Плата за поверхностные сточные воды

Вводится плата за поверхностные воды Бесплатная юридическая консультация: В редакцию газеты поступило несколько обращений по поводу предстоящего введения платы за.

Вводится плата за поверхностные воды


Бесплатная юридическая консультация:

В редакцию газеты поступило несколько обращений по поводу предстоящего введения платы за поверхностные сточные воды. Причем это новое касается организаций, многоквартирного и частного жилого сектора — всех без исключения.

Оглавление:

Много вопросов в связи с этим от ТСЖ и от Алапаевского союза предпринимателей, а последние, вообще, обратились в Алапаевский горводоканал с просьбой через СМИ разъяснить откуда это новшество пошло и на каком законном основании. Его руководитель откликнулся.

16 октября заместитель главного редактора «Алапаевской газеты» повстречался с руководителем Алапаевского горводоканала Валерием Анатольевичем Канахиным, который лично объяснил суть нововведений, рассказал о порядке и сроках реализации названного новшества.- 17 октября 2014 года вышел приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод». Сделано это было в соответствии с пунктом 25 правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации еще 4 сентября 2013 года. 24 февраля 2015 года после регистрации Министерством юстиции Российской Федерации документ вступил в законную силу. Как видно, хотя процесс идет медленно, зато верно. Затем методические указания поступили в регионы, в том числе и в Свердловскую область, где прошли властные инстанции и были направлены к исполнению в муниципальные образования. Но обращу внимание, что действует этот приказ Министерства только на территории, где имеется централизованная система водоотведения.Есть в методических указаниях глава II «Особенности поступления и расчета объемов атмосферных осадков». При этом четко прописано, что атмосферные осадки — это те, что отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей); расходуются в виде влаги на эвапотранспирацию (суммарный расход влаги на транспирацию (испарение воды растением) и эвапарацию (испарение с поверхности почвы); поступают неорганизованно в водные объекты, на нижние горизонты подземных вод.И приводится отдельный расчет для каждого квадратного метра земельного участка (поверхности здания). По среднегодовому объему талого стока, дождевого стока и инфильтрационных стоков. Но, как прописано, только при наличии документов, подтверждающих право собственности земли, здания. В первую очередь паспорт земельного участка. Сбором этих документов понятно с указанием общей площади по каждому участку и объекту и занимаются сейчас специалисты Алапаевского горводоканала, как и наши коллеги в других муниципальных образованиях области. В сентябре нами направлены соответствующие письма в адрес юридических лиц — собственников, ТСЖ, ЖСК. Ибо с них мы начали эту подготовительную работу с тем, чтобы правильно сделать расчеты по каждому объекту. Затем дойдет очередь до жилого частного сектора и других объектов. Задача – завершить работу по сбору документов и расчетам до конца года. И уже с 1 января 2016 года производить начисления за принятые в централизованную систему водоотведения поверхностные сточные воды, что и предусматривают методические указания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Например, ориентировочно, плата за 1 сотку в год составит около 200 рублей или 16 рублей в месяц. Если же документы для расчетов поданы не будут, то приказом министерства предусмотрено начисление платы по максимальному количеству квадратных метров земельного участка (поверхности). Это плюс 50 метров во все четыре стороны от стен многоквартирного дома. Важно знать, что данные по атмосферным осадкам будут предоставляться централизовано гидрометеоцентром или другой какой-то государственной службой. То есть на местах мы к этому никакого отношения не будем иметь. Главное не затягивать с предоставлением документов. И при необходимости обращаться в МУП «Архитектурно-градостроительное бюро» МО город Алапаевск (ул.Пушкина,7). Они уже занимаются этим делом. У нас есть с ними договоренность. Прошу всех услышать и понять, что это не прихоть горводоканала, это – закон, принятый Правительством Российской Федерации. И это подлежит исполнению.

Источник: http://a-gazeta.ru/articles/media/2015/10/22/vvoditsya-plata-za-poverhnostnyie-vodyi/

Оплата сточных вод

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Обязано ли бюджетное учреждение оплачивать сточные воды (ливневые стоки, инфильтрационные воды) в случае отсутствия централизованный системы сточных вод и точек приема поверхностных сточных вод?


Бесплатная юридическая консультация:

Ответ

Нет, не обязана. Из Письма Минприроды РФ от 13.07.2015 г. №12-59/16226 следует, что воды, которые не удаляются через централизованные системы, сточными. Такие воды относятся к жидким отходам. Поэтому оплачивать за сточные воды организация не обязана.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления*.»

Источник: http://www.law.ru/question/44995-oplata-stochnyh-vod

Аннотация

Настоящие Правила определяют условия приема поверхностных сточных вод с территорий промзон и предприятий и порядок контроля за их сбросом в городскую сеть дождевой канализации. Они являются составной частью общих Правил приема поверхностных сточных вод с территории г. Москвы, проработка которых предусматривается.

Правила предназначены для работников предприятия «Мосводосток» и его абонентов.


Бесплатная юридическая консультация:

Правила разработаны институтом МосводоканалНИИпроект, предприятием «Мосводосток», экологическим центром «Автосток» с учетом требований к выпуску сточных вод в водоем рыбохозяйственного водопользования.

Существующие приложения к тексту настоящих Правил являются их неотъемлемой частью.

Правила вводятся с 1 декабря 1991 года и действительны по 31 декабря 1994 года. Срок действия Правил подлежит автоматическому продлению, если за указанный период в текст не будет внесено значительных изменений, требующих их корректировки.

