Поменять назначение земли

Изменение целевого назначения земельного участка Бесплатная юридическая консультация: Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение целевого назначения земельного участка (нормативно-правовые.

Изменение целевого назначения земельного участка


Бесплатная юридическая консультация:

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение целевого назначения земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Оглавление:

Нормативные акты: Изменение целевого назначения земельного участка

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение целевого назначения земельного участка

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Изменение целевого назначения земельного участка

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.consultant.ru/law/podborki/izmenenie_celevogo_naznacheniya_zemelnogo_uchastka/

Как происходит изменение целевого назначения земельного участка и какие виды использования бывают?

Все участки земли классифицируются на категории, которые подразделяются на несколько видов. Каждую территорию разрешено использовать только по функциональному предназначению. Самостоятельное изменение категории земли является административным правонарушением.

Особенности смены статуса УЗ

Виды и требования к целевому назначению земли

С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:

  • Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
  • Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
  • Лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Запаса.
  • Рекреационные.
  • Особо охраняемые.

Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:

  • Категория земли, на которой расположен надел.
  • Статус владельца земли.
  • Права на УЗ.
  • Цель использования территории.

Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.


Бесплатная юридическая консультация:

Можно ли поменять целевое использование земельного участка и зачем это нужно?

Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:

  • Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
  • Смена категории.

СПРАВКА. Процедура изменения целевого назначения земли длительная и достаточно сложная. Когда при этом есть выгода, труды обязательно окупятся.

Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.

Как изменить целевое назначение?

Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:

  • Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
  • Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
  • Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.

Этапы изменения целевого назначения:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Подача заявления в уполномоченный орган.
  • Рассмотрение запроса специальной комиссией.
  • Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
  • Вынесение решения.

ВАЖНО! В ходатайстве обязательно указывают весомые основания, причины для смены назначения надела.

Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.

Сроки и стоимость

Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.

Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.

Тонкости процедуры перевода земли

Случаи, когда могут отказать

Отказ в изменении целевого предназначения компетентные органы обосновывают вескими причинами:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Не собран перечень требуемой документации.
  • Отсутствует ряд согласований.
  • Запрос не достаточно аргументирован.
  • Земли разрешается использовать только в определённой цели, поскольку они уникальные.
  • Неверно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы о несоответствии стандартов.
  • Выявлены расхождения в сведениях относительно ЗУ.
  • Запрет на перевод в другой статус региональным или местным законом.
  • Земля переведена в лесной фонд.

СПРАВКА. Отказ категоричен не во всех случаях. Если запрос отклонён по причине отсутствия нужных бумаг, их достаточно оформить и обратиться с ходатайством повторно.

Какие документы нужно собрать?

Для обращения в компетентные органы необходимо иметь перечень документов:

  • Паспорт владельца земельного надела.
  • Правоподтверждающие бумаги на УЗ.
  • Выписку из Единого Росреестра.
  • Кадастровый паспорт.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины.

СПРАВКА. Наличие выписки не всегда обязательно, но лучше позаботиться о ней заранее, чтобы избежать возможных недоразумений.

Заполнение заявления

Документ составляют на имя главы администрации района или населённого пункта. С запросом обращаются в личном порядке. Закон допускает возможность направить бумагу ценным или заказным письмом по почте.

В заявлении в верхнем правом углу указывают:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Фамилию и инициалы лица, подающего запрос.
  • ФИО без сокращений (предлог «от» не пишется).
  • Адрес проживания.
  • Данные паспорта.
  • Номер телефона.

В содержании документа указывают имеющееся целевое назначение надела и обоснованные причины его изменения. Аргументацию излагают в деловом стиле: не должно быть лишних фраз. Обязательно использовать юридическую терминологию. Можно обратиться к юристу, если есть затруднения.

В конце документа ставят дату и подпись, перечисляют перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! Если заявление с пакетом обязательных бумаг направляется повторно, необходимо это отметить. Обозначить причину отказа и указать, как был устранён недочёт.

Таким образом, чтобы изменить целевое предназначение участка, следует обратиться в районную администрацию с ходатайством и перечнем документов. Ответ может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому необходимо приводить чёткие аргументы и обоснования причин смены статуса земельного надела.

Источник: http://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/vidy-naznacheniya/izmenenie-tselevogo-naznacheniya.html


Бесплатная юридическая консультация:

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, если возникла необходимость, например, на не предназначенной для жилищного строительства земле построить многоквартирный дом или коттедж? Ведь ваш участок может существенно вырасти в цене, если изменится его целевое назначение! Вот об этом мы и расскажем в нашей статье.

Виды разрешенного использования земли

Если посмотреть в свидетельство о праве на участок, можно увидеть там и категорию земли, и ее назначение. Современный Земельный кодекс выделяет 7 земельных категорий (сельхозназначения, населенных пунктов, жилые зоны и пр.), каждая из которых, в свою очередь, может делиться на виды разрешенного использования.

Так, земли сельхозназначения могут использоваться:

  • для фермерской деятельности;
  • рыбоводства;
  • огородничества;
  • садоводства;
  • развития личного хозяйства.

