Газ коммунальные платежи

Размер коммунальных платежей за газ Получая квитанции об уплате коммунальных услуг, редкий гражданин с точностью может сказать, за что и.

Размер коммунальных платежей за газ

Получая квитанции об уплате коммунальных услуг, редкий гражданин с точностью может сказать, за что и сколько он платит. Поэтому часто возникает недовольство среди населения о завышенных показателях за газ.

Оглавление:

Для того чтобы понять, когда и как вас могут обмануть, а когда цифры квитанции вполне оправданы, следует проанализировать действующую нормативную базу.

Разберемся, какие установлены тарифы ЖКХ по коммунальным платежам за газ и выясним, что должен знать каждый владелец жилого помещения при осуществлении оплаты.

Оплата услуг ЖКХ

Граждане РФ обязаны платить за услуги ЖКХ в установленные сроки и в полном объеме.

При этом стоит ориентироваться на правила статьи 153, статьи 154, статьи 155 ЖК РФ, а также на порядок, прописанный в законе, утвержденном властями 13 августа 2006 года № 491, 6 мая 2011 № 354.

Что входит?

Жители многоквартирных домов платят за следующие коммунальные услуги:

  • газ;
  • воду (горячую и холодную);
  • канализацию;
  • электроэнергию;
  • теплоснабжение.

Кроме того, собственники жилых помещений должны оплачивать и содержание дома, в которое входит предоставление таких услуг:

  • обеспечение освещения помещений общего использования;
  • проведение уборки придомовой территории;
  • проведение ремонта;
  • вывоз мусора;
  • выполнение сезонных работ по озеленению и т. д.

С какого момента нужно платить коммунальные платежи? Смотрите тут.

Коммунальные платежи за газ: тарифы

Разберемся, какие факторы учитываются правительством при утверждении тарифов на газ, а также каким образом цена на такой ресурс может повлиять на общую стоимость остальных коммунальных платежей.

От чего зависят?

За содержание дома плательщики перечисляют 20% от общей суммы, остальное – это сумма за газ, воду, электричество и отопление.

Большая часть услуг реализуется с помощью котельных, что работают на газе. А значит, стоимость услуг формируется с учетом цены на газ.

Тарифы при предоставлении услуг газоснабжения устанавливают представители федеральных властей. В общих тарифах газ составляет 30 процентов.

Огромная доля (75%) производится компанией Газпром, которой же и контролируются генерирующие фирмы, что обеспечивают население остальными услугами.

Цена на газ последние годы росла, так как правительством было принято решение сровнять стоимость ресурса внутри страны с международными расценками. Только за 2011 – 2013 годы газ подорожал на 20%. Причина такого решения – вывод ликвидных активов в размере 60 млрд. долларов, скупка энергоактивов.

Перечислим несколько основных причин повышения роста тарифа:

  • произведение вывода активов из Газпрома;
  • разработка проектов трубопроводов и их реализация;
  • осуществление покупки непрофильных активов;
  • наличие коррупции.

С 2018 по 2018 стоимость будет устанавливаться на уровне инфляции, после чего рост цен будет ускорен.

Тарифы на коммунальные услуги в регионах отличаются по той причине, что правительство каждого округа вносит свои правки.

Влияющие факторы:

  • удаленность источника первичного энергоресурса;
  • количество жителей в регионе;
  • износ объектов техники;
  • нормативы потребления.

Розничная цена газа формируется с учетом оптовых расценок ресурса, что предназначен для последующей его продажи жителям, а также региональных составляющих розничной стоимости.

Учитываются предоставленные услуги по транспортировке газа, плата за услуги по сбыту поставщикам, НДС.

Нормативы

Нормативы имеют отличия в разных регионах. Наиболее высокие установлены в Москве, составляютрублей.

Приведем еще несколько примеров:

  • Владивосток – 2,78 тыс.;
  • Екатеринбург – 2,35 тыс.;
  • Уфа – 1,81 тыс.

Если нет прибора учета, производится начисление по коммунальным платежам за газ по тарифам следующим образом (пример тарификации для Саратовской области):

Назначение

Стоимость с начала июля 2018 г за м3 в рублях

Источник: http://77metrov.ru/kommunalnye-platezhi-za-gaz-tarify.html

Как оплатить ЖКУ

1. Что входит в ЖКУ?

В ваши ежемесячные счета за жилищно-коммунальные услуги, или ЖКУ, могут входить:

  • единый платежный документ (ЕПД), включающий в себя счет за большинство жилищно-коммунальных услуг. Подробнее о том, как пользоваться ЕПД, вы можете прочитать в нашей инструкции;
  • квитанция за электроэнергию;
  • квитанция за газ, если вы оплачиваете его по счетчику;
  • квитанция за домашний телефон. В нее же может быть включена плата за телевидение или интернет, если эти услуги предоставляет вам Московская государственная городская сеть (МГТС).
  • вы можете также получать отдельную квитанцию за коммунальные услуги от своей управляющей компании, если плата за ЖКУ для вашего дома рассчитывается через нее, а не через центры «Мои документы».

С помощью онлайн-калькулятора вы можете рассчитать примерный размер платы за коммунальные услуги по действующим тарифам.

2. Как оплачивать ЕПД?

Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую до 15-го числа каждого месяца присылают собственникам жилых и нежилых помещений, для чьих домов жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) рассчитывают через центры госуслуг «Мои документы». Он включает в себя счет за большинство (но не за все) жилищно-коммунальных услуги.

Оплатить ЕПД необходимо до 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Для этого вам понадобится сама квитанция или 10-значный номер плательщика (смотрите образец).

Оплатить ЕПД можно:

  • онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru:
  • для собственников жилых помещений;
  • для собственников нежилых помещений. При помощи сервиса также можно получить подробную детализацию как за коммунальные услуги, так и за капремонт. Онлайн-оплата недоступна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • лично в отделениях банков, «Почты России», а также с помощью банкоматов и платежных терминалов.

3. Как оплачивать ЖКУ, если я получаю не ЕПД?

Единый платежный документ (ЕПД) получают жители тех домов, для которых жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) рассчитывают через центры «Мои документы».

В остальных случаях за прием оплаты ЖКУ отвечает ваша управляющая компания, контакты которой вы можете найти на портале «Дома Москвы».

4. Как оплатить счет за электроэнергию?

Бумажную квитанцию на оплату электроэнергии вам должны прислать до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Не позднее этой же даты счет нужно оплатить, однако сделать это можно, и не дожидаясь бумажной квитанции:

  • на mos.ru с помощью 10-значного номера лицевого счета (указан в вашей квитанции);
  • с помощью мобильного телефона и банковской карты. Привяжите карту на сайте Мосэнергосбыта. Отправьте на номер 3434 сообщение: PAY(пробел)MES(пробел) Номер лицевого счета.

«>XXXXXXXXXX (пробел) Период оплаты — месяц и год.

«>ММГГ (пробел)сумма платежа в рублях. Сразу после отправки СМС-сообщения вы получите уведомление от отправителя «VBRR» с номером лицевого счета, маскированным номером банковской карты и суммой платежа. Это сообщение нужно без внесения изменений переслать на номер 3434. После списания средств со счета банковской карты вы получите уведомление c подтверждением оплаты;

  • в личном кабинете на сайте Мосэнергосбыта;
  • по квитанции в банке. Сформировать квитанцию вы можете в личном кабинете на сайте Мосэнергосбыта (вкладка «Состояние счета») или распечатать пустой бланк;
  • с помощью терминалов QIWI, «Элекснет» или CyberPlat. В меню терминала выберите «ЖКУ» или «Коммунальные услуги», далее — вкладку «Мосэнергосбыт», где вы можете указать номер своего лицевого счета и сумму платежа. Оплата будет зачислена в течение пяти дней.
  • 5. Как оплатить услуги МГТС?

    Не забудьте оплатить счет за домашний телефон от Московской государственной городской сети (МГТС) до 20-го числа месяца, следующего за расчетным:

    • на mos.ru;
    • со счета мобильного телефона или банковской карты. Доступно для абонентов «МТС» и «Билайн»;
    • с помощью электронных кошельков «МТС Деньги», QIWI Wallet, WebМоney, «Яндекс.Деньги» и Ubank;
    • в отделении вашего банка, в мобильном или интернет-банке;
    • с помощью платежных терминалов или банкоматов: выберите раздел «Связь», «ЖКХ» или «Коммунальные платежи»;
    • в центрах продаж и обслуживания МГТС или салонах-магазинах «МТС».

    6. Как оплатить газ по счетчику?

    Не забудьте оплатить газ до 10-го числа месяца, следующего за расчетным:

    • онлайн на сайте «Газпром межрегионгаз Москва» со счета банковской карты;
    • выберите удобный способ оплаты из рекомендованных на сайте «Газпром межрегионгаз Москва».

    Источник: http://www.mos.ru/otvet-dom-i-dvor/kak-oplatit-zhku/

    Тарифы на газ для населения РС — плата со счетчиком и без

    Тарифы на потребление газа, как и на иные виды коммунальных услуг, определяются актами региональных властей. Однако методы определения конкретных тарифов регламентируются федеральным законодательством. Таким образом, тарификация коммунальных услуг находится на двухуровневом законодательном регулировании, что позволяет реализовать как общефедеральные, так и местные программы.

    Тарифы за газ для населения в РФ

    Тарифы на газ для населения определяются региональными властями. Как правило, они устанавливаются в рублях за каждый потребленный кубометр голубого топлива. Однако проблемы возникают с подсчетом объема использования, так как не все потребители имеют учетное оборудование.

    Региональные власти устанавливают один тариф, однако подсчет идет различными способами:

    • те, кто установил у себя учетное оборудование для газа, оплачивают лишь за использованные и учтенные кубометры;
    • те, у кого такое оборудование не установлено, оплачивают потребление газа по нормативу, устанавливаемому в расчете на одного человека.

    К примеру, в городе Москва тариф составляет 4,41 рубля за кубометр газа. Также установлен норматив потребления газа на одного человека около 5-6 кубометров в месяц. Так, если в квартире нет счетчика, жильцы будут оплачивать в соответствии с количеством проживающих в квартире лиц.

    Кроме того, норматив потребления может различаться в зависимости от цели использования топлива. Так:

    • если потребление происходит исключительно для готовки еды, то оплата будет производится по количеству прописанных в квартире лиц;
    • если же жильцы используют голубое топливов целях отопления помещения, то подсчет будет производится исходя из общей площади данного помещения.

    Кроме того местные власти могут устанавливать различную тарификацию в зависимости от прибора, использующего газ много или мало:

    Таким образом, жильцы могут по согласованию с коммунальными организациями в соответствии с местными законодательными актами выбирать тот или иной вид тарификации объема потребленного топлива.

    Не стоит забывать, что расходы за транспортировку газа также включаются в стоимость тарифа.

    Плата за газ без счётчика, расчет по нормативам

    Итак, сколько стоит газ? Если в квартире нету счетчика, то подсчет ведется в соответствии с нормативом. Как уже было отмечено, региональные власти устанавливают различные нормативы в соответствии с целями использования газа. К примеру, в Туле действуют следующие нормативы:

    • за газовую плиту – 11,2 кубометра на одного человека;
    • за плиту и систему нагрева воды – 25 кубометров на человека;
    • плиты без системы отопления – 15,9 кубометров на человека;
    • отопление помещения – 8 кубометр за квадратный метр помещения.

    Если считать оплату за потребление газа на примере Тульской области, то в среднем на семью из трех человек, при условии отопления квартиры за счет газового оборудования, приходится порядкакубометров газа в месяц.

    Если же в хозяйстве газ используется исключительно в целях приготовления пищи и отопления, то нормативы будут следующими:

    • 11,8 кубометров на человека за приготовление пищи;
    • 14,8 кубометров на квадратный метр жилья за отопление.

    Помимо таких нормативов включаются и использование газа на содержание домашнего скота. К примеру, на одну голову свиньи в хозяйстве 21,8 кубометров газа в месяц.

    Таким образом, при оплате газа без счетчика размер платежей зависит от следующих факторов:

    • размер помещений;
    • число проживающих лиц;
    • количество и виды животных в хозяйстве;
    • степень обустроенности жилья;
    • факторы, оказывающие влияние на расход газа в хозяйстве.

    По этой причине платить по стоимости норматива не рекомендуется, так как в таком случае оплата производится в независимости от фактически потребленного количества голубого топлива.

    Разумеется, зачастую платить по счетчику выгоднее, так как в таком случае отпадает множество факторов, которые учитываются при расчете объема использованного топлива.

    Тариф за газ по счетчику, расчет по счетчику

    Итак, каковы расценки за газ для населения? При оплате по счетчику местные власти устанавливают определенный отдельный тариф. Так, в городе Москва в 2018 году за один потребленный кубометр газа по счетчику жильцам приходится платить 6,4 рубля при использование обычной газовой плиты для готовки блюд и нагрева воды.

    В зависимости от типа использования газа в квартире московские жители платят:

    • 6,4 рубля – цена за куб природного газа за газовый нагреватель в квартире (для сравнения: в Петербурге аналогичная цифра будет равна 5,97195 р.).
    • 4,593 рубля за отопление при помощи газа.

    Однако некоторые виды расхода, за которые установлены максимальные тарифы, на жителей Москвы не распространяются.

    К примеру, жители Новомосковской области при случае отопления нежилых помещений отдельно от общей системы отопления должны оплачивать по 6,7 рублей за кубический метр газа.

    Таким образом, гражданам довольно сложно приходиться с подсчетом тарификации за потребление такой услуги, как газ. Так что, чтобы облегчить себе задачу необходимо устанавливать счетчики. В противном случае очень сложно будет уследить за тем, что включается в плату за газ без счётчика за месяц.

    Источник: http://zakondoma.ru/zhkh-oplata/tarify-na-gaz-so-schetchikom-i-bez-nego.html

    Газ коммунальные платежи

    Плата за газоснабжение – регулирование, учет и налогообложение

    А у нас в квартире газ! А у вас? Многие помнят эту строчку из детского стихотворения, но далеко в прошлое ушли времена, когда в домах было печное отопление, а готовить еду приходилось на керосинках. В настоящее время львиная доля многоквартирных домов оснащена системами газоснабжения. Снабжение населения газом регулируется законодательством Российской Федерации и осуществляется на платной основе.

    О том, какими документами регулируется газоснабжение населения в Российской Федерации, как рассчитывается плата за газ, как осуществляется ее учет и налогообложение, мы и поговорим в этой статье.

    Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ), который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения. Статьей 7 названного закона определено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

    Осуществляя свои полномочия в области газоснабжения, Правительство Российской Федерации устанавливает, в частности, принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии со льготами, предусмотренными российским законодательством.

    Статьей 25 Закона № 69-ФЗ установлена обязанность по оплате поставки газа и оказанных услуг по его транспортировке потребителями на основе договора поставки и транспортировки. В случае нарушения потребителями условий договоров поставщики наделены правом уменьшения или прекращения поставок газа.

    Основные понятия, используемые в Законе № 69-ФЗ, содержит статья 2, согласно которой поставщик (газоснабжающая организация) – собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам. Потребителем газа является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

    Обязанность по внесению платы за газ установлена не только Законом № 69-ФЗ, но и Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а именно статьей 153 ЖК РФ, согласно которой граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плату за коммунальные услуги вносят как наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, так и собственники помещений в многоквартирных домах, что следует из статьи 154 ЖК РФ.

    Плата за коммунальные услуги включает в себя не только плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, но и плату за газоснабжение.

    Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее – Правила № 549). Эти правила регламентируют отношения по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором поставки газа, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

    Поставщик газа в целях Правил № 549 – газоснабжающая организация, являющая стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, а абонент – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом в данном случае может выступать:

    – физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

    – юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

    Следует отметить, что Правила № 549 не распространяются на отношения, которые возникают между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами – собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Эти отношения регулируются иными правилами, а именно Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

    Общие положения о соотношении Правил № 549 и Правил № 354 изложены в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 28 мая 2012 года № 12793/АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354». В названном письме понятие «абонент» означает гражданина, пользующегося на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющего коммунальные услуги.

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления № 354 Правила № 354, утвержденные этим постановлением, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами № 549.

    Пунктом 1 Правил № 354 предусмотрено, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

    В письме сказано, что постановление № 549 принято в соответствии с Законом № 69-ФЗ и регулирует правоотношения между поставщиком газа и:

    а) гражданами, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом;

    б) гражданами, выбравшими в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, либо управление управляющей организацией, в случае если такой многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа;

    в) собственниками и пользователями жилых домов (домовладений), оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая, приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги;

    г) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными кооперативами, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.

    Подпункты 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ предусматривают, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах) является одним из видов коммунальных услуг. Согласно статьям 5 и 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

    Правилами № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа, являющимися исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и абонентами, в том числе порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия абонента в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия абонентом показаний приборов учета, а также передачи их поставщику.

    Необходимость урегулирования указанных правоотношений между поставщиками газа и абонентами, взаимоотношения которых регламентируются Правилами № 549, обусловлена также положениями ЖК РФ. В частности, часть 11 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Предусмотренный вышеприведенными нормами ЖК РФ порядок регулирования был реализован Правительством Российской Федерации в Правилах № 354.

    Из комплексного анализа положений ЖК РФ, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, то есть Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах – Правилами № 354. Абонентом в рассматриваемом письме, как мы отметили выше, является гражданин, пользующийся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющий коммунальные услуги.

    Итак, одной из основных обязанностей абонента, установленных пунктом 21 Правил № 549, является оплата потребленного газа в установленный срок и в полном объеме.

    Но прежде чем рассчитать размер платы за газ, нужно определить объем потребленного газа. Объем определяется по показаниям прибора учета при соблюдении следующих условий (пункт 25 правил № 549):

    l используются приборы учета, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

    l пломба, установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

    l срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, не наступил;

    l прибор учета газа находится в исправном состоянии.

    Объем потребленного газа по показаниям прибора учета, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям) (пункт 26 Правил № 549).

    Температурные коэффициенты на второе полугодие 2014 года утверждены Приказом Росстандарта от 12 мая 2014 года № 572.

    Если приборы учета у абонентов (физических лиц) отсутствуют, объем потребления газа определяется в соответствии с нормативами потребления (пункт 32 Правил № 549). Такие нормативы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа».

    Населению поставляется сжиженный углеводородный и природный газ.

    Методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена Приказом Минрегиона Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 83 «Об утверждении Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа». Эта методика применяется также в случае неисправности приборов учета или истечения межповерочного периода.

    Методика расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждена Приказом Минрегиона от 15 августа 2009 года № 340 «Об утверждении Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа».

    Нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях (пункт 34 Правил № 549):

    l приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения – в расчете на 1 человека в месяц (объем газа определяется как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива для этого вида потребления);

    l отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах – в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц (объем потребленного газа определяется как произведение отапливаемой площади и норматива потребления, установленного для этих целей);

    l отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных постройках домовладения – в расчете на 1 куб. метр объема отапливаемого помещения в месяц (объем потребления определяется как произведение общего объема этих помещений и установленного для этих целей норматива);

    l приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, – в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно (в данном случае объем потребления рассчитывается как сумма произведений количества животных и птиц определенного вида и нормативов потребления газа, установленных для этих видов животных и птиц).

    Если осуществляется потребление газа по нескольким видам потребления, объем рассчитывается путем суммирования объемов газа, использованного по каждому виду потребления (пункт 38 Правил № 549).

    В зависимости от способа оформления платежных документов при расчетах за поставленный газ, установленного договором, сведения об объеме потребленного газа указываются абонентом в платежной квитанции либо сообщаются поставщику иным способом (пункт 39 Правил № 549).

    Размер платы за газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, что определено пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ.

    Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется в соответствии со статьей 21 Закона № 69-ФЗ. Согласно указанной статье оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Законом № 69-ФЗ и другими федеральными законами. По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с Законом № 69-ФЗ разработаны Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 и определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифы на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, а также порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

    Названным документом законодательно закреплены следующие понятия:

    – «предельный максимальный уровень оптовых цен на газ» – уровень оптовых цен, превышение которого в договорах поставки газа не допускается;

    – «предельный минимальный уровень оптовых цен на газ» – уровень оптовых цен, ниже которого установление стоимости газа в договорах поставки газа не допускается;

    – «розничная цена на газ» – цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.

    Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению. Методические указания определяют основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, пунктом 3 документа установлено, что розничные цены на газ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и ТСЖ для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства».

    Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, содержащимися в Приложении к Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 года № 129-э/2.

    При расчете размера платы за потребленный газ применяется тариф (цена) на газ в рублях за кубический метр.

    Итак, размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниями приборов учета, а при их отсутствии – по нормативам, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Размер платы за газ, поставленный абоненту – юридическому лицу, приобретающему газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, определяется по розничным ценам на газ, установленным для населения (пункт 41 Правил № 549).

    Размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению (то есть снабжению газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме) в жилом и нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета газа, определяется по формуле 1, содержащейся в Приложении 2 к Правилам № 354.

    Размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета газа, определяется по формуле 5, которая также содержится в Приложении 2 к Правилам № 354.

    Размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, определяется по формуле 7 того же приложения.

    Как осуществляются расчеты за газ в соответствии с жилищным законодательством?

    Плата за коммунальные услуги, которые включают в себя, как мы сказали выше, плату за газоснабжение, вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее – иной специализированный потребительский кооператив). Такой срок определен пунктом 1 стати 155 ЖК РФ.

    Плата за газ вносится на основании (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ):

    1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), которые должны быть представлены не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если, опять же, иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

    2) информации о размере платы, задолженности по оплате, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за газ. При этом информацией о размере платы и задолженности по оплате являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

    Платежные документы, информация о размере платы и задолженности по оплате согласно пункту 2.1 статьи 155 ЖК РФ подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 155 ЖК РФ. В случае не размещения платежных документов и информации о размере платы, задолженности по оплате в системе в вышеназванный срок, плата за газ вносится до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе. На это указывает пункт 2.2 статьи 155 ЖК РФ. Обратите внимание, что положения пункта 2.2 статьи 155 ЖК РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ (далее – Закон № 263-ФЗ) применяются по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения, указанного в части 3 статьи 6 Закона № 263-ФЗ, и до 1 января 2017 года, причем только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 1 января 2017 года положения пункта 2.2 статьи 155 ЖК РФ применяются для всех субъектов Российской Федерации.

    Информация о размере платы и задолженности по оплате, размещенная в системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 155 ЖК РФ. При несоответствии сведений, содержащихся в платежном документе, представленном в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 155 ЖК РФ, информации о размере платы за газ и задолженности по оплате, размещенной в системе, достоверной считается информация, размещенная в системе (пункт 2.3 статьи 155 ЖК РФ).

    Плата за газ вносится в следующем порядке:

    l наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – наймодателю этого жилого помещения (пункт 3 статьи 155 ЖК РФ);

    l наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией – управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ. Если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (пункт 4 статьи 155 ЖК РФ).

    Напомним, что пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества;

    l наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования – наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за газ ресурсоснабжающей организацией (пункт 4.1 статьи 155 ЖК РФ);

    l члены ТСЖ – в порядке, установленном органами управления ТСЖ (в отношении членов ТСЖ следует обратить внимание на тот факт, что они вносят не плату за коммунальные услуги, куда включена и плата за газ, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов коммунальных услуг) (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ);

    l собственники помещений в доме, где создано ТСЖ, но не являющиеся, при этом, членами ТСЖ – в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (пункт 6 статьи 155 ЖК РФ);

    l собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ, управление которым осуществляет управляющая организация – это управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ (пункт 7 статьи 155 ЖК РФ);

    l собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 8 статьи 155 ЖК РФ);

    l собственники жилых домов – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 9 статьи 155 ЖК РФ).

    При временном отсутствии граждан внесение платы осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан, причем перерасчет осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета.

    Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, установлен разделом VIII Правил № 354. Перерасчет осуществляется за исключением коммунальной услуги по газоснабжению на цели отопления жилых помещений (пункт 86 Правил № 354).

    В договоре с абонентом – юридическим лицом может быть предусмотрено, что граждане, которым это юридическое лицо предоставляет коммунальную услугу по газоснабжению, плату за потребленный газ перечисляют непосредственно поставщику газа, а поставщик газа уведомляет абонента о гражданах, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате газа (пункт 44 Правил № 549).

    Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими организациями заключен договор газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).

    Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 253.

    Если размер платы меняется, наймодатель, управляющая организация обязаны проинформировать об этом нанимателей и собственников жилых помещений не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, согласно которым плата за газ будет вноситься в ином размере, что следует из пункта 13 статьи 155 ЖК РФ.

    В статье мы уже отмечали, что плата за газ должна вноситься своевременно и в полном объеме. Санкции за несвоевременное внесение платы установлены пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ, согласно которому лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

    Иными словами, если до 10 (включительно) числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (а это, как мы говорили, календарный месяц), абонент не внес плату за газ, то с 11 числа он обязан уплатить пеню за каждый день просрочки платежа.

    Выше мы рассмотрели самые основные положения, касающиеся регулирования платы за газ. Перейдем к вопросам бухгалтерского учета и налогообложения платы за газ, поступающей от пользователей, организациями жилищно-коммунального хозяйства.

    Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и принятыми на его основе федеральными и отраслевыми стандартами.

    К сожалению никаких методических указаний или рекомендаций о том, как следует осуществлять бухгалтерский учет в организациях жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день не утверждено. Между тем, еще в 1993 году Минфин Российской Федерации выпустил письмо от 29 октября 1993 года № 118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве», которым можно руководствоваться и по сей день, но с учетом нормативных правовых актов, регулирующий бухгалтерский учет, принятых после выхода в свет этого письма.

    Отметим, что к организациям жилищно-коммунального комплекса Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденными Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41 отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ. Управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) также включены в состав организаций ЖКХ.

    Порядок учета платы за газ рассмотрим на примере управляющей организации. Но сначала напомним некоторые основные положения, касающиеся управляющих организаций, для чего обратимся к положениям ЖК РФ.

    Управление управляющей организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ является одним из способов управления многоквартирным домом, выбираемым собственниками помещений в многоквартирном доме.

    Договор управления должен быть заключен в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами, что следует из статьи 162 ЖК РФ. По договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива и так далее) обязуется, в частности, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.

    Итак, управляющая организация, предоставляющая собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по газоснабжению в соответствии с договором управления, поступления от собственников платы за газ учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности. Доходами от обычных видов деятельности согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н (далее – ПБУ 9/99), являются, в частности, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка).

    Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств, что следует из пункта 6 ПБУ 9/99.

    Как мы говорили выше, расчетным периодом по газоснабжению населения является календарный месяц, следовательно, выручка признается в учете управляющей организации ежемесячно в сумме, рассчитанной исходя из установленных тарифов.

    Чтобы выполнить условия договора управления по снабжению собственников помещений в многоквартирном доме газом, управляющая организация должна приобрести газ у ресурсоснабжающей организации. Следовательно, в учете управляющей организации должны отражаться расходы на приобретение такого вида ресурса, как газ. Осуществляя учет расходов, следует руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н. Стоимость приобретенных управляющей организацией коммунальных ресурсов учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.

    Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н, для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи».

    Как Вы наверняка знаете, не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых, в частности, управляющими организациями при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками, у организаций коммунального комплекса, что установлено подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

    В то же время коммунальные услуги (в том числе по газоснабжению), оказываемые ресурсоснабжающими организациями населению и управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, в связи с чем такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 18 января 2012 года №/06. Указанная позиция подтверждена постановлением Президиума ВАС Российской Федерации от 22 февраля 2011 года № 12552/10.

    В письме от 19 марта 2014 года №/11844 «О применении налога на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг» специалистами Минфина Российской Федерации даны разъяснения о порядке применения этой нормы законодательства управляющими организациями. Как указано в письме, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих организаций, в которую включается налог на добавленную стоимость.

    Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, регулируемого главой 25 НК РФ.

    В целях налогообложения прибыли согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (пункт 1 статьи 249 НК РФ).

    Затраты на приобретение газа у ресурсоснабжающей организации должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

    Управляющей организацией заключен договор управления многоквартирным домом, условиями которого предусмотрено, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений полный объем коммунальных услуг, среди которых и услуга газоснабжения, газ приобретается у ресурсоснабжающей организации.

    По условиям договора плата за газ вносится собственниками помещений на расчетный счет управляющей организации. В расчетном периоде стоимость услуг по газоснабжению составиларублей (в том числе НДС –рублей). Стоимость приобретенного газа у ресурсоснабжающей организации для выполнения условий договора управления составила такжерублей (в том числе НДС –рублей).

    В учете управляющей организации данные хозяйственные операции будут отражены следующими бухгалтерскими записями:

    Дебет 20 «Основное производство» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    –рублей – отражена стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных у ресурсоснабжающей организации;

    Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    –рублей – отражена сумма НДС, предъявленная ресурсоснабжающей организацией;

    Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

    –рублей – принята к вычету предъявленная ресурсоснабжающей организацией сумма НДС;

    Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка»

    –рублей – начислена плата за газоснабжение за расчетный период;

    Дебет 90 «Продажи» субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

    –рублей – отражена начисленная сумма НДС;

    Дебет 90 «Продажи» субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 20 «Основное производство

    –рублей – списана стоимость приобретенных коммунальных ресурсов;

    Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

    –рублей – учтены денежные средства, поступившие от собственников помещений;

    Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»

    –рублей – оплачены коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающей организации.

    Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3733

    This article was written by admin

    ×