1. Основные положения

1.1. Настоящие Правила направлены на обеспечение охраны водных объектов г. Москвы от загрязнения поверхностными сточными водами с территорий промзон, строительных площадок и других объектов, а также на предотвращение нарушений в работе городских водосточных сетей и сооружений на них, безопасность их эксплуатации в соответствии с установленными требованиями.

Они являются составной частью общих Правил приема поверхностных сточных вод с территории города, проработка которых предусматривается институтом «МосводоканалНИИпроект» в составе Целевой комплексной программы «Оздоровление, благоустройство и охрана от загрязнения рек и водоемов на территории г. Москвы». В связи с этим поступление в городскую водосточную сеть загрязняющих веществ со сточными водами с селитебных территорий настоящими Правилами не регламентируется.


Бесплатная юридическая консультация:

1.2. Правила определяют порядок очистки, отведения и приема поверхностных сточных вод с территорий промзон, строительных площадок и предприятий, взимания платы за транспортировку сточных вод и применение экономических санкций в случае нарушения установленных правил, в том числе фактов умышленного сброса загрязняющих веществ.

1.3. Правила составлены во исполнение решения IX сессии (1989 г.) Моссовета, решения исполкома Моссовета от 17.04.90 N 840 и постановления Правительства Москвы от 03.12.91 N 221, в соответствии с Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения, утвержденными Госкомприродой 21.02.91 и Водным кодексом РСФСР.

1.4. Выполнение Правил является обязательным для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, включая иностранных юридических лиц, расположенных на территории г. Москвы или находящихся за ее пределами, но пользующихся городскими водосточными сетями.

1.5. Предприятие «Мосводосток» исходя из настоящих Правил заключает с промышленными предприятиями и организациями, именуемыми далее — «абоненты», договор абонирования городской водосточной сети, определяющий права и обязанности сторон (приложение N 1 — не приводится).

1.6. Предприятие «Мосводосток» осуществляет надзор за техническим состоянием системы городской водосточной сети при приеме, транспортировке и очистке перед выпуском поверхностных сточных вод абонентов и соблюдением ими требований настоящих Правил, а также принимает меры по сокращению (а в перспективе — по прекращению) сброса в водосточную сеть нормативно-очищенных производственных сточных вод.


Бесплатная юридическая консультация:

1.7. Абоненты несут ответственность за нарушение по их вине установленных Правил приема и условий по договорам абонирования сетей городского водостока, а также за аварии или несчастные случаи, возникшие на сооружениях и сетях предприятия «Мосводосток» в связи со сбросом в них отходов производства, загрязняющих веществ и других материалов, используемых в технологическом процессе промышленного предприятия и не регламентируемых настоящими Правилами.

Ответственность предприятия «Мосводосток» перед абонентами за неудовлетворительное техническое состояние городской водосточной сети, препятствующее нормальному приему сбрасываемых сточных вод, определяется договором на абонирование.

1.8. Абоненты обязаны не допускать нарушения требований, установленных в разрешении на сброс сточных вод в городскую водосточную сеть или в договоре абонирования.

С целью уменьшения выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком, формирующимся на территории абонента, им должны осуществляться следующие мероприятия:

— строительство и эксплуатация очистных сооружений поверхностных сточных вод;


Бесплатная юридическая консультация:

— исключение сброса в дождевую канализацию отходов производства и других загрязняющих веществ, в том числе нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, веществ, для которых не установлены ПДК в воде рыбохозяйственных водоемов;

— организация регулярной уборки территории и поддержание ее надлежащего санитарного состояния;

— проведение своевременного ремонта дорожных покрытий;

— ограждение зон озеленения бордюрами, исключающими смыв грунта во время ливневых дождей на дорожные покрытия;

— ремонт и очистка внутренней водосточной сети и сооружений на ней;


Бесплатная юридическая консультация:

— повышение эффективности работы пыле- и газоочистных установок с целью максимальной очистки выбросов в атмосферу и предотвращения появления в поверхностном стоке специфических загрязнений;

— повышение технического уровня эксплуатации автотранспорта;

— ограждение строительных площадок с упорядочением отвода поверхностного стока;

— локализация участков территории, где неизбежны просыпи и проливы сырья и промежуточных продуктов, с отведением поверхностного стока с них в систему производственной канализации для совместной очистки;

— упорядочение складирования и транспортирования сыпучих и жидких материалов.

О случаях производственных аварий, залповых сбросах и проведении аварийно-восстановительных работ, связанных с нарушением условий договора абонирования водосточной сети, абоненты должны немедленно информировать предприятие «Мосводосток», а при сбросе в водоем — органы по охране природы.

Бесплатная юридическая консультация:

Условия применения к абонентам экономических санкций в случаях аварийных (залповых) сбросов определяются соответствующими нормативными документами Правительства г. Москвы.

2. Основные термины

2.1. Поверхностные сточные воды (ПСВ) — сточные воды, отводимые с территорий промзон, строительных площадок и других объектов, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, снеготаянии или поливомоечных работах.

2.2. Нормативно-чистые производственные сточные воды — сточные воды, отведение которых без очистки не приводит к нарушению требований качества сточных вод, предъявляемых при сбросе в водосточную сеть.

2.3. Нормативно-очищенные производственные сточные воды — сточные воды, отведение которых после очистки в водные объекты (водосточную сеть) не приводит к нарушению норм качества воды в месте их сброса.

2.4. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в воде — максимальная концентрация загрязняющего вещества в водоеме, выше которой вода непригодна для данного вида водопользования.


Бесплатная юридическая консультация:

2.5. Допустимая концентрация (ДК) загрязняющего вещества в сточных водах, отводимых в водосточную сеть, — концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, устанавливаемая сетью по проектным показателям очистных сооружений поверхностного стока (с учетом реально достигнутых на момент заключения договора абонирования), при условии наличия у абонента согласованного с предприятием «Мосводосток» графика достижения норм качества вод, предъявляемых при сбросе в водосточную сеть.

При отсутствии у абонента очистных сооружений за величину ДК принимается значение концентрации вещества, соответствующее его ПДК, принятому для водоемов рыбохозяйственного водопользования.

2.6. Временно согласованная концентрация (ВСК) загрязняющего вещества в сточных водах, отводимых в водосточную сеть, — концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, установленная абоненту сетью на ограниченный период времени, соответствующий согласованному с предприятием «Мосводосток» графику достижения ДК или ПДК.

За величину ВСК принимается фактическое значение концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в городскую водосточную сеть.

2.7. Предприятие «Мосводосток» — субъект договора абонирования, обеспечивающий прием в городскую водосточную сеть поверхностных сточных вод с территорий всех абонентов.

2.8. Абонент — любое юридическое лицо, предприятие и организация, пользующиеся услугами предприятия «Мосводосток» по отводу поверхностных сточных вод в городскую водосточную сеть как посредством подключения к ней своих сетей и сооружений, так и в результате отвода поверхностных сточных вод по рельефу местности.


Бесплатная юридическая консультация:

2.9. Договор абонирования водосточной сети — документ, регламентирующий финансовые взаимоотношения, права и обязанности контрагентов — абонента и предприятия «Мосводосток», вступающих в договорные отношения. Каждая сторона может расторгнуть договор в случае несоблюдения противоположной стороной взятых на себя обязательств, а также обращаться в Московский городской арбитраж и суд для решения хозяйственных или экономических споров.

3. Требования к качеству сточных вод, принимаемых

в городскую водосточную сеть

3.1. В городскую водосточную сеть разрешается принимать только поверхностные сточные воды, которые не приведут к нарушению работы и сохранности водосточных сетей и сооружений и не представляют опасности для обслуживающего персонала.

3.2. Категорически запрещается сбрасывать в водосточную сеть производственные сточные воды, содержащие загрязняющие вещества.

В случаях когда по условиям водоотведения к поверхностному стоку абонента добавляются нормативно-чистые и нормативно-очищенные производственные сточные воды, ему в виде исключения может быть дано разрешение на прием таких вод при наличии согласованного предприятием «Мосводосток» плана мероприятий по поэтапному сокращению объема их сброса (вплоть до полного исключения).

3.3. Не подлежат сбросу в водосточную сеть:

— концентрированные маточные и кубовые растворы;


Бесплатная юридическая консультация:

— осадки из локальных очистных сооружений, грунт, строительный и бытовой мусор, отходы производства;

— дренажные, нормативно-чистые и нормативно-очищенные воды, сброс которых может быть максимально сокращен за счет применения рациональной технологии, устройства бессточных производств, внедрения системы оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод;

— воды, содержащие ценные отходы, которые могут быть утилизированы на данном или других предприятиях, либо производственное сырье, реагенты, полупродукты и конечные продукты производства в количествах, превышающих установленные нормативы технологических потерь.

3.4. Сточные воды, поступающие в городскую водосточную сеть, не должны содержать загрязняющих веществ с концентрацией, превышающей предельно допустимую для водоемов рыбохозяйственного водопользования, приведенную в Обобщенном перечне ПДК вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов.

Состав и концентрации загрязнений сточных вод каждого отдельного абонента определяются в зависимости от технологии основного производства предприятия по имеющейся статистической отчетности или на основании результатов инвентаризации сточных вод.


Бесплатная юридическая консультация:

В случае невыполнения данных требований настоящих Правил условия приема сточных вод с территорий промзон, предприятий, строительных площадок и других объектов оговариваются в договоре абонирования водосточной сети как по конкретным видам загрязняющих веществ, так и по значению их концентраций (ДК, ВСК) в сточных водах. При этом абоненты должны составить и согласовать программу мероприятий, направленных на достижение в сточных водах, поступающих в городскую водосточную сеть, значений концентраций загрязняющих веществ не выше ПДК для водоемов рыбохозяйственного водопользования.

3.5. При нарушении абонентами настоящих Правил предприятие «Мосводосток» имеет право предъявить им установленные договором абонирования экономические санкции за сброс загрязняющих веществ в водосточную сеть.

3.6. Сброс сточных вод в водосточную сеть должен осуществляться через самостоятельные выпуски с устройством контрольного колодца, как правило, за пределами территории предприятия.

4. Порядок оформления приема поверхностных сточных вод

в водосточную сеть

4.1. Предприятие «Мосводосток» выдает технические условия на прием поверхностных вод, а также рассматривает и принимает решение о приеме в водосточную сеть в виде исключения нормативно-чистых и нормативно-очищенных производственных сточных вод от действующих промышленных предприятий.

4.2. Для оформления договора абонирования и согласования сброса поверхностных сточных вод в водосточную сеть от действующих предприятий и организаций предприятию «Мосводосток» должны быть представлены:

— генплан объекта в масштабе 1:500 с канализационными сетями;


Бесплатная юридическая консультация:

— полный баланс водопотребления и водоотведения, а также данные об объеме и составе сточных вод и локальных очистных сооружениях (формы 1-3).

4.3. Предприятие «Мосводосток» в месячный срок рассматривает представленные материалы и выдает свое решение (согласование или отказ) действующим предприятиям и организациям по заключению договора об абонировании водосточной сети, который заключается сроком на три года; по истечении этого срока договор подлежит продлению в предприятии «Мосводосток».

4.4. При рассмотрении материалов для получения технических условий на канализование, согласование проекта и при заключении договора абонирования предприятие «Мосводосток» имеет право:

— обследовать объект и взять пробы сточных вод для химического анализа;

— потребовать в случае необходимости представления дополнительного материала.


Бесплатная юридическая консультация:

Предприятие «Мосводосток» имеет право аннулировать договор абонирования водосточной сети и в дальнейшем потребовать его переоформления абонентом в случаях изменения исходных данных или условий, ранее выданных органами по охране природы.

5. Контроль за сбросом поверхностных сточных вод

в водосточную сеть

5.1. Абонент обязан обеспечить:

— выполнение настоящих Правил и условий договора абонирования;

— надежную работу всех водосточных сооружений, находящихся у него на балансе;

— отсутствие нерегламентируемых утечек сточных вод, объем и качественный состав которых отличаются от установленных в декларациях к договору абонирования;


Бесплатная юридическая консультация:

— своевременное обезвреживание (утилизацию) и вывоз осадка от очистки сетей абонента и из его локальных очистных сооружений;

— представление сведений о своих субабонентах.

5.2. Абонент должен производить анализ сточных вод до и после комплекса локальных очистных сооружений и в контрольных колодцах перед выпуском их в водосточную сеть и представлять эти сведения по требованию предприятия «Мосводосток».

Порядок выполнения этих работ, места и периодичность отбора проб, перечень веществ, подлежащих определению, периодичность представления сведений об объемах и качестве сточных вод определяются в договоре с предприятием «Мосводосток».

Руководитель промышленного предприятия несет ответственность за достоверность представленных данных.


Бесплатная юридическая консультация:

5.3. Предприятие «Мосводосток» осуществляет надзор за выполнением абонентом настоящих Правил и условий договора об абонировании водосточной сети. С этой целью необходимо выполнение следующего порядка контроля сточных вод, сбрасываемых предприятиями, организациями и учреждениями в городскую водосточную сеть:

— отбор проб производится работниками предприятия «Мосводосток», как правило, в присутствии представителей предприятий, за исключением особых случаев, оговоренных в договоре;

— отбор проб проводится в любое время суток из контрольных колодцев всех выпусков предприятия перед сбросом в водосточную сеть.

В случае необходимости отбор проб проводится до и после локальных очистных сооружений и от отдельных корпусов предприятия:

— предприятия, организации, учреждения обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к местам отбора проб;


Бесплатная юридическая консультация:

— отбор проб оформляется протоколом установленного образца (приложение N 3 — не приводится), который подписывается представителем предприятия, участвующим при отборе проб.

Копия протокола отбора проб остается у предприятия.

Абонент вправе проводить отбор параллельных проб для анализа силами ведомственной или сторонней лаборатории по утвержденным и согласованным методикам. Перечень лабораторий, имеющих право на выполнение анализов поверхностных стоков, согласовывается Аналитической инспекцией Москомприроды.

При наличии на предприятии автоматических пробоотборников представители предприятия «Мосводосток» в присутствии представителя предприятия включают его в работу на необходимый режим отбора проб и пломбируют его.

По истечении времени работы пробоотборника представителем предприятия «Мосводосток» совместно с представителем абонента вскрывается контейнер с пробами.

При отборе проб через автоматический пробоотборник до и после его работы снимаются показания водомерных устройств, которые фиксируются в протоколе отбора проб.


Бесплатная юридическая консультация:

Абонент обязан обеспечить сохранность пломбы на пробоотборнике. При срыве пломбы составляется акт, и проба считается недействительной.

В случае неявки представителя абонента в течение получаса с момента уведомления или отказа от участия при отборе проб, а также при отказе от подписи протокола анализ отобранной пробы, выполненный предприятием «Мосводосток», считается действительным и применяется для расчета платежей. При этом в протоколе отбора проб указываются должность, фамилия, имя и отчество представителя абонента, от которого поступил отказ.

В случае когда абонент препятствует отбору проб и не допускает представителей предприятия «Мосводосток» к месту отбора проб, руководство абонента предупреждается телефонограммой с одновременным уведомлением органов охраны природы.

Предприятие «Мосводосток» вправе потребовать от предприятия, не обеспечивающего отбор проб или сохранность пломбы на автоматическом пробоотборнике, возмещения ущерба, происшедшего от невыполнения данной работы.

При расхождении результатов анализа параллельных проб, выполненных ведомственной лабораторией абонента и лабораторией предприятия «Мосводосток», устанавливается причина расхождения и в зависимости от нее принимается решение, исключающее недостоверность результатов, о чем составляется двухсторонний протокол. В спорных случаях производится анализ пробы силами независимой лаборатории, имеющей статус арбитражной (Аналитическая инспекция Москомприроды).


Бесплатная юридическая консультация:

При отсутствии возражений абонента или разногласий в анализах проб сточных вод результаты анализов являются основанием для подсчета фактического объема загрязняющих веществ в отводимых водах и определения всех форм платежей. Результаты анализов считаются действительными до следующего отбора, но не более 1 года и распространяются на весь объем сточных вод за этот период.

6. Плата за сброс поверхностных сточных вод

в водосточную сеть

6.1. Абонент, пользующийся для отведения своих сточных вод услугами городской водосточной сети, вносит плановые платежи за сброс в нее загрязняющих веществ, а также штрафные платежи за аварийные сбросы на счет владельца сети.

6.2. Плата за пользование городской водосточной сетью включает в себя две составляющие:

а) плату за услуги по водоотведению (транспортировке), устанавливаемую за каждый кубометр сточных вод;

б) плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.


Бесплатная юридическая консультация:

Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства г. Москвы от 3 декабря 1991 г. N 221. При этом платежи за сброс загрязняющих веществ сверх согласованных показателей и в порядке возмещения ущерба природе вносятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (пункт 9 постановления).

6.3. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами состоит из трех видов платежей:

— сброс загрязняющих веществ с концентрациями, не превышающими согласованные значения допустимых концентраций (ДК);

— превышение сброса загрязняющих веществ с концентрациями большими, чем допустимые концентрации (ДК), но но превышающими значений временно согласованных концентраций (ВСК);

— штрафные санкции за сверхлимитный (недекларированный) залповый сброс.

6.4. В случае отсутствия у абонента согласованных величин ДК платеж исчисляется исходя из ПДК сбрасываемых загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственного назначения.

6.5. При уклонении абонентов водосточной сети от внесения платежей предприятие «Мосводосток» имеет право потребовать взыскания соответствующих сумм в судебном или арбитражном порядке, а в случаях, предусмотренных договором, — взыскать в безакцептном порядке.

6.6. Экономические санкции на абонентов водосточных сетей налагаются предприятием «Мосводосток» в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 3 декабря 1991 г. N 221 и предоставленными ему данным постановлением правами.

6.7. Порядок исчисления, оформления и внесения платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ определяется договором абонирования водосточной сети (приложение N 1).

Источник: http://www.alppp.ru/law/okruzhayuschaja-sreda-i-prirodnye-resursy/ispolzovanie-i-ohrana-vod/8/pravila-priema-poverhnostnyh-stochnyh-vod-s-territorij-promyshlennyh-predprijatij-v-gorods.html

Плата за загрязнение. Стоки

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 6

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, как рассчитать экологическую плату за транспортные выбросы . В продолжение темы рассмотрим особенности исчисления платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.

Статья Е.В. Пресняковой «Экосбор за выбросы».

Практически каждое автохозяйство в процессе своей деятельности использует земельные участки, принадлежащие ему или закрепленные за ним на каком-либо вещном праве. На таких участках располагаются производственные площадки, размещаются автомобили и иная техника, находятся ремонтные цеха, мастерские, автомойки и прочие объекты инфраструктуры. Сведения о наличии территории, о ее площади и иных характеристиках предоставляются предприятием при его постановке на учет в Ростехнадзоре в качестве плательщика платы за загрязнение.

Сброс сточных вод на рельеф местности

На территории любого предприятия формируется поверхностный сток в виде дождевых, талых и поливомоечных вод. Отведение этого поверхностного стока возможно двумя путями — в ливневую канализацию или на рельеф местности. От того, какой путь использует транспортное предприятие, зависит, возникают ли у него обязанности по разработке соответствующей экологической документации и внесению экосбора в бюджет либо оно должно оплачивать только услуги организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Прежде чем пояснить, о чем идет речь, назовем некоторые требования, предъявляемые к отводу поверхностного стока с территории предприятия. Согласно п. 4.7 СанПиН 2.1.5.отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов. Специфические требования к водоснабжению и канализированию предприятий по обслуживанию автомобилей определены в гл. 3 ВСН»Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 12.01.1990 N ВА-15/10. В частности, отводить поверхностные сточные воды с территории транспортного предприятия следует в сеть дождевой канализации через приемный колодец с гидрозатвором без устройства местных очистных сооружений (п. 3.21). А в п. 3.25 сказано, что очистку поверхностных сточных вод допускается производить в очистных сооружениях для сточных вод от мойки подвижного состава при условии их сбора в регулирующем резервуаре и подачи на очистку в разное время суток с работой мойки подвижного состава.

«Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Не исключена ситуация, когда у предприятия нет возможности подключиться к городской канализации, поскольку ее попросту нет поблизости. Поэтому поверхностный сток с его производственной площадки, а также иные стоки, отводимые от его производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, придется сбрасывать в водный объект либо на рельеф местности. В п. 4.2 СанПиН 2.1.5.говорится, что к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам. В частности, их допускается отводить после очистки в соответствии с требованиями СанПиН и при соблюдении нормативов качества воды в пунктах водопользования.

О том, что любые стоки, отводимые с территории предприятия, должны подвергаться очистке, сказано и в п. 2.1.11 Экологических требований к предприятиям транспортно-дорожного комплекса . И еще в том же пункте говорится, что сброс предварительно очищенных сточных вод допускается на основе разрешения, выданного природоохранными органами, которым устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ.

РД4, утв. Минтрансом 20.05.1994.

Теперь, определившись с требованиями к отведению поверхностного стока, вернемся к вопросу о плате за загрязнение. Сброс загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади — один из видов негативного воздействия на окружающую среду, прямо названный в ст. 16 Закона N 7-ФЗ . При этом согласно п. 1 Порядка определения платы платой облагается сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Соответствующие нормативы платы установлены в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее — Постановление N 344). Причем таких слов, как «водосборные площади» или «рельеф местности», ни в Порядке определения платы, прописывающем правила исчисления платы, ни в Постановлении N 344, устанавливающем нормативы платы, не найти. До недавнего времени ни одного из них не было и в Приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее — Приказ N 204). В Порядке заполнения раздела 3 «Сброс загрязняющих веществ в водные объекты», утвержденном Приказом N 204, говорилось, что разд. 3 формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется плательщиком, осуществляющим сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому объекту негативного воздействия отдельно. Тем не менее не секрет, что практика взимания платы за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности существует, невзирая на формулировки в нормативно-правовых актах. И больше всего контролерам платы не дают покоя Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее — Методические указания). В п. 1.1 данного документа говорится, что под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций). А из п. 1.2 Методических указаний следует, что в целях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) сброс загрязняющих веществ на рельеф местности в составе дождевых, талых и поливомоечных вод приравнивается к сбросу загрязняющих веществ в водные объекты.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Утверждены Госкомэкологии 29.12.1998.

Правомерность применения Методических указаний вызывает массу дискуссий и судебных разбирательств. Главные аргументы предприятий, которым Ростехнадзор насчитал на основе этого документа немалые суммы платы, да еще и штрафы, обычно таковы: Методические указания не являются нормативно-правовым актом, носят рекомендательный характер, а следовательно, не могут порождать обязанностей по исчислению платы. Судьи, анализируя во взаимосвязи нормы законодательства, соглашаются: действительно, Методические указания не обязательны для применения, но они и не противоречат действующему законодательству, лишь предлагая методику расчета платы за сброс загрязняющих веществ с территорий различного функционального назначения, когда отсутствует ливневая канализация и не может быть определен фактический сброс загрязняющих веществ, то есть когда природопользователь не осуществляет соответствующий мониторинг либо осуществляемый природопользователем мониторинг не позволяет определить всю массу сбросов загрязняющих веществ (Постановления ФАС ПО от 26.08.2008 N А/07, ФАС ЗСО от 04.09.2008 N Ф/2008(11762-А45-27), Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2008 N А/2007). Другими словами, арбитры делают вывод, что необязательность Методических указаний не означает, что Ростехнадзор не вправе использовать предлагаемые ими методики расчета.

Должны заметить, что ВАС Определением от 14.02.2008 N 2080/08 отказал в пересмотре аналогичного дела (Постановление ФАС ПО от 15.11.2007 N А/07), указав, что природопользователь свои расчеты объемов загрязняющих веществ по спорным территориям и объектам не представил, а значит, Ростехнадзор правомерно определил размер платы за НВОС, используя величины, найденные расчетным путем. Это, собственно, согласуется с позицией Ростехнадзора, высказанной в Письме от 04.09.2006 N 04-09/626: даже отсутствие утвержденной методики расчета объема не освобождает плательщиков от обязанности произвести оценку сброса самостоятельно.

В названном Определении ВАС дополнительно отметил, что природопользователь не доказал тот факт, что сброс загрязняющих веществ поверхностным стоком на рельеф местности не привел к попаданию загрязняющих веществ в водоемы и подземные водные объекты и не оказал негативное воздействие на окружающую природную среду. Эта оговорка вызвала массу вопросов у предприятий. Ведь напрашивается такой вывод: ВАС признает, что платой облагается не любой сброс загрязняющих веществ, а только в водный объект, однако доказательств того, что сток с территории предприятия не попадает в водный объект, не представлено.

В общем, с платой за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности не все так просто. Однако, повторимся, практика взимания этой «полулегальной» платы существует. Более того, в этом году в п. 1 Порядка заполнения раздела 3 «Сброс загрязняющих веществ в водные объекты» внесены изменения (Приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182), предполагающие использование раздела для расчетов платы, как при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, так и при неорганизованном сбросе на водосборные территории. И, к слову, территориальные подразделения Ростехнадзора разъясняют на своих официальных сайтах, что в последнем случае нужно пользоваться Методическими указаниями.

Обратим внимание, что в измененном пункте Ростехнадзор оперирует термином «водосборные территории». Что за ним стоит, ведомство не расшифровывает. В Водном кодексе 1995 г. (ст. 1) давалось определение понятия водосборной площади: это территория, сток с которой формирует водный объект. Однако критериев отнесения территории к водосборной площади, равно как и ее определения в действующих нормативно-правовых документах, попросту не существует. При этом из разъяснений подразделений Ростехнадзора относительно составления расчетов экологических платежей можно заключить, что ведомство не видит различий между понятиями «водосборная площадь» и «рельеф местности». Да и в некоторых судебных решениях, например в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 N 07АП-2419/08, делается вывод, что понятие сброса вредных веществ в водные объекты включает понятие сброса загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком, то есть сброс стоков на рельеф следует рассматривать как сброс в водный объект.

Итак, подведем итог. По мнению органа, контролирующего взимание платы за загрязнение (Ростехнадзора), сброс загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности (водосборную территорию) облагается платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Должны пояснить, что такое «платное» негативное воздействие если и должно иметь место, то только в том случае, когда территория предприятия не оборудована системой ливневой канализации и загрязненные тало-дождевые воды сбрасываются на рельеф.

Если же территория предприятия оборудована системой ливневой канализации, то за сброс загрязняющих веществ в составе ливневых, дождевых и талых вод неорганизованным стоком предприятие не платит. Дело в том, что все эти стоки направляются по коллектору на очистные сооружения населенного пункта и только после этого сбрасываются в водный объект. Непосредственный сброс сточных вод в водные объекты производит организация ВКХ, и именно у нее возникает обязанность по внесению в бюджет платы за всю массу загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе принятых в систему канализации от других абонентов. В Ростехнадзор же предприятие представляет копию договора с водоканалом. Кстати, если в населенном пункте действует общесплавная канализация, это означает, что предприятию вне зависимости от его воли оказываются услуги по отведению поверхностного стока, которые должны быть в обязательном порядке оплачены водоканалу .

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2007 N А/2006.

Расчет платы на основе Методических указаний

В соответствии с Методическими указаниями порядок расчета платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в составе талых, дождевых, поливомоечных вод зависит от функционального использования территории природопользователя. Например, земли, занятые транспортными предприятиями, относятся к промышленно-урбанизированным территориям (п. п. 1.2, 3.1 Методических указаний). Порядок определения массы сброса загрязняющих веществ неорганизованным стоком с таких территорий прописан в п. п. 3.1.1 — 3.1.7 Методических указаний. Чтобы найти массу сброса загрязняющих веществ, транспортному предприятию необходимо знать площадь территории, на которой формируется загрязненный поверхностный сток (в том числе площадь водонепроницаемых покрытий по данным генерального плана землеустройства или статотчетности), а также концентрацию конкретных загрязняющих веществ в стоке. Объем стока дождевых, талых и поливомоечных вод определяется расчетным путем или по фактическим данным — при осуществлении природопользователем контроля и учета сброса поверхностного стока. Фактическими данными, к слову, на практике пользуются нечасто, поскольку для их получения требуются специальные измерительные приборы. Объем стока считается со всей площади землепользования, без исключения площадей застройки. Однако есть небольшая лазейка: не включается в расчет площадь, на которой предприятием не осуществляется производственная и иная хозяйственная деятельность, имеющая естественное (зеленое) покрытие . Для определения массы загрязняющих веществ, выносимых с территории землепользователя, объем поверхностного стока умножают на концентрацию загрязняющих веществ. Данные могут быть фактическими либо, если предприятие не проводит регулярный анализ проб стоков с помощью аккредитованной лаборатории (а так чаще всего и есть), устанавливаются на уровне показателей, приведенных в Приложении 4 к Методическим указаниям.

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2008 N А/2007.

Для автотранспортных и торгово-складских организаций эти концентрации принимаются следующими:

  • взвешенные веществамг/л;
  • нефтепродукты мг/л;
  • БПКмг/л;
  • ХПКмг/л;
  • тетраэтилсвинец — 0,002 мг/л.

Примечание. В Приложении к ВСН»Предприятия по обслуживанию автомобилей» приводятся более низкие значения концентраций в поверхностных сточных водах взвешенных веществ, нефтепродуктов (40 мг/л) и БПК (30 мг/л).

Природопользователь, осуществляющий неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф, должен иметь соответствующее разрешение, в отсутствие которого плата рассчитывается как для условий сверхлимитного сброса (п. 1.3 Методических указаний). При этом п. 3.1.7 Методических указаний рекомендует устанавливать предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ неорганизованным стоком на уровне, не превышающем показатели Приложения 3 к Методическим указаниям, а лимиты сбросов (временно согласованные сбросы — ВСС) — на уровне, превышающем данные показатели, либо (при наличии специфических загрязняющих веществ) на основании данных Приложения 4 к Методическим указаниям.

Плата за загрязнение от мойки транспорта

Как показывает практика, у транспортных предприятий относительно исчисления платы при сбросе загрязненных вод от автомойки возникает масса вопросов. Постараемся ответить на некоторые из них.

В соответствии с Экологическими требованиями к предприятиям транспортно-дорожного комплекса автотранспортное предприятие обязано располагать специальными участками для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающими сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву. Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС. При этом мойки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды (п. п. 2.2.5 — 2.2.7). Обратим внимание еще на один документ — Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91. В Приложении 5 «Охрана окружающей среды» к нему говорится, что для наружной мойки автомобилей, автобусов и автофургонов следует предусматривать, как правило, малосточную систему водоснабжения с использованием оборотной воды. Для мойки внутренней поверхности автофургонов, перевозящих пищевые продукты, следует проектировать локальные системы оборотного водоснабжения с использованием воды питьевого качества при ополаскивании после моющих растворов и дезинфекции. Не допускается предусматривать оборотную систему водоснабжения для мойки автомобилей, предназначенных для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицируемых веществ (п. п. 2.1, 2.2, 2.4).

Итак, сточные воды с мойки в обязательном порядке должны проходить очистку. Очищенные сточные воды либо сбрасываются в горколлектор или на рельеф местности, либо (и это наиболее предпочтительный вариант) повторно используются в мойке, то есть мойка имеет оборотное водоснабжение (подтверждение — технический паспорт). Кстати, экологические платежи не грозят, если мойка машин осуществляется по договору со специализированной организацией: обычно в Ростехнадзор предъявляется договор на обслуживание, квитанции, акты выполненных работ и выданный обслуживающей организацией документ, удостоверяющий, что используемая мойка имеет оборотный цикл водоснабжения, — и претензий нет.

Что касается собственной мойки с оборотным водоснабжением, то в процессе ее работы (а точнее, очистки сточных вод, включающей их отстаивание в герметичном накопителе) неизбежно образуются различные жидкие отходы (нефтешлам, всплывающая пленка и пр.) . Эти отходы необходимо вывозить, и обычно такую операцию проводит специализированная организация (имеющая соответствующую лицензию) с определенной периодичностью.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2008 N А/08.

Ситуация, когда моечные стоки сбрасываются в горколлектор, тоже понятна. Предприятие заключает с водоканалом договор, в котором в том числе оговариваются нормативы водоотведения по количеству и качеству сточных вод. В составе платы за водоотведение абонент оплачивает водоканалу и сброс загрязняющих веществ (в случае превышения установленных нормативов — по повышенному тарифу). Обязанности по исчислению экосбора у предприятия-абонента не возникает.

Сбросы «мойка — рельеф» такие обязанности порождают. И, кроме того, осуществлять сбросы на рельеф можно так же, как и в случае со сбросом «ливневки», имея соответствующее разрешение, устанавливающее нормативы сброса вредных веществ.

Должны заметить, что на уровне территориальных подразделений Ростехнадзора для расчета массы загрязняющих веществ задействуются местные методики. Правомерность использования подобных документов для расчета федерального сбора не раз ставилась под сомнение правоведами. Однако суды возможность использования подобных методик не исключают, руководствуясь уже известной нам логикой: порядок и нормативы платы установлены федеральным законодателем, методика же используется только для определения массы загрязняющих веществ. Например, такой вывод сделан судом в отношении Методических указаний по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности, утвержденных Приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 21.06.2004 N 611 (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 N 11АП-7613/2007). В аналогичном деле (сброс загрязняющих веществ от мойки автомобилей в водоемы) суд, подтверждая правомерность использования Ростехнадзором расчетного пути определения количества загрязняющих веществ, отметил, что предприятие не привело убедительных мотивов, по которым оно отвергает примененную Ростехнадзором методику и, не оспаривая факт оказания негативного воздействия на окружающую среду, собственных расчетов платы не представило (Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2007 N А/2007).

Примечание. Интересно, что Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан сообщает на своем официальном сайте в ответ на частные запросы, что с 1 января 2008 г. плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ при мойке автотранспорта не взимается, а при обнаружении несанкционированной мойки автотранспорта (вне специально отведенных для этого сооружений) в ходе осуществления государственного экологического контроля будет рассчитываться ущерб за причинение вреда окружающей среде.

Что понимает Ростехнадзор под специальными сооружениями, — вопрос. Мы же, со своей стороны, отметим, что ряд нормативных актов прямо предусматривает возможность осуществления мойки в уличных условиях с соблюдением определенных правил. В частности, сточные воды должны стекать по водонепроницаемой поверхности под уклоном в специальные лотки. Если такие стоки отстаиваются в аккумулирующей емкости, проходят очистку и после этого сбрасываются на рельеф, вряд ли это можно считать несанкционированной мойкой. Ну и тем более говорить об этом не приходится, если предприятие получит соответствующее разрешение.

Особенности исчисления платы за сброс вредных веществ со стоками

В форме расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен разд. 3 «Сброс загрязняющих веществ в водные объекты». Согласно п. п.Порядка заполнения раздела 3 «Сброс загрязняющих веществ в водные объекты» размер платежа рассчитывается по следующему алгоритму:

  • сумма платы в пределах норматива ПДС = фактический сброс загрязняющего вещества в пределах ПДС x норматив платы в пределах ПДС x соответствующие коэффициенты;
  • сумма платы в пределах ВСС = (фактический сброс — ВСС (но не более ВСС — ПДС)) x норматив платы в пределах ВСС x соответствующие коэффициенты;
  • сумма платы за сверхлимитный сброс = (фактический выброс — ВСС) x норматив платы в пределах ВСС x 5 x соответствующие коэффициенты.

Общий размер платы представляет собой сумму платы, исчисленную по всем загрязняющим веществам в пределах ПДС, ВСС и сверх лимитов.

Согласно п. 2 Постановления N 344 нормативы платы применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы в соответствии с Приложением 2 к Постановлению N 344, и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Кроме того, нормативы платы ежегодно индексируются на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Раздел 3 заполняется по каждому виду загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах. Фактическая масса сброса загрязняющих веществ в отчетном квартале может быть определена на основе анализа проб аккредитованной лабораторией. Но для транспортного предприятия это вариант трудоемкий и трудно реализуемый. Оптимальным представляется использовать в качестве фактических показателей массы сброса нормативы ПДС, установленные разрешением. По итогам года предприятию лишь нужно будет подтвердить фактические объемы сброса данными о времени работы мойки, о расходе воды на мытье одной машины (технические характеристики мойки или справочные данные Гипроавтотранса) и количестве помытых машин, о времени и эффективности работы очистных сооружений (п. п. 5.3, 5.4 Инструктивно-методических указаний ).

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды 26.01.1993.

Пример 1. ООО «Автолига» (автотранспортное предприятие) арендует земельный участок, на котором расположены диспетчерская, автомобильная стоянка, мастерская, гаражи, автомойка. Территория оборудована системой ливневой канализации: ливневые, дождевые, талые воды принимаются в горколлектор, что подтверждается договором с водоканалом. Мойка предприятия имеет оборотный цикл водоснабжения, что подтверждается ее техническим паспортом. Осадок с очистных сооружений мойки передается по договору со специализированной организацией.

В этом случае предприятие свободно от платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами.

Пример 2. ООО «Автолига» находится в Нижегородской области (бассейн Волги). Производственная территория предприятия не оборудована системой ливневой канализации. Организация не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ с дождевыми, талыми и поливомоечными водами на рельеф местности. На предприятии не ведется аналитический контроль за поверхностным стоком.

Для расчета платы за НВОС в качестве показателей фактической концентрации загрязняющих веществ принимаются показатели, установленные в Приложении 4 к Методическим указаниям для автотранспортных и складских предприятий.

Не будем приводить здесь общую площадь территории предприятия и ее распределение между водонепроницаемыми и естественными покрытиями, а также расчет объема поверхностного стока, производимый на основании п. 3.1.1 Методических указаний. Предположим, годовой объем поверхностного стока согласно расчетам составил 5000 куб. м.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/41909-plata-zagryaznenie-stoki

This article was written by admin