Земли населенных пунктов могут делиться на такие виды использования, как:

  • жилые зоны;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • зоны специального назначения и другие.

Жилые зоны тоже имеют градацию. В них включаются зоны застройки:

Бесплатная юридическая консультация:

  • индивидуальными жилыми домами;
  • жилыми малоэтажными домами;
  • жилыми среднеэтажными домами;
  • жилыми многоэтажными домами;
  • другими жилыми постройками.

В частном обороте находятся преимущественно земли населенных пунктов и сельхозназначения, поэтому они чаще всего и претерпевают изменения категории либо вида разрешенного использования.

Зачем менять назначение земли?

Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:

  • заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
  • организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
  • построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
  • застроить участок сельхозназначения жилыми домами.

Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности. Наказанием за это может быть, в соответствии с Административным кодексом, штраф в размере:

  • до 1% кадастровой стоимости участка, но не меньшерублей — за нецелевое использование земли (например, на приусадебном участке построен магазин);
  • до половины процента кадастровой стоимости участка, но не меньше 3000 рублей — за неведение сельхоздеятельности на предназначенном для этого участке (например, пашня давно не используется);
  • до полутора процентов кадастровой стоимости участка, но не меньшерублей — за то, что на участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство, ничего не строится.

Порядок проведения изменения

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка установлен российским Земельным кодексом — ст. 8. По правилам этой статьи решение о смене категории или вида разрешенного использования участка принимается местной администрацией, которая наделена такими полномочиями.


Бесплатная юридическая консультация:

Если в вашей местной администрации есть земельный комитет, то обращаться нужно именно туда. Если нет, то искать его нужно либо в районной, либо в городской или областной администрации. Сейчас к тому же у каждой администрации есть официальный сайт, поэтому основную информацию можно получить не выходя из дома.

И в любом случае перед тем, как изменить вид разрешенного использования земельного участка, нужно уточнить в земельном комитете список документов, необходимых для этого, так как перечень документов, требования к ним и градостроительные регламенты разрабатываются каждой администрацией самостоятельно.

Процедура изменения вида использования может пойти как с изменением категории земель, так и без такового. Изменение категории обязательно потребуется, если категория вашего участка не может иметь вида использования, который вы хотите применять к нему. Например, не получится на земле сельхозназначения построить многоэтажку, так как она должна быть расположена в жилой зоне населенного пункта, следовательно, участок должен принадлежать к землям населенных пунктов.

Изменение категории участка

Процесс изменения категории земли подчиняется требованиям Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:


Бесплатная юридическая консультация:

  • кадастровый номер участка;
  • действующую и предполагаемую категорию участка;
  • мотивы перевода;
  • сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).

К ходатайству обязательно прикладываются:

  • выписка из ГКН (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
  • копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
  • выписка из ЕГРП (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
  • заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
  • согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.

Попросите в земельном комитете список документов, которые вам нужно представить дополнительно, в письменном виде и методично начинайте собирать, не забывая сравнивать реквизиты. Ведь даже незначительная ошибка или описка может послужить в дальнейшем основанием для отказа в переводе.

Акт о переводе участка в другую категорию должен быть вам выдан не позднее чем через 2 месяца после дня подачи ходатайства с приложенными документами. Если вам откажут в переводе необоснованно, то смело обращайтесь в суд и обжалуйте отказ.

Изменение целевого назначения

А как изменить вид разрешенного использования земельного участка,если перевода из одной категории в другую не требуется?

Примерный алгоритм таков: в земельный комитет вы представляете заявление о смене вида использования вашего участка с пакетом документов. Какие именно документы нужны, уточните в земельном комитете. Однозначно вам понадобятся документы на участок — кадастровый паспорт и свидетельство на собственность.


Бесплатная юридическая консультация:

Каждой городской или районной администрацией разрабатывается и утверждается градостроительный регламент. Приложением к регламенту являются правила землепользования и застройки, в которых четко прописывается весь алгоритм изменения вида использования участка.

Если вашей администрацией правил землепользования и застройки не утверждено или ваш участок не подчиняется градостроительному регламенту, вам нужно официально направить запрос о смене вида разрешенного использования участка на имя главы местной администрации. Запрос нужно направить обязательно заказным письмом с уведомлением либо вручить лично под подпись.

На основании требований устава вашего района, города или поселка глава администрации обязан провести публичные слушания по вопросу смены разрешенного использования земли и с учетом результатов принять решение.

Публичные слушания должны пройти не позже месяца со дня подачи заявления, и их проведение должны будете оплатить вы (на основании 39 статьи Градостроительного кодекса). При этом, так как законодательно не установлены правила изменения вида разрешенного использования земельных участков с перечнем документов, а есть лишь ссылки на градостроительные регламенты и уставы муниципальных образований, вам стоит обзавестись текстами и этих документов.

Условно разрешенное использование

Разрешенное использование участков может быть 3 видов:


Бесплатная юридическая консультация:

  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.

Условно разрешенное пользование землей отличается от основного тем, что его выбор требует согласования, в то время как для основного согласования не требуется. Примером такого использования может быть расположение офисного здания на участке или временного торгового киоска.

Для предоставления такого вида использования земельного участка статьей 39 Градостроительного кодекса установлен следующий порядок:

  1. Собственник подает в комиссию земельного комитета заявление о предоставлении условно разрешенного вида использования земли.
  2. В соответствии с уставом района (города) проводятся публичные слушания по этому вопросу.
  3. Участники слушаний представляют комиссии свои предложения и замечания.
  4. Глава администрации муниципалитета с учетом результатов слушаний принимает решение по заявлению. Если решение принято не в вашу пользу, вы имеете право оспорить его в суде.

Надо сказать, что сейчас процедура изменения вида разрешенного использования заметно проще той, которая применялась до 2010 года, т. к. законодатели упразднили множество бюрократических процедур.

Источник: http://nsovetnik.ru/zemlya/kak_izmenit_vid_razreshennogo_ispolzovaniya_zemelnogo_uchastka/

Изменение целевого назначения земли

Земельное владение ограничивает хозяина участка от его произвольного использования.


Бесплатная юридическая консультация:

ЗУ допускаются к распоряжению в соответствии с допустимостью проводимых работ, обозначенных как целевое назначение.

Определения «категория земель» и «целевое назначение»

Земельные массивы, расположенные в пределах РФ, распределены по категориям (ст. 7 ЗК РФ). Они соответствуют тому качеству поверхности почв, которая существовала изначально.

Природные условия обеспечивают своеобразие ландшафта, к которому относятся лесные массивы, водные пространства и иные виды земель. Категории выделяют массивы, допускающиеся к обороту в том или ином качестве и те, которые находятся в запасе и не подлежат использованию.

Доступными для использования физическими и юридическими лицами являются классификации земель промышленного назначения, которые могут использоваться для энергетики, оборонных предприятий и иных санкционированных государственным распоряжением работ. Гражданам выделяют ЗУ из относящихся к типу поселений или сельскохозяйственного назначения.

Категории определяют изначальное направление, в котором допускается применение участка. Приобретение ЗУ требует изучения документации в первую очередь – в отношении принадлежности к определённому типу. От этого зависит допустимость пользования, то есть – регламент разрешённых работ.


Бесплатная юридическая консультация:

Капитальные строения допустимо возводить только на землях, относящихся к категории поселений (ст.263 ГК РФ, ст.40,41 ЗК РФ) (см. Документы на строительство дома).

Для этого выбираются территории, с отсутствием плодородных почв, которые пригодны для сельского хозяйства.

Территория сельскохозяйственных угодий занимают территории, обеспеченные лугами или плодородными почвами, допускающими:

  • садовое и огородное хозяйство, бахчи;
  • личное подсобное хозяйство (ЛПХ);
  • дачные и садовые некоммерческие товарищества (ДНТ, СНТ);
  • индивидуальное предпринимательство.

Допустимые виды деятельности так же определяются изначально, решением администрации, на основании государственных стандартов и определяются как целевое назначение. То есть, надел допускается к применению только в рамках категории и целевого назначения, которое понимается как разрешённое использование (см. Изъятие земельного участка за неиспользование).

Граждане и предприятия получают ЗУ с готовыми инструкциями по допустимости применения, на основании классификатора, определяющего назначение.


Бесплатная юридическая консультация:

Варианты изменения целевого назначения земли

Варианты изменения определяются:

  • При сохранении категории ЗУ, путём смены разрешённого использования.
  • Путём изменения категории ЗУ, что автоматически влечёт изменение назначения.

В рамках установленной категории, допустимы случаи изменения применения ЗУ. Здесь допускаются варианты смены:

  • для всего участка;
  • для его доли.

В первом случае предполагается подготовить обоснование причин для вносимых изменений. Они оформляются документально, отражая целесообразность проведения данной процедуры.Таковые опираются на допустимость использования участка в изменённом аспекте, а так же могут основываться на преимуществах пользования по усмотрению владельца ЗУ.

Например, участки под строительство на землях населённых пунктов, вправе реорганизовать с жилого сектора на возведение инфраструктурных объектов. А сельскохозяйственные наделы – с садовых или огородных участков изменить под назначение ЛПХ.

Иногда целевой реорганизации принадлежит только одна доля надела или ЗУ разделяется на секторы, по 1/2 или 1/3 общей площади. Каждый сектор планируется использовать по усмотрению собственника. В этом случае предварительно делается землеотвод.


Бесплатная юридическая консультация:

То есть составляется и утверждается проект ЗУ, который впоследствии предоставляется в администрацию населённого пункта или отдел архитектуры и градостроительства, для областных, краевых центров и городов федерального статуса.

Смена допустима в редких случаях, когда надел не отвечает заявленным требованиям. Например, земли, лишённые плодородных качеств в результате пожара или отравления ядохимикатами, нецелесообразно применять под сельское хозяйство, но допустимо перевести в категорию промышленных, где они смогут беспрепятственно использоваться.

Порядок смены целевого назначение земли

Для участия в процедуре, ЗУ требуется обеспечить документацией. Он должен состоять на кадастровом учёте и сведения о его основных характеристиках требуется внести в учётные записи Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Кроме этого нужно оформить межевое дело и проект согласования границ с соседями (см. Споры при межевании участка).

В зависимости от масштаба реорганизации юридического сопровождения ЗУ, может понадобиться составление проекта и проведения межевания участков. Он нужен, если на территории проводится зонирование, обеспеченное разными видами назначений или при реорганизации массива под использование на основании совместного владения.

  • Если застройка квартала предусматривает возведение многоэтажных зданий, одноэтажных домов и культурно-развлекательного или торгового комплекса.
  • Когда сельскохозяйственные плодородные почвы, принадлежащие предпринимателю, переводят в разряд земель для СНТ или ДНТ (см. Дача с нуля).
  • Если часть угодья переводится для организации сопутствующего сельскому хозяйству, перерабатывающего предприятия.

Градостроительная документация оперирует термином разрешённое использование, так как оно предполагает применение дробных дефиниций, применяемых в системе архитектуры и проектирования.


Бесплатная юридическая консультация:

Если собственник ориентирован на изменение категории, ему потребуется представить документальные подтверждения о том, что ЗУ не отвечает заявленным требованиям. При этом к заявлению прилагают акты экспертизы почв, подтверждающих необходимость смены назначения.

В число причин могут входить так же притязания собственника на изменение использования, если его участок примыкает к границе населённого пункта, но относится к сельскохозяйственному угодью. Тогда к заявлению следует приложить выписку из ГКН и акт согласования.

Заявление рассматривается уполномоченным должностным лицом и удостоверяется главой исполкома. После этого оно отправляется в производство. Решение по нему принимается на слушаниях, которые проводит городская или областная администрация.

Дата слушания указывается на официальном сайте администрации и в местных СМИ. Заинтересованное лицо вправе на них присутствовать.

На основании положительного решения, владелец ЗУ вносит соответствующие сведения в учётные записи ГКН. Если получена отрицательная резолюция – заявитель вправе оспорить её в судебном порядке, путём подачи искового заявления.


Бесплатная юридическая консультация:

Стоимость изменения целевого назначения участка

Если процедура укладывается в рамки, связанные с изменением категории, в связи с порчей почвы, то главными расходами станут проводимые исследования.

Анализ почвы и экспертиза их качества зависят: от типа анализа, от количества проб.

Исходная сумма – от 20 тысяч рублей. Замер уровня радиации на участке – от 10 тысяч.

Согласование актов и заявлений по ценовому варианту не регламентировано и определяется локальными и региональными постановлениями.

Смена на основании вида разрешённого использования производится по тарифу, который рассчитывается на основании принятых методик. Оплата исходит из процентной ставки, рассчитанной с кадастровой стоимости ЗУ или объекта планируемого строительства, при планировании строительных работ.

  • участок для ЛПХ – 10%;
  • участок под ИЖС, дачу – 10%;
  • блокированное жилое строение – 40%;
  • среднеэтажная жилая застройка (2-3 эт.)– 45%;
  • многоэтажное здание – 50%;
  • инфраструктурные объекты – 50%.

Кроме этого, для подсчёта коэффициента рассчитывается дополнительный процент, в соответствии с этажностью здания, предусматривающий высоту многоэтажного дома от четырёх до семнадцати и более, этажей.


Бесплатная юридическая консультация:

Помимо обозначенного, предусматривается оплата пошлины за регистрацию в записях ГКН. Решение вопроса в суде так же потребует оплаты суммы пошлины.

Источник: http://myestate.club/oformlenie/kak-pomenyat-naznachenie-uchastka.html

Изменение назначения земельного участка

Земельное законодательство имеет ряд положений, касающихся целевого назначения земель. Под этим термином понимается функция, заложенная в данный земельный участок. Владельцу участка необходимо соблюдать его целевое назначение, он не может самовольно его изменить. В отдельных случаях изменение целевого назначения участка возможно, но этот вопрос в обязательном порядке согласовывается с местной администрацией. В следующей статье будет подробно рассказано о том, как изменить назначение земельного участка.

Как изменить категорию назначения земельного участка

Наверное, большинство застройщиков, осваивающих территории под строительство различных объектов, сталкивались с необходимостью проведения процедуры по переводу земель из одной категории в другую. Процедура небыстрая, но достаточно четко регламентированная законодательством.

На сегодняшний день изменение назначения земель регламентируется Земельным кодексом и Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В последнем, кстати, рассматриваются особенности изменения некоторых категорий земель.


Бесплатная юридическая консультация:

Всего, согласно Земельному кодексу, существует 7 категорий земель: сельхозназначения, поселений, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, обороны, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов и земли запаса.

Отнесением земель к той или иной категории, а также их переводом из одной категории в другую занимаются органы государственной власти в зависимости от вида собственности на землю. Если земля находится в федеральной собственности, то ее отнесение к категории осуществляет Правительство РФ, если в собственности субъекта РФ — органы исполнительной власти субъектов РФ, в муниципальной — органы местного самоуправления (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Процесс перевода земельного участка из одной категории в другую

Для перевода земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе обязательно должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, в состав которых предполагается осуществить перевод, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую и права на земельный участок.

Также вместе с ходатайством подается пакет документов на переводимый участок земли. Во-первых, это выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке. В-вторых, копии всех документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

В-третьих, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на земельный участок, а также заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами. И, наконец, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Далее ходатайство вместе с пакетом документов направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение. Кстати, в рассмотрении ходатайства может быть отказано, если с ним обратилось ненадлежащее лицо или приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

По закону не соответствующее требованиям ходатайство возвращается в течение тридцати дней со дня его поступления с обязательным указанием причин, послуживших основанием для отказа в рассмотрении. Такой возврат дает возможность не ломать голову в поисках ошибки, а грамотно переподготовить документы и подать их снова.

Если же ходатайство было составлено без недочетов, по результатам его рассмотрения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается либо акт о переводе земель, либо акт об отказе в переводе земель, в зависимости от правомерности требований ходатайства.

В каких случаях может быть получен отказ перевода земельного участка из одной категории в другую

Отказ, как правило, выдается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков из одной категории в другую либо запрета на такой перевод, при наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы и при установлении несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, землеустроительной документации и документации по планировке территории.

В любом случае для того, чтобы процедура перевода земель прошла успешно, необходимо составить серьезное обоснование возможности и необходимости данной процедуры и последующего строительства задуманного застройщиком объекта.

О сроках выдачи акта о рассмотрении ходатайства перевода земельного участка из одной категории в другую

Теперь о сроках выдачи акта о рассмотрении ходатайства. Они напрямую зависят от места рассмотрения поданных документов. То есть если ходатайство рассматривалось Правительством РФ, акт должен быть выдан в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. А если рассмотрение проводили исполнительные органы госвласти субъекта Федерации или органы местного самоуправления — в течение двух месяцев со дня сдачи документов.

Выданный акт о переводе земель из одной категории в другую должен содержать сведения об основании изменения категории земель, границах и описание местоположения земель, а также их площадь и кадастровые номера, категории земель, перевод из которой осуществляется и категории земель, перевод в которую осуществляется. Если лицо или организация, подававшие ходатайство, недовольны вынесенным актом, согласно закону они могут обжаловать его в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия акта.

Согласно статье 5.4. ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе в другую категорию, не требуется.

Если же ходатайство удовлетворяется, начинается процедура внесения изменений о статусе земель в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. То есть исполнительный орган или местный муниципалитет, принявшие акт о переводе земель, в течение десяти дней со дня его принятия направляют копию в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра.

В свою очередь органы земельного кадастра должны уведомить заинтересованных правообладателей земельных участков о внесении изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Перевод считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если категория земельного участка не указана в документах государственного земельного кадастра

Случается такое (стоит отметить, что сейчас это уже довольно редкое явление), когда участок земли оказывается не отнесенным к какой-либо конкретной категории. При этом законом установлено, что отнесение земель или земельных участков к одной из установленных Земельным кодексом категорий земель является обязательным.

В том случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, но соответствующие записи все же есть в документах, удостоверяющих права на землю, данные о категории земли в документы кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся по заявлениям владельцев земельных участков на основании этих правоустанавливающих документов на земельные участки.

Если же в документах есть противоречия о принадлежности земли к той или иной категории, отнесение ее к той или иной определенной категории осуществляется на основании данных, указанных именно в правоустанавливающих документах, а не в документах земельного кадастра.

В случае если категория земель нигде не указана, органы местного самоуправления должны принять нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Все земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Законодательная база изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка

Возможность изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка определена законодательно:

  • земельным кодексом РФ (статья 8);
  • федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗот 21.12.2004 г.;
  • градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) — статья 37, пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования;
  • письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 №ИМ/Д23″Об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  • федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.;
  • приказом Минэкономразвития РФ № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»;
  • федеральным законом № 221″О государственном кадастре недвижимости» (от 24.07.2007 г. в ред. от 30.12.2015), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.);
  • федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-Ф Зот 01.02.2017 г.);
  • правилами земелеустройства и застройки, принятыми в городских, сельских поселениях и иных муниципальных образованиях.

Виды разрешенного использования земельных участков

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования;
  • вспомогательные виды разрешенного использования.

Основные виды разрешенного использования земельных участков

Основные виды разрешенного использования земельных участков:

  • для индивидуального жилищного строительства (для ИЖС);
  • для ведения личного подсобного хозяйства (для ЛПХ);
  • для дачного строительства;
  • для ведения дачного хозяйства;
  • для сельскохозяйственного производства;
  • для организации фермерского хозяйства;
  • для организации крестьянско-фермерского хозяйства;
  • для ведения сельского хозяйства;
  • под малоэтажное жилищное строительство;
  • для сельскохозяйственного использования;
  • для жилищного строительства;
  • жилая, коммерческая застройка;
  • иное разрешенное использование.

Условно разрешенные виды использования земельных участков

Перечень условно разрешенных видов использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

Отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешенного использования участка его правообладателю, как правило, не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков

Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка допустимы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Примерами вспомогательных видов функционального использования территории могут быть встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или открытые стоянки для временного хранения автотранспорта.

Изменения вида разрешённого использования земельного участка

Правообладатель выбирает любой разрешенный законом вид использования участка — без разрешений и согласования госорганами. Перед изменением назначения земли убедитесь, что в этом есть необходимость — актуальные нормы земельного права определяют основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования участка.

На территории РФ земли классифицируют так:

  • сельскохозяйственные земли;
  • населенные пункты;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесной фонд;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Кадастровая оценка земельного участка

Так называется особая отрасль оценочной деятельности. По закону, все земли страны подлежат учёту. Кадастровую стоимость можно назвать одной из характеристик земли (участка). Мероприятия кадастровой оценки проводятся по специальным правилам (в частности, по методическим указаниям Минэкономразвития) и только членами СРО.

Вот лишь некоторые цели оценки:

  • определение общей, залоговой, стартовой (на аукционах) или выкупной стоимости земли;
  • платформа для расчётов экономического обоснования (когда речь идёт об изъятии участков);
  • исчисление ставки налогообложения.

В некоторых случаях кадастровая оценка земель различного целевого назначения влияет на правовой режим управления и пользования землями. Например, особо плодородные территории имеют порой очень высокую кадастровую оценку, и на основании этого смена земельной категории у таких земель запрещена.

Внесение изменения в кадастровый учет земельного участка

Чтобы внести изменения в кадастровый учет земельного участка необходимо подать заявление. Заявление о кадастровом учете изменений земельного участка можно лично (через представителя) или в электронной форме через сайт Росреестра.

Для подачи документов в электронной форме необходимы: межевой план в формате XML, подписанный ЭЦП кадастрового инженера; при приложении отсканированного образа межевого плана – его ЭЦП.

При подаче заявления представителем нужен образец документа, подтверждающего полномочия, подписанный ЭЦП. На последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать ЭЦП заявителя. Если не пользоваться электронной услугой, заявление и иные документы можно подать в бумажном виде (лично или по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении) в орган кадастрового учета по месту нахождения земельного участка.

Помимо заявления необходимо представить следующие документы:

  • свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  • межевой план.

Подавая заявление необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность. Срок рассмотрения документов составляет 20 рабочих дней. В результате должна быть получена кадастровая выписка о земельном участке, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о новом виде разрешенного использования земельного участка.

Документы для разрешённого использования земельного участка

Изменение целевого назначения земельного участка в Екатеринбурге регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Участки, расположенные в разных местах подконтрольны различным государственным органам. Земли за пределами городов обслуживают районные администрации. В пределах городов (поселков) — городские администрации или сельские советы.

Заявитель должен передать чиновнику:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка;
  • копии документов, удостоверяющих личность заявителя или выписку ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок заключение государственной экологической экспертизы при необходимости;
  • согласие правообладателей земельного участка на перевод земельного участка при сервитуте;

Контролирующий орган обязан в установленный срок запретить или разрешить перевод земель. Если заявитель планирует изменение назначения части участка, нужно подготовить и согласовать проект землеотвода. Изменение типа всего участка требует пересогласования старого проекта. Землеустройство проходит землеустроительную экспертизу; согласуется органами земельных ресурсов, органами архитектуры, охранами культурного наследия и санэпидстанции.

Положительные заключения контролирующих органов — основание для областной, городской или районной администрации изменить целевое назначение участка и выдать государственный акт с новым назначением земли. Использование земельного участка запрещенным законом способом — повод привлечь владельца к административной ответственности или лишить права собственности.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ).

До принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки (применительно к Московской области и муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 31.12.2017) решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению. Для изменения вида разрешенного использования земельных участков на примере городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Подготовьте документы и представьте их в администрацию по месту нахождения земельного участка

К ним относятся (п. 2.6 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области от 16.08.2012 N 387/9-1).

Документы на изменение вида земельного участка:

  • заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
  • схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая основные характеристики указанного в обращении земельного участка;
  • заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);
  • копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;
  • утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.

В зависимости от категории земельного участка указанный выше перечень документов может отличаться. Рекомендуем заранее ознакомиться с перечнем необходимых документов и формами их представления. Документы можно представить лично (через представителя) или отправить по почте.

Вам или вашему представителю должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов с указанием даты и перечня принятых документов (п. 3.2.4 Регламента). Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней — при отсутствии необходимости в публичных слушаниях (п. 2.4 Регламента).

Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57).

Получите решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Для получения документов необходимо предъявить паспорт или доверенность при получении документов представителем (п. 3.7.7 Регламента). Вам должны выдать решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке (разд. 5 Регламента).

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения о необходимости внесения изменений направляются в Росреестр местной администрацией (п. 3.6.3 Регламента; п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Дождитесь внесения изменений вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН

Росреестр не позднее 15 рабочих дней с даты поступления сведений от местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка вносит соответствующие сведения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о чем в течение следующих пяти дней правообладателю направляется уведомление по адресу электронной почты (если такие сведения имеются в ЕГРН или указаны в заявлении) либо почтовым отправлением в виде бумажного документа (ч. 1, 5 ст. 34 Закона N 218-ФЗ; п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173).

В случае если в установленный срок изменения не были внесены в ЕГРН, вы вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о внесении соответствующих сведений (ч. 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ). В течение трех рабочих дней после получения вашего заявления Росреестр самостоятельно запрашивает необходимые документы и сведения в органах государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).

В течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица Росреестр направит вам соответствующее уведомление (ч. 5 ст. 33 Закона N 218-ФЗ; пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России N 173).

В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на величину земельного налога ( п. 1 ст. 391 НК РФ). Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, вы можете обжаловать результаты кадастровой оценки в Росреестре или в суде ( ч. 2 , 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Порядок изменения целевого назначения земельного участка

Для того чтобы изменить целевое назначение Вашего земельного участка, Вам необходимо осуществить следующие действия:

  • оформить нотариально заверенное заявление на изменение целевого назначения, подписанное собственником. Данное заявление является основанием для разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  • разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Заказать в землеустроительной организации изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка с изменением его целевого назначения

Изменение целевого назначения предусматривает разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Поэтому Вам необходимо заказать в землеустроительной организации изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка с изменением его целевого назначения.

Чтобы найти такую организацию можно:

  • обратиться к соседям или знакомым, которые уже оформили документы на землю, и спросить их, какая организация это делала;
  • обратиться в местный совет — как правило, на территории сельского или городского совета работают несколько землеустроительных организаций;
  • обратиться в районный (городской) отдел (управление) Госгеокадастра Украины и узнать, какие организации работают на территории Вашего района или населенного пункта;
  • осуществить поиск в сети Интернет.

Разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка частной собственности, целевое назначение которого изменяется, не требует получения разрешения ни одним органом власти. Договор между собственником земельного участка и землеустроительной организацией является единственным основанием для разработки проекта.

Договоритесь с землеустроительной организацией о стоимости, сроки выполнения работ и уложите соответствующий договор. Будьте внимательны при заключении договора! Обязательно прочтите проект договора, а если какие-то из его условий Вам непонятны — обратитесь к юристам (или родственников, соседей, знакомых). Обратите внимание на то, чтобы в договоре были указаны конкретные сроки выполнения работ!

Разработать проект землеустройства по отводу земельного участка

Землеустроительная организация должна выполнить геодезические работы и разработать проект землеустройства по отводу земельного участка в сроки, установленные договором. Границы земельного участка, при необходимости, должны быть закреплены межевыми знаками установленного образца. Проект землеустройства должен быть составлен в бумажной форме и в форме электронного документа.Требуйте от землеустроительной организации предоставления Вам экземпляра изготовленной землеустроительной документации в бумажной форме. В случае возникновения судебного спора о законности изменения целевого назначения земельного участка в суде, она будет служить доказательством.

Обращаем Ваше внимание также на то, что наличие утвержденного плана зонирования территории или детального плана территории является обязательным в ходе согласования проекта изменения целевого назначения. Узнать о наличии такой документации в случае размещения земельного участка в пределах населенного пункта можно в городской (сельской, поселковой) рады, а в случае размещения участка за пределами населенного пункта — в местной райгосадминистрации.

Уполномоченный орган должен принять решение об утверждении проекта

Обратиться в орган, уполномоченный принимать решение об изменении целевого назначения земельного участка с ходатайством об утверждении проекта. Таким органом в пределах населенных пунктов является соответствующий сельский, поселковый, городской совет. Уполномоченный орган должен принять решение об утверждении проекта и изменение целевого назначения земельного участка или отказ в совершении таких действий.

Отказ органа власти в изменении целевого назначения земельного участка должно быть мотивировано и содержать в себе ссылки на основания отказа.

Такими основаниями могут быть:

  • несоответствие запроектированного целевого назначения требованиям закона или принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • несогласованность целевого назначения земельного участка требованиям утвержденной градостроительной документации или документации по землеустройству.

Вам следует обратиться к государственного кадастрового регистратора в территориальном (районном, городском) органе о внесении изменений в сведения о земельном участке. Если иное не предусмотрено договором о разработке проекта, в этот орган имеет обращаться землеустроительная организация.

Представленная Вами заявление в течение 14 дней рассматривается государственным кадастровым регистратором территориального органа Госгеокадастра в районе (городе), по следствием чего, в случае, если представленные документы составлены верно, государственный кадастровый регистратор вносит сведения об изменении целевого назначения Вашего земельного участка в Государственный земельный кадастр.

Последним этапом является регистрация прав на недвижимое имущество в государственном реестре прав. Это можно сделать, обратившись в центр предоставления административных услуг или нотариуса с соответствующим пакетом документов. В результате информация о регистрации права по желанию заявителя может быть предоставлена в бумажной форме

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка предназначенного под ИЖС

Согласитесь, что участок, предназначенный под индивидуальное жилое строительство иногда выгоднее использовать в коммерческих целях. Например, построить склад, офис или магазин. Однако, если вид разрешенного использования оставить под ИЖС, то построенный на его территории офис не удастся зарегистрировать в законном порядке. А значит станет невозможным получить адрес, провести свет и т.д. и т.п. Кроме этого, возникает риск постановления о сносе самостроя.

Как можно использовать участок под ИЖС ( индивидуальное жилищное строительство)

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования можно изменить существующий, нужно обратиться к территориальным Правилам застройки и землепользования: открываем раздел градостроительных регламентов; находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»; получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

К примеру, только в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

Как перевести землю из индивидуального жилищного строительства в коммерческую

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  • возможно ли добиться перевода законным путем;
  • сколько денег на это потребуется;
  • и так ли это нужно.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований.

Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой. То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования.

Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  • заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

С 2015 года МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе. Но имейте ввиду, что не удастся изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса.

Как перевести участок из огородничества в ИЖС

Если участок расположен на землях населенных пунктов, то перевод участка из СНТ в ИЖС выполняется бесплатно по заявлению собственника в РосРеестре (МФЦ). Если участок расположен на землях сельхозназначения, то переходите к пункту ниже. В случае отказа в изменении ВРИ с огородничества на ИЖС, придется довольствоствоваться условно-разрешенными видами (например «Садоводство»), строить дачный дом и регистрировать его по дачной амнистии.

Как перевести землю сельхозназначения в ИЖС

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав. Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений.

К заявлению прилагаются:

  • выписка из кадастрового паспорта;
  • копия паспорта собственника;
  • выписка из ЕГРН: заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам.про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

Использование земельного участка не по назначению

Обязанность использования земли исключительно в соответствии с назначением оговорена всё в том же ЗК. Если собственник, арендатор или другой пользователь допускает нарушения, ответственность за них наступает в соответствии с КоАП РФ. Есть важный момент: запрещено не только использование земельного участка не по целевому назначению, но и неиспользование её по назначению.

В общих чертах выделены следующие типы нарушений:

  • несоответствие между земельной целью и фактическим использованием приводит к штрафу: он исчисляется в процентах от кадастровой стоимости либо в твёрдой сумме, если кадастровая оценка земли ещё не проведена. Физлица заплатят не менее десяти тысяч рублей штрафа за использование земли не по назначению, людей на различных должностях «накажут» минимум на 20 тысяч, и 100 тысяч рублей – нижняя планка для организаций;
  • чуть ниже штрафы за неиспользование земли сельхозназначения, которая подпадает под Федеральный закон №101-ФЗ, принятый 24.07.2002 года. Они исчисляются в долях процента от кадастровой стоимости участка для физлиц и в процентах (до десяти) – для сотрудников и целых организаций;
  • если не используются земли под жилстроительство, в этом случае штрафы снова ужесточаются. Например, организации обяжут выплатить не менее четырёхсот тысяч рублей, хотя и не более семисот, для отдельных представителей организация и физлиц суммы на порядок меньше.

Целевое назначение – важный критерий отнесения земли к той или иной категории. При любых земельных операциях он должен быть учтён.

Можно ли поменять назначение земельного участка

Целевое назначение земельного участка изменить можно, если в этом есть необходимость, и эта конкретная территория не входит в список тех, которые можно использовать только для определенной деятельности. Если не провести процесс изменения назначения перед использованием земли, можно понести ответственность за нарушение законодательства.

Назначение земли обусловливается классом, к которому принадлежит участок. Сведения об этом введены в концепцию кадастровых списков, наравне с данными о местоположении, количестве собственников и других характеристиках, внесенных в реестр. На основании этих данных участку присваивается определенная категория назначения.

Назначение сменить можно, для этого есть разные варианты:
  • изменение разрешения:происходит в рамках одной категории. Например, участок имеет назначение «овощеводство», а владелец захотел разводить скот, и ему нужны земли под пастбища. В данном случае меняется разрешение, но сама категория (сельскохозяйственное назначение земли) не меняется;
  • изменение категории: когда владелец земли, назначение которой – «садоводство и огородничество» решил построить гостиничный комплекс, необходимо собирать бумаги на смену категории назначения территории.

Чтобы поменять назначение участка, придётся провести большую работу. В том случае, когда выгода очевидна, труды окупаются сполна. В зависимости от того, в чьем ведомстве находится земля, решение принимается на разном уровне.

После подачи заявления состоится слушание, на котором и будет решен вопрос о смене назначения площади. Ответ собрания может быть, как положительным, так и отрицательным, все зависит от того, насколько убедительны аргументы владельца.

Когда могут отказать в решении изменения земельного участка

Не во всех случаях отказ категоричен. Если причина, по которой запрос отклонён, состоит в пакете документов, есть возможность собрать недостающие бумаги, оформить их правильно и обратиться с заявлением повторно.

Отказ всегда обосновывается вескими доводами:

  • нет достаточной аргументации запроса;
  • собраны не все документы, не проведен ряд согласований;
  • запрет на смену назначения по региональным или федеральным законам;
  • земли уникальные и могут быть использованы только в одной определённой сфере;
  • неправильно заполнены бумаги;
  • вывод экологической экспертизы;
  • перевод земли в лесной фонд Российской Федерации.

В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

Источник: http://nedviginform.ru/zemlya/izmenenie-tselevogo-naznacheniya.html

This article was written by admin