении имущества, находящегося в пути. Возникновение и прекращение вещных прав на такое имущество определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено. Возникновение вещных прав в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество фактически находилось в момент окончания срока приобретательной давности.

Помимо ГК коллизионные нормы содержатся в ст. 417 КТМ, посвящена вещным правам на затонувшее имущество. Если оно затонуло во внутренних морских водах или территориальном море, то все вещные права определяются государством, где оно затонуло. Если в открытом море – по закону флага судна.

Говоря о переходе риска случайной гибели имущества, законодательство различных стран по-разному определяет момент такого перехода. В соответствие с общими принципами ПС должно совпадать с рисками гибели имущества, но момент перехода рисков определяется по праву страны, которому подчинено действие по передаче права собственности.

Отдельные коллизионные вопросы регулируются международными соглашениями: Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу ПС в международной торговле товаром 1958 года. В соответствие с конвенцией ПС регулируется не на основании принципа места нахождения вещи, а на основании права, применяемого к сделке купли-продажи. Для РФ действуют правила Минской и Кишиневской Конвенции, они совпадают с положениями ГК.

2. Применение за границей законов о национализации

Национализация – изъятие имущества в частной собственности и передача в собственность государства. В результате в государственную собственность переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализация не должна носить дискриминационного характера. Право любого государства на национализацию вытекает из принципа государственного суверенитета.

Международное публичное право признает право государства на национализацию, но оно не регулирует отношения собственности. Право государства на национализацию подтверждалось различными международным актами – Резолюции Ген.Ассамблеи ООН. Условия проведения национализации определяются внутренним правом государства, которое осуществляет национализацию.

С точки зрения МЧП важно выявить следующие черты, свойственные правовой природе национализации:

· Это социально-экономическая мера общего характера, а не наказание

· Может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит

· Каждое государство, проводящее национализацию, в праве определять, должна ли выплачиваться компенсация за национализируемую собственности, и в каком размере.

Государство как сторона в М/Д о защите инвестиций может принять на себя обязательство не осуществлять меры, направленные на национализацию иностранной собственности. Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, должны признаваться за пределами. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником имущества, которое в момент национализации находилось за границей. В настоящее время экстерриториальное действие закона не оспаривается в МЧП. Но возникают серьезные проблемы, связанные с применением закона о национализации в отношении имущества, находящегося в момент национализации за рубежом. Суды иностранных государств ссылаются на то, что приобретение ПС на имущество определяется законами страны места нахождения.

В настоящее время признаны общие принципы:

· Признание национализации часто становится в международной практике предметом международных соглашений, в них могут быть урегулированы взаимные имущественные претензии, возникающие в связи с проведением национализации. Сам факт существования таких соглашений вытекает из факта признания действительности национализации. Первым соглашением такого рода был Советско-Германский договор от 16 апреля 1922 года, в соответствие с которым Германия признала национализацию, проведенную в Советской России и прямо отказалась от претензий по поводу компенсаций.

· Если договор отсутствует, то национализация признается другим государством при одновременном соблюдении 2х условий: акт соответствует законодательству государства осуществившего такой акт и выплачена справедливая и своевременная компенсация за имущество.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник: http://cyberpedia.su/17x13b8a.